Старинные поселения мусульман земли Кузнецкой

Здание переданное под мечеть с. Зимник. 19 октябрь 2002 год

Здание переданное под мечеть с. Зимник. 19 октябрь 2002 год

Теги:


3
30 Марта 2017г. (02 Раджаб)
Сибирь – это один из богатейших регионов России как материальными, так и людскими ресурсами, где живут различные нации и народности, исповедующие разные религии. Сибирь состоит из нескольких областей, в том числе и Кемеровской области, где проживает мусульманское население. Большая часть её территории занята Кузнецкой котловиной, огромные угольные запасы которой определили второе название области – "Кузбасс". А предки коренного тюркского населения (шорцев) были искусными мастерами по выплавке железа из руды и изготовлению различных железных изделий. Еще сибирские летописи называли этих жителей кузнецами, отсюда и пошло название нашего края Кузнецкая земля.

Существуют разные версии о появлении ислама в Сибири. Татарский историк Валеев Ф.Т. считает, что ислам мог быть распространён в Западную Сибирь волжскими булгарами и миссионерами-арабами. Средневековое государство Волжская Булгария официально провозгласила ислам как государственную религию в мае 922 году. В те времена торговый путь в Сибирь пролегал по реке Каме из Волги. Это доказывает о том, что первые миссионеры проникали в Сибирь уже X веке, но большинство исследователей временем прихода первых исламских миссионеров, благодаря публикации в 1905 году «Рукописи Катанова Н.Ф.», считают конец XIV века. По его версии, ислам распространялся в Сибири  в 1394-1395 годах миссионерами из Бухары,  направленными их главой, Багаутдином Накшбанди.  Катанов  перевел, обнаруженную им в Тобольском музее, старинную рукопись, повествующую о походе шейхов-миссионеров,  изложенную в эпической форме.  Это эпическое наследие, легенды тюрков-сибиряков  называется «сачара». Ученный пришел к выводу, что под именем Багаутдин в этих «сачарах» подразумевается шейх Накшбанди. Но современный тюменский краевед Рахимов Р.Х. подверг сомнению дату и имя шейха и высказал свое мнение, приведя следующие доказательства.  В 1394 году Багаутдина Накшбанди не было в живых, он умер  раньше за пять лет. В Бухаре в тот период правил Тимур, но в «сачарах» имя другого правителя. И в конце 14 века Сибирь уже была мусульманской, и эта земля входила в состав Золотой Орды, где ислам стал государственной религией. По версии Рахимова Р.Х. под именем Багаутдина имелся в виду проповедник из Бухары Багаутдин аль-Балхи, отец известного Джалалатдина Руми. Во время научной экспедиции в 2004 году в Тобольский район  Рахимов Р.Х. обнаружил вторую «сачара», которую назвали «Грамота хранителя Юрумской астаны».  Он исследовал эти древние рукописи, и пришёл к выводу, что вышеперечисленные факты дают основания предположить, что исламизация Сибири относится к более раннему периоду, чем принято считать (ссылаясь на рукопись, переведённую Катановым), а именно к 12 веку.

Отсутствие надежных источников не позволяет определить точную дату принятия ислама тюркскими  народами, заселяющие современную территорию Кемеровской области. Возможно, некоторые представители этих племен приняли ислам и при сибирском правителе хане Кучуме (16 век).  Но есть более поздние сведения, где группа тюркских племен (телеутов) в количестве 150 человек откочевало в 1662 году на реку Искитим под Томский острог. Затем в 1673 году они получают пастбища на вечное пользование на территории современной Кемеровской области, первым постоянным поселением было – улус Зимник (Кышлау), где останавливались на зимовье. Остальные поселения – Улус, Сарсаз, Шалай, Усть-Искитим – бывшие летние стойбища. Они под влиянием казанских и бухарских мусульман приняли Ислам, и впоследствии называли себя калмаками. Эти деревни в настоящее время находятся рядом с  городом Юрга. Так в начале 20 века в Зимнике распо­лагались мечеть, медресе (школа), и волостное управление. К 1911 году село насчитывало 727 жителя. Со временем сюда переселилось много татар-мишар из Европейской части Российской империи. Село состояло на половину из местных калмаков и татар-мишаров. Когда мы, мусульмане Прокопьевска, в октябре 2002 году вместе с имамом деревни Сарсаз Шагабиевым Рашитом побывали в этой деревни, муллой этого селения был Хайбуллин Мунир,1935 г.р. Он рассказал нам, что под мечеть в 1998 году было передано небольшое здание (бывшая библиотека), которая вмещала 20-30 человек. Из его слов мы узнали, что старая мечеть была закрыта в 1935 году. А в 2013 году была заложена новая мечеть, рассчитанная примерно на 100 человек. Работы по строительству завершены и уже проводятся джума-намазы.

[caption id="attachment_523163" align="alignleft" width="259"] Прокопьевские мусульмане у входа в мечеть с Зимник (с право на левово: Бикколов Низамутдин, Темуров Равшан, Кучумов Салават, Ибрагимов Ильяс, 19.10. 2002г.)[/caption]

На севере-западе Кемеровской области раскинулось село Юрты – Константиновы. Это селение расположено между городами Кемерово и Томском. По некоторым сведениям этому поселению около 400 лет. У этой деревни двойное название от татарского «юрт», что значит дом и русской фамилии Константиновы.  С началом строительства Московского тракта в XVIII веке вдоль него стали появляться русские деревни и под их натиском несколько татарских семей переселилось на правый берег Томи, рядом с Сосновским острогом. Близость с трактом дало новую работу и выгоду жителям деревни, они занялись извозом товара по дороге и стали торговать рыбой, скотом. Деревня стала богаче, жители срубили избы и двухэтажные дома, построили  новую мечеть и медресе. Таким образом, сформировалась центральная часть селения Юрты, а рядом была русская деревня Константинова. Фактически с XX века они уже составляли единое селение. Точная дата строительства мечети и медресе не известна, но согласно памятной книжке Томской губернии, в 1904 году в селе уже была мечеть и медресе. К 1911 году в селе проживало 208 человек. Последним  муллой был Валиш Абдрашитов, который был впоследствии репрессирован. Мечеть же просуществовала до 1940 года, после её   сделали избой-читальней. Затем в здании мечети располагался клуб, который просуществовал до 1998 года. Двухэтажное здание бывшего медресе была начальной школой, и оно сохранилось до наших дней. Сегодня же население, насчитывающее немногим более 100 человек, занимается заготовкой леса, пчеловодством, коневодством, работает на полях. В 2015 году образована Местная мусульманская религиозная организация Яшкинского района, где Председателем правления стала Еремейкина Нафиса Саперовна. Просим Всевышнего даровать этому селению, через духовное возрождение, процветание и достаток как в былые времена.

Остальные поселения мусульман расположенные в Кемеровской области образовывались  позже в течение 18 – и начало 20 вв. Они возникали вдоль Московского тракта, а в начале 20 в. рядом с Транссибирской железной дорогой, которая проходила по северной части области.

Автор: Салават Кучумов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Юсуф 01 Апреля 2017г.
Ответить

"Последним муллой был Валиш Абдрашитов, который был впоследствии репрессирован. "-это называлось Шариат плюс коммунизм.

Сибиряк 31 Марта 2017г.
Ответить

Интересно, ждём продолжения...

Яндекс.Метрика