Джихад, халифат и такфир. Как в России выбивали почву из-под ног радикалов

Слева направо: Али аль-Карадаги, Равиль Гайнутдин, Мухаммад Садык

Слева направо: Али аль-Карадаги, Равиль Гайнутдин, Мухаммад Садык

Теги:

3
06 Июня 2017г. (11 Рамадан)

Демократические преобразования в СССР положили конец эпохе борьбы с религией, разрушительные последствия которой в полной мере коснулись и ислама. За десятилетия воинствующего атеизма наиболее тяжкими по своему влиянию на состояние уммы стали демонтаж системы исламского образования и утрата отечественной школы богословия. Из некогда мощной системы подготовки богословских кадров осталось единственное на весь Союз Бухарское медресе, программа которого была сведена к образовательному минимуму и находилась под жестким идеологическим контролем.

Постсоветский период ознаменовался бурным возрождением религиозной и общественной жизни. Российское государство предоставило широкие возможности для регистрации и успешной деятельности любых мусульманских структур, центров и организаций. Начали выпускаться книги по исламу, издаваться газеты и журналы в разных регионах страны. Сотни российских мусульман отправились получать религиозное образование в учебные заведения мусульманских стран.

Одновременно на территории России происходил процесс политизации и радикализации ислама, сильное влияние на который оказывали внешние факторы. С потоком разносторонней информации религиозного характера в страну начали проникать фетвы и проповеди, призывающие к такфиру (обвинению в неверии) и джихаду. Своего апогея эти процессы достигли в период боевых действий Чечне.

С приходом к власти Владимира Путина были завершены активные конфликты на Северном Кавказе и политическая ситуация постепенно стабилизировалась. Президент инициировал вступление России в ОИК, сделав упор на развитии отношений с исламским миром и назвав Россию его неотъемлемой частью.

Однако российская умма по-прежнему продолжала проигрывать радикалам в идеологическом противостоянии. Пользуясь всеобщим хаосом 90-х, радикалы на протяжении долгих лет активно вбрасывали в российское информационное пространство свои деструктивные идеи. Ввиду отсутствия в течение 20 лет каких-либо богословских опровержений или альтернативных фетв со стороны российских религиозных деятелей, фетвы даже малоизвестных радикальных имамов по факту приобретали монопольный характер и становились богословской платформой для призывов к военному джихаду против нашей страны.

На этом фоне главным требованием времени стало создание отечественной шариатско-правовой базы для российского ислама. К тому времени в Европе уже активно функционировал Европейский совет исследований и фетв, завоевавший доверие мусульманской молодежи и ставший действенным механизмом противодействия экстремизму.

К большому сожалению, в России на протяжении нулевых эта работа велась неудовлетворительно и не увенчалась успехом. Чиновники, отвечавшие в те годы за исламское направление, оказались неспособны адекватно оценить сложившуюся ситуацию, требующую создания прочной шариатско-правовой основы для российского ислама. Явная беспомощность перед вызовами экстремизма и терроризма привела в 2011 году к отставке главного советника департамента Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Алексея Гришина, занимавшего эту должность на протяжении 9 лет. К управлению пришла новая команда специалистов, продемонстрировавшая четкое понимание образовавшихся пробелов в системе государственно-исламских отношений. С 2012 года началась планомерная работа по созданию религиозно-правовых механизмов защиты российских мусульман от экстремизма и терроризма. Она включала в себя два ключевых направления: развитие отечественной богословской школы, и создание шариатско-правовой базы отечественного ислама, позволяющей четко сформулировать отношение к своему Отечеству, осмыслить место мусульман в российском обществе, богословски обосновать неприятие экстремизма и террора. Причем следовало иметь в виду, что все богословские положения должны были, с одной стороны, отвечать российским реалиям, а с другой – быть приняты в качестве источника большей частью мусульманского населения страны.

Для этого были нужны самые известные алимы умеренного толка, готовые не просто помочь российским муфтиям с составлением богословски аргументированных фетв, но и подкрепить их своим авторитетом как независимых мусульманских ученых, что очень важно для их восприятия молодежью, которая – что уж кривить душой – с недоверием относится к большинству функционеров российских духовных управлений. Именно поэтому выбор пал на группу ученых во главе с Абдуллой Бин Бая (потомственным богословом, бывшим министром юстиции Мавритании). В эту группу вошли шейх Али Мухиддин аль-Карадаги (Ирак), шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф (Узбекистан) и другие алимы с мировым именем, а также российские муфтии.
Московская богословская декларация – идеологическая основа борьбы с экстремизмом
В мае 2012 года в Москве прошел первый в своем роде представительный форум с участием российских религиозных деятелей и наиболее авторитетных улемов мирового уровня. По его итогам был принят документ, получивший название Московской богословской декларации по вопросам джихада, халифата и такфира, составленный под руководством шейха Абдуллы Бин Бая; в работе группы участвовал заместитель муфтия Дагестана. В Декларации получили отражение наиболее важные для российских мусульман вопросы, связанные с правильной богословской интерпретацией таких понятий, как джихад, халифат, а также применения норм шариата. Само понятие джихада получило в декларации развернутое толкование со ссылкой на мусульманские первоисточники – Коран, хадисы и мнение ученых, в том числе и тех, к которым любят апеллировать салафиты (например, Ибн Таймия). Главная цель – лишить экстремистов идейной возможности ссылаться на Коран и сунну для оправдания радикальных действий, а также лишить их социальной базы в среде мусульманской молодежи.

Веским аргументом в пользу сотрудничества с алимами уровня шейха Абдуллы Бин Бая или Мухаммада Садыка было и то, что они имели в своем научном арсенале не просто дипломы нескольких вузов, но и иджазу (допуск) на преподавание ислама и вынесение фетв. Неслучайно принятая в Москве декларация по своему статусу и значению была поставлена специалистами в один ряд с аналогичными документами исламского мира, такими как знаменитая Каирская исламская декларация, что стало большим международным успехом России. Она получила высокие оценки авторитетных специалистов по исламу, как внутри страны, так и за рубежом. Как отметил профессор Высшей школы экономики, признанный ученый в области исламского права Леонид Сюкияйнен, документ был призван стать основой для комплекса мер по борьбе с религиозным экстремизмом. Так оно и произошло: впоследствии на основе декларации были приняты соответствующие богословско-правовые заключения – фетвы, оказавшие большое влияние на российскую умму.
Фетвы – оружие теперь не только радикалов
После успеха богословской конференции в Москве было необходимо закрепить ее результаты в мусульманских регионах России. В ноябре 2012 года в Махачкале прошла Международная конференция «Дагестан – территория мира». Принятая на основе положений Московской богословской декларации дагестанская фетва стала результатом совместных усилий Совета алимов Дагестана и шейха Али Мухиддина аль-Карадаги. В подготовке богословского заключения, продолжавшейся два дня, приняли участие все алимы Дагестана, которые на протяжении многих лет боролись с терроризмом, потеряв в этой борьбе 60 своих братьев по вере и коллег, включая муфтия Саидмухаммада Абубакарова и шейха Саида-афанди Чиркейского, духовного наставника дагестанских суфиев.

Д-р Али аль-Карадаги, официально приглашенный руководством республики, с богословской аргументацией доказал, что Дагестан следует признать не только «территорией мира» («дар-ус-салам»), но и «территорией ислама» («дар-уль-ислам») ввиду того, что там исторически проживают мусульмане, которые не стеснены в свободе вероисповедания и имеют возможности соблюдать все фарды ислама. Любые насильственные выступления против власти в Дагестане он признал запретными для мусульман. По итогам кропотливой работы ее участники пришли к полному согласию и приняли фетву, провозгласившую Дагестан «территорией мира и ислама». Это понятие отменяет правовую возможность военного джихада, являясь противопоставлением понятию «территория войны».

Помимо Дагестана, научные форумы, основанные на положениях Московской богословской декларации, состоялись в Ставропольском крае, в Северной Осетии, в Кабардино-Балкарии и Ингушетии. По их итогом были приняты фетвы и декларации о неприменимости к данным регионам шариатского понятия «даруль харб» (территория войны). А глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров после личного общения с шейхами Бин Бая, Карадаги и другими разработчиками Декларации подписал совместный договор о сотрудничестве, после чего распорядился публично зачитать текст Московской декларации во всех мечетях Чечни. Все вышеперечисленные мероприятия стали возможными благодаря содействию федеральной власти и финансовой помощи российского Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.
Социальная доктрина российских мусульман
Два года назад в ходе празднования Дня принятия в 922 году ислама Волжской Булгарией была принята Социальная доктрина российских мусульман. 14 июня 2015 года ее подписали: председатель Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Равиль Гайнутдин, глава Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, а также глава Духовного управления мусульман Татарстана Камиль Самигуллин. При подписании присутствовали бывший и нынешний главы Татарстана Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов.

Документ, в частности гласит: «Организованная мусульманская община — одна из прочных основ российского гражданского общества и государства. В соответствии с основополагающими канонами ислама для мусульман является богоугодным делом защита государственных интересов и безопасности страны, в которой они проживают. Мусульманские организации России в условиях новых вызовов и угроз стремятся помочь своим приверженцам гармонично интегрироваться в современное российское общество. Эти организации призывают жить в согласии с представителями различных конфессий и народов, выступают фактором, стабилизирующим отношения в обществе. Особенно полезно взаимодействия государственных органов власти и мусульманских организаций в решении не только социально-экономических проблем верующих, но и вопросов формирования духовности, нравственных принципов российских граждан».

Примечательно, что документ прошел тщательную проработку муфтиятами на стадии подготовки. По словам одного из разработчиков, д-ра Али Полосина, в процессе работы только глава ЦДУМ Талгат Таджуддин внес в проект более 40 поправок, по 30 поправок и замечаний было от СМР и ДУМ Татарстана – все они были учтены или полностью приняты. В Доктрину также вошел целый фрагмент ингушской декларация о любви к Родине, принятой отдельно в Магасе по материалам шейха Али аль-Карадаги. Все предыдущие разговоры на эту тему ранее сводились к одному слабому по части иснада хадису «Любовь к родине – часть веры». Этой аргументации было явно недостаточно. Доктор Карадаги привел аргументированные доказательства из Корана и сунны, которые вошли в текст ингушской декларации. Любопытно, что здесь же был применен шариатский метод аналогии – если сказано, что пророк Мухаммад любил свою Родину (Мекку), несмотря на то, что в те времена ее населяли преимущественно немусульмане, то богословы делают вывод о богоугодности любви каждого мусульманина к своей Родине как таковой.

Принятие Доктрины стало уникальным событием еще и потому, что в коем-то веке за одним столом собрались глава СМР Гайнутдин, ЦДУМ Таджуддин, ДУМ Татарстана Самигуллин и КЦМСК Бердиев, что стало показателем восстанавливающейся устойчивости российских муфтиятов. Напомним, что система ДУМов оказалась дестабилизирована чередой громких скандалов, возникших из-за открытого вмешательства в дела муфтиятов А.Гришина в его бытность советником Администрации президента. Учитывая, что КЦМСК является ассоциацией, чуть позднее подавляющее большинство муфтиев Северного Кавказа одобрили и подписали Доктрину на своем заседании в Пятигорске.
Первые плоды идеологической работы
Примечательно, что проделанная работа была далека от пресловутой бюрократической показухи. Представленные российской умме документы были серьезно восприняты последователями ислама, включая салафитскую общину, на представителей которой они были в большей степени и ориентированы. Делегация салафитов посетила конференцию, где обсуждалась дагестанская фетва. Потом салафиты попросили о личной встрече с шейхом Карадаги. Ученый принял их в своем гостиничном номере, где между ними состоялся продолжительный диспут на тему понятий «территория мира и ислама» и «территория войны». Шейх, что называется, разложил все по полочкам, ссылаясь только на хадисы и сиру (жизнеописание) пророка Мухаммада. В итоге делегация приняла аргументацию доктора Карадаги, признав правоту его суждений о том, что Дагестан считается «территорией мира».

Весной 2014 года, во время второго визита в Дагестан, делегации мусульманских ученых члены салафитской общины «Ахлюс-сунна-валь-джамаа» обратились к шейху Али аль-Карадаги с 15 вопросами, на которые он дал шариатские ответы и огласил их на конференции «Российские мусульмане: их права и обязанности». 7 марта 2014 года состоялось заседание комиссии по примирению, в которой участвовала вся делегация Всемирного союза мусульманских ученых (ВСМУ), муфтий Дагестана, его заместители и представители общины «Ахлюс-сунна-валь-джамаа». Был достигнут существенный прогресс в примирении между мусульманами. Примечательно, что после визита Карадаги в Дагестан количество посещений его персонального сайта из России возросло в несколько раз, а самое важное – в разы уменьшилось количество преступлений с религиозной мотивацией.

Главный итог проделанной с 2012 года идеологической работы подвела сама жизнь. Монополия радикальных сект на богословско-правовое регулирование деятельности мусульман была разрушена. Мусульманская молодежь получила богословски аргументированную поведенческую установку, которая не призывает обелять недостатки в жизни Северо-Кавказского региона – негативных проявлений там много, но которая четко устанавливает, что для борьбы с такими проявлениями следует использовать мирные и законные средства, а насилие и кровопролитие полностью запрещены шариатом.

В тех регионах, где складывалась наиболее тяжелая ситуация, после принятия богословских документов и личного общения местных мусульман с выдающимся учеными исламского мира произошла заметная стабилизация. Практически прекратились убийства на религиозной почве в Дагестане. Кроме того, многие салафиты признали муфтия Ахмада хаджи Абдулаева; они стали приходить к нему на прием, обсуждать насущные проблемы. В целом по Северному Кавказу получил мощное развитие внутриисламский диалог.

Курс на создание богословских основ противодействия экстремизму получил отражение в уфимских тезисах Владимира Путина. 22 октября 2013 года в Уфе на юбилейных торжествах в честь создания «Оренбургского собрания магометанского закона» президент выступил перед муфтиями с программной речью, заявив о новой социализации ислама, «как развитии традиционного мусульманского образа жизни, мышления, взглядов в соответствии с современной социальной действительностью, в противовес идеологии радикалов, сталкивающих верующих в средневековье». На фоне ощутимых успехов идеологического характера, он призвал мусульман активно взаимодействовать с единоверцами за рубежом в решении культурных, научных, образовательных задач, направленных на просвещение и дерадикализацию молодежи.
Караван идет
Говоря об описываемых мерах идеологического и богословско-правового характера, нельзя не отметить и то, что их реализация натолкнулась на противодействие в определенных кругах, заинтересованных в маргинализации ислама и продолжении религиозной напряженности в России.

В связи с плохим владением исламской проблематикой и отсутствием серьезной аргументации по существу противники не нашли ничего более весомого, чем обрушиться с критикой на президента ВСМУ шейха Кардави, обвинив его в антироссийских заявлениях по Сирии. В силу недостатка профессионализма критики не учли нескольких обстоятельств. Во-первых, сам Юсуф Кардави в подготовке богословских документов для российских мусульман не участвовал – их наряду с другими алимами помогали готовить Абдулла Бин Бая (кстати, покинувший ВСМУ), Али Мухиддин аль-Карадаги. Во-вторых, богословский авторитет ВСМУ в мусульманском мире действительно во многом обусловлен именем его президента – шейха Кардави, крупнейшего исламского теолога современности. Достаточно отметить, что Кардави стал основоположником богословско-правового направления «фикх аль-акаллият» (право меньшинств), разработанного специально для тех регионов, где мусульмане не являются большинством. Его труды легли в основу деятельности Европейского совета исследований и фетв. Однако, несмотря на статус Кардави, ВСМУ не является политической или вертикально интегрированной структурой. Объединяя на своей площадке теологов со всего мира, она походит скорее на профессиональные гильдии (наподобие союза журналистов, актеров и т.п.) Члены ВСМУ имеют возможность критиковать друг друга; точка зрения оппонента считается состоявшейся только тогда, когда ее невозможно опровергнуть в богословском диспуте. Некоторые члены Совета не скрывают расхождений с Кардави в политических взглядах. Такова специфика ВСМУ – плюрализм мнений изначально был отличительной особенностью этой организации.

Понятно, что выставлять уважаемых алимов пособниками экстремизма за то, что они состоят в ВСМУ, как это сделал, скажем, отставной советник А.Гришин, могут только ангажированные авторы (в данном случае не справившиеся в свое время с отведенным им фронтом работы и лично заинтересованные в «провале» и дискредитации новой команды). Членом ВСМУ являлся, например, узбекский шейх Мухаммад Садык (духовный наставник Героя России Ахмата Кадырова), который внес огромный вклад в дело просвещения мусульман и борьбы с экстремизмом на постсоветском пространстве. Тогдашний президент Узбекистана Ислам Каримов даже способствовал возвращению шейха на Родину для усиления в стране позиций умеренного ислама. Как отмечалось выше, узбекский богослов принял участие в работе над текстом Московской декларации.

Еще одной линией атаки стала ситуация в Ингушетии, а конкретно попытка властей республики упразднить местный муфтият, что было преподнесено как негативное влияние визита в республику представителей ВСМУ. Какова реальная причинно-следственная связь между этими событиями, авторы обвинений, естественно, не пояснили. Между тем, так совпало, что после визита в Ингушению шейха Карадаги местный муфтият во главе с Исой Хамхоевым решил довольно жестко разобраться с неформальным салафитским лидером Хамзатом Чумаковым. Последний заявил, что на него было совершено покушение. Однако в длящийся долгие годы конфликт вмешался глава республики Юнус-Бек Евкуров, не позволив довести дело до вооруженного противостояния. С целью объединения и консолидации всех мусульман в Ингушетии создали дискуссионную площадку по решению споров и выработке общей позиции по важным религиозным вопросам. Эксперт по исламу Максим Шевченко вообще объяснил конфликт в Ингушетии и попытку властей ликвидировать муфтият конкуренцией между Евкуровым и Хамхоевым «за лидерство внутри одного тейпа», которую многие ошибочно или специально хотят ассоциировать с темой борьбы с ваххабизмом.

Впрочем, сами по себе попытки дискредитации – пусть неуклюжие и безграмотные – представляются довольно интересным феноменом, выявляющим скрытые механизмы исламофобии, незаинтересованности в поддержании стабильности, неприятие тезиса о социализации российской уммы и желание ее использования в качестве инструмента политических игр. Все это лишь убеждает в правильности выбранного пути и необходимости двигаться вперед, руководствуясь древней мудростью о караване и лающих на него собаках.


Автор: Марат Расулов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

STync 17 Мая 2019г.
Ответить

Кто менял УКП-7 на УКП-66 отзовитесь всё ли работает

Muslimov 06 Июня 2017г.

Данный комментарий был заблокирован пользователями сайта.

Hydra-Sag 16 Декабря 2020г.
Ответить

hydra-zerkala.net

Яндекс.Метрика