Как закрывали мечети в Пермском крае

Историческая мечеть Перми

Историческая мечеть Перми

Теги:


0
16 Ноября 2017г. (26 Сафар)
За годы советской власти под различными предлогами были закрыты тысячи храмов, а их настоятели попали под жернова жестоких репрессий. Представляем исторический экскурс и базу данных «Закрытие мечетей и церквей 1930-е гг. ХХ в.» по материалам Бардымского района Пермского края.

Основной целью антирелигиозной работы в 1930-е гг. ХХ в. стало уничтожение всех видимых проявлений религиозности. В первую очередь, власти сосредоточились на закрытии зданий культа. Если к началу 1924 г. на территории Бардымского района действовало 62 мечети, 4 церкви, одна часовня, то к концу 1939 г. не осталось ни одного действующего культового здания. Первый акт закрытия двух мечетей в селе Барда состоялся по решению Сарапульского окрисполкома №12 от 1 февраля 1930 г. Последнее решение за №1606 от 10 октября 1939 г. ликвидировало мечеть 3-го прихода села Барда. Используя архивные материалы, была составлена сводная база данных, куда включена информация о мечетях и церквях. В  базу данных  были  включены  разделы:  населенный пункт, где находиться, время возбуждения ходатайств, постановление райисполкома, постановление Свердловского облисполкома, жалобы верующих, окончательное решение, для какой цели использован. После этого данные были закодированы и подсчитаны. База данных по 32 культовым учреждениям 27 деревень и сел Бардымского района. Источниками  информации для БЗ послужили материалы хранящиеся в Государственном архиве Пермского края (ГАПК) фонд р-1205.

Пик массовых закрытий культовых зданий пришлись на 1935-1936 гг., когда Свердловский облисполком в день удовлетворял от 2 до 4 ходатайств райисполкома о закрытии  мечетей и церквей. Проведенное нами исследование выявило, что лишь 58 % культовых зданий были закрыты по решению облисполкома, т.е. имеются соответствующие протоколы общих собраний с подписями верующих, анкеты на закрываемые здания, выписки из протоколов заседаний рай- и облисполкома. Остальные 27% культовых зданий закрыты путем административно-командного метода, без оформления первичной документации, предусмотренной постановлениями законодательства о культах. По 15 % культовых зданий материалы не известны. К началу 1940 г.  65%  закрытых  зданий культа  использовались  как  культурно-просветительские  учреждения:  детсады, школы, избы-читальни, клубы, 20% были отданы под склады, 10% – снесены или сгорели, 5% – под административные помещения.

Довольно часто местные власти закрывали молитвенные здания не дожидаясь их утверждения областными властями или вообще без возбуждения ходатайств перед ними. Так «по договоренности» с председателем райисполкома Валишиным были закрыты 2 мечети (из 3-х) в селе Сараши, того же сельсовета. Помещения мечетей использовались под клубную работу и подготовки кадров МТС.[1] Такое превышение райисполкомом и сельсоветами своих властных полномочий и проведение в жизнь решений без санкции вышестоящих организаций вызывали серьезное недовольство областной власти и жалобы верующих.

Как правило, верующие не шли на конфронтацию с властью и соглашались на передачу мечети сельсовету. Однако в селах, где общины   были   достаточно  многочисленны,   религиозные   советы предпринимали активные действия по удержанию молитвенных зданий в своих руках. Если решение вышестоящих государственных органов было не в пользу религиозной общины, верующие обращались с жалобами в ЦДУМ. Анализируя архивные материалы можно констатировать, что такие заявления были направлены верующими деревень Танып, Березники, Бичурино, Федорки, Краснояр. Заслуживает внимание заявление Таныпского мечетного совета в ЦДУМ: «В нашей деревне Танып было две мечети №1 существует как школа, давно снята, №2 без согласия верующих граждан мотивируя только собравшихся подписях не верующей молодежи. Мы считаем это не законным, теперь мусульмане должны молиться на открытом небе». В заявлении был приложен список верующих в количестве 90 человек, с подписями «о возвращении  мечети №2». Ответ облисполкома был незамедлителен, указывалось, что «массовая работа по закрытию культовых зданий совершенно недостаточна, в силу чего почти каждое постановление президиума облисполкома вызывает обжалования со стороны верующих. Кроме составления о закрытии того или иного здания культа райисполком никакой информации в облисполком об обстоятельствах данного дела не представляет, на запросы о высылке дополнительных материалов РИК не отвечает».[2] К тому же между рай- и облисполкомом возникла «бумажная канитель» с закрытием Таныпской мечети. Дело в том, что постановлением президиума облисполкома от 10 апреля 1935г. мечеть была закрыта. По всей видимости, облисполком не знал о том, что в селе Танып имеется еще одна не закрытая мечеть. Лишь после нескольких пересылок материалов, вопрос о второй мечети селе Танып был решен. Постановлением президиума облисполкома от 23 января 1936 г. мечеть была передана под школу.[3]

Закрытие  мечетей,  по  замыслу  властей, должно было нанести сокрушительный удар развитию мусульманских общин района. Окончательно  дезорганизовать  и  впоследствии уничтожить их должны были репрессии против  муллы. Однако мусульманам удалось сохранить свои религиозные традиции, перенеся их в сферу семейно-бытовых отношений. База данных доступна на сайте Бардымского музея.



[1] ПермГАНИ. Ф.1603. Оп.1. Д.25. Л.130

[2] ГАПК.Ф.  р-1205. Оп.1. Д.99. Л.14

[3] Там же. р-1205. Оп.1. Д.99. Л.18.



Альберт Рафилевич Махмудов

религиовед, директор Бардымского музея

Автор: Альберт Махмудов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика