Информационное
агентство России
0°C
14 декабря, 11:22

Теология исламского освобождения от Тарика Рамадана: развивайте критическое мышление

muh
Теология исламского освобождения от Тарика Рамадана: развивайте критическое мышление

В своей лекции, прочитанной в Москве 5 декабря, профессор Тарик Рамадан рассказал о проблеме развития критического мышления у мусульман.
Лекция так и назвалась: «развитие критического мышления мусульман Востока и Запада». Он начал с того, что подверг критике перевод слова «ислам» как «покорность», который часто можно встретить в книгах по исламоведению. «Слово «ислам» означает мир со своим Создателем и с окружающими», — заявил Тарик Рамадан.

Далее он перешел к объяснению своей концепции критического мышления и указал, что вера требует понимания. «Нет веры без знания. Невозможно читать тест Корана без понимания. «Знание» и означает «понимание». Обращение Аллаха к Своему пророку: «Читай!» означает понимание. Тот, кто говорит, что вера не нуждается в знании, не понимает смысла веры»,- сказал Рамадан.

Он указал на то, что в суре «Аль-Бакара» говорится: «Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их ангелам». (Коран 2,31). Это означает, что Аллах дал Адаму знание. Второе, что Он дал ему – свобода выбора. Кто хочет, верит, кто хочет — не верит. Свобода означает и свободу задавать вопросы.

Проблема мусульман заключается в том, что их учат запоминать и повторять, и это считается полноценным знанием, но при этом их не учат спрашивать.
Публичное выражение сомнения ученика в правильности позиции учителя в современном исламском мире считается дурным тоном, но если нет критического мышления, то нет знания, но даже ангелы задавали вопросы Аллаху.

Невежество и знание не идут рядом

Свою свободу выбора нужно использовать чтобы быть ближе к Богу, а не для того чтобы отдаляться от Него. Свобода выбора при этом играет, по мысли Т. Рамадана, ключевую роль.

«Если вас заставляют делать что-то неправильное нарушая повеления Всевышнего, то вы можете не подчиняться. Верующий имеет полное право интересоваться истинностью выносимых фетв и подвергать их обоснованному сомнению, а также выражать свое несогласие если на то есть веские основания», — сказал Рамадан.

Как подчеркнул профессор, в христианстве отношения с Богом выстраиваются через иерархию священников, а в исламе человек приходит к Богу по своей воле, а не по желанию кого-то.

В качестве доказательства своего тезиса он привел аят из Корана: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, — быть может, они последуют верным путем». (Коран 2,186)

По словам Рамадана, умение задавать вопросы и слышать ответы на них упрощает коммуникацию с разными людьми. Это помогало мусульманину находить общий язык и точки соприкосновения с разными людьми, в том числе и немусульманами.

Как считает Т. Рамадан, критически мыслящий человек освобождает себя от лицемерия и лучше видит собственные недостатки.

В наше время некоторые мусульмане, проживающие на Западе, считают себя «жертвами неверных» и ненавидят окружающих, но при этом не могут посмотреть на себя критически, оценить то, что они из себя представляют. «Они должны избавиться от синдрома жертвы», призывает Рамадан.

Этой теме во многом посвящена его новая книга «Манифест теологии Исламского освобождения», которая вскоре должна быть издана на английском языке. Под освобождением в данном случае подразумевается освобождение сердца и ума от ложных концепций и заблуждений, мешающих мусульманам жить полноценной общественной и интеллектуальной жизнью и говорить правду о своей религии.

В обоснование этого тезиса Тарик Рамадан привел известный хадис, переданный Абу Саидом: «Самый добродетельный джихад — это говорить правду при жестоком султане».
Критическое мышление, по словам Рамадана, необходимо и для того, чтобы разобраться, что в религии ислам является главным, а что второстепенным. В связи с этим профессор указал, что среди арабов есть тенденция утверждать, что копирование их традиций и обычаев является единственно верной версией ислама. Поэтому он призвал присутствующих «освободить себя от влияния этой культуры» и не сакрализировать ее. «Не сакрализируйте культуру. Язык Корана арабский, но культура мусульман не только арабская»,- заявил в этой связи Рамадан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. 9909.12.2017 14:07

    НАДО ЧИТАТЬ КОРАН КАЖДЫЙ ДЕНЬ, ОН ПОТИХОНЬКУ ОТКРЫВАЕТСЯ И ПОСМОТРЕТЬ СООТВЕТСВУЕТ ЛИ НАША ЖИЗНЬ СЕГОДНЯ ПИСАНИЮ. 102. О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!
    103. Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем.
    104. Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими.
    105. Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения

    • SamirAga09.12.2017 14:38

      Конечно нужно читать Коран ежедневно, особенно тем, кого Аллаh по Милости Своей научил читать Книгу. Чтение Корана — ваджиб для умеющих его читать. А Ваджиб это тот же Фард, только минус 1%.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: