Интервью с шейхом Юсефом Кардави в Катаре

1315_usuf
Обозреватель газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА с большим трудом уговорила знаменитого мусульманского теоретика впервые дать интервью российскому изданию.

-- Шейх Юсеф Кардави, сайты чеченских сепаратистов утверждают, что вы издали новую фетву (религиозное постановление) в отношении событий на Северном Кавказе. Правда ли это?

-- Где это такое было опубликовано?

-- Одна из московских газет, «Коммерсант», заявила, что вы снова решительно поддержали сепаратистов...

-- Странно. У меня ничего такого не было в последнее время. Если у меня и было заявление на чеченскую тему, то несколько лет назад. Но это, собственно, и не фетва была, а просто мое мнение. Я тогда напомнил, что мир все же поддержал независимость Восточного Тимора от Индонезии. (Жители Восточного Тимора высказались за самостоятельность на референдуме 1999 года, а в мае 2002 года их независимость была признана международным сообществом. – - Ред.) Так почему не распространить это правило на остальных? Жители Тимора не могли ужиться с индонезийцами и отделились. Почему не рассмотреть такое же требование чеченцев? Зачем отвечать на него жестокостью? Тем более, и язык у них другой, чем у русских, и религия. Требование народов, добивающихся права на самоопределение, надо уважать. И обсуждать. Вероятно, возможны особые формы сосуществования – - что-то вроде федерации или конфедерации.

-- То есть вы признаете, что стороны могут договориться?

-- Вполне возможно. Чеченцы могли бы получить больше самостоятельности, на грани независимости, но при сохранении тесных связей с Россией.

-- Вы были знакомы с лидером чеченских сепаратистов Зелимханом Яндарбиевым, убитым 13 февраля в Катаре. Следите ли вы за судом над двумя россиянами, обвиняемыми в причастности к убийству?

-- Я, конечно, знал этого человека, поскольку он жил в Катаре как беженец. Это был спокойный, достойный человек. Его убийство стало для нас неожиданностью. В такой тихой стране, как Катар, ничего подобного не случалось десятки лет. И мы в Катаре осуждаем это убийство, равно как и убийство его политических противников. Этим делом занимается суд, пусть он и решает. Хотя процесс, к сожалению, довольно закрытый.

-- Вы не допускаете, что это американцы перевели стрелки на русских? В Москве есть такое мнение...

-- Да нет. Скорее вот эти двое русских, которых судят, они и есть... но пусть суд решит, как оно на деле. Вообще же я против убийств. Убийство незаконно и противоестественно. Поэтому я сразу осудил события 11 сентября 2001 года в США. Нельзя убивать невинных мирных жителей, превращать их в средство войны. Из гражданских самолетов сделали ракеты. Никто не вправе поступать так с людьми. Хотя на самом деле мы не знаем, кто стоит за этими атаками.

-- А что вы думаете об организации «Аль-Каида», возглавляемой Усамой Бен Ладеном?

-- Я осуждаю такую деятельность. Хотя я вижу, почему мусульманские парни идут в такие организации. Ежедневно американцы и сионисты убивают мусульман в Палестине, в Ираке, во всем мусульманском мире. Американцы оправдывают все, что делает Израиль. Когда Совбез ООН попытался осудить убийство шейха Ахмада Ясина (духовный лидер палестинской организации ХАМАС, убитый израильтянами 22 марта. – - Ред.), то американцы тут же пригрозили правом вето. Америка – - вот кто ответственен за преступления Израиля. Крайне правые американские протестанты, подобные Бушу, нашли общий язык с сионистами. Они религиозные фанатики-экстремисты, апеллирующие к Господу и не сомневающиеся ни в чем. Многие мусульмане спрашивают, а что делать, если нельзя договориться, если нас унижают и уничтожают? Ничего не помогает, кроме меча. Вот такая логика у этих людей.

-- Разрешен ли в таких условиях мусульманам джихад – - священная война?

-- Война для самозащиты, для защиты своих домов, семей, земли – - всегда законна. Мусульмане в Палестине или в Ираке должны защищать себя от агрессоров. Это естественно. Когда в тело человека проникает чужеродный вирус, то миллионы клеток бросаются на борьбу с ним.

-- В российском Интернете есть ссылки на то, что год назад вы увидели необычный сон, о котором впоследствии рассказывали. Вы увидели пророка Мухаммада, который сказал, что на Земле сейчас есть только пять истинных мусульман. И среди них даже не вы, а Усама Бен Ладен.

-- Ложь чистой воды. Я ее сразу осудил. Кто только это придумывает, непонятно. Не видел я пророка Мухаммада, мир и благословение ему. И я не из тех, кто говорит подобные вещи.

-- На Северном Кавказе распространилось зародившееся на Аравийском полуострове движение ваххабизма. Это течение ислама вошло в противоречие с традиционным на Кавказе учением суфизма. Президент Чечни Ахмат Кадыров боролся с ваххабитами, считая их злом. Как реагировать на ваххабизм мусульманам России?

-- Я сторонник золотой середины. Не надо склоняться к какому-то направлению, да еще рьяно отвергая другие течения. Негоже ваххабиту или салафиту слепо преследовать суфиев, и наоборот. Не это главное, а то, добродетелен ли этот мусульманин или нет. Есть пять столпов исламской веры, их надо придерживаться. Это шахада (признание, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад пророк Его. – - Ред.), молитва, закят (отчисления в пользу нуждающихся. – - Ред.). Еще пост в месяц Рамадан и паломничество (в Мекку и Медину. – - Ред.). Истинен лишь путь добродетелей. Надо быть искренними, надежными, храбрыми, щедрыми. Бороться с пороками, в их числе прелюбодеяние, преступление убийства, употребление спиртного и наркотиков, воровство, взяточничество. На этом надо воспитывать мусульман. И не нужно вдаваться в подробности, разделяющие правоверных. У суфиев можно взять лучшее: их опыт очищения и совершенствования, например. Мусульмане должны выстроить праведные отношения с Богом, с самими собой, с окружающими. Очистите помыслы, сердца, слова от обмана, деяния от тщеты, а поклонение Господу от лицемерия. Следуйте по пути Аллаха, то есть ведите праведный образ жизни.

Мусульмане – - это образец для подражания другим людям. Поначалу мусульмане распространяли ислам не мечом, как некоторые считают, а добрыми поступками и высокими моральными качествами. Ведите джихад души, то есть очищайте ее, чтобы она приготовилась к близости Господа и смогла войти в рай.

-- 20 апреля в России официально была запрещена к продаже и распространению книга «Единобожие» («Тавхид»), написанная в ХVIII веке идеологом ваххабизма саудовцем Мухаммадом ибн Абдель-Ваххабом. Как вы это расцениваете?

-- Нельзя к таким вещам подходить с административными методами. К чему конфискация книг, запреты? Ученые должны рассказывать людям, что правильно, что нет. Должна быть просветительская работа. Надо сотрудничать в том, что объединяет, и прощать друг другу то, что разъединяет. Люди не могут быть едины во всем. Но надо вести диалог и уметь прощать.

-- Но эта книга вредна?

-- Нет в ней ничего вредного. Книга «Единобожие» шейха Мухаммада ибн Абдель-Ваххаба совсем невредна. В Катаре, где я живу, по этой книге учатся. Она призывает к борьбе с суевериями и ересями, когда люди поклоняются камням или деревьям, что не имеет отношения к исламу. Но надо отдавать отчет, что это же XVIII век! Поэтому в нашем университете мы заменили ее другой учебной книгой по Единобожию, составленной мною вместе с другими учеными. Эта книга написана современным, доступным языком.

-- Что вы думаете о заявленном в прошлом году намерении президента Путина добиться вступления России в Организацию Исламская конференция (ОИК)?

-- В России много мусульман, более 20 миллионов. Но Россия должна заслужить права членства в ОИК, доказав свое внимание к ним. Пользуются ли мусульмане у вас всеми правами? Я был несколько лет назад в Москве, и мусульмане мне жаловались, что не хватает мечетей, учителей, что они ущемлены в правах.

-- Вы египтянин, хотя живете в Катаре. У вас были проблемы с властями Египта?

-- Я приехал в Катар в 1961 году, живу в Дохе 43 года. Приехал добровольно. Но сразу после этого – - это было правление Гамаля Абдель Насера – - организация «Братья-мусульмане» подверглась в Египте притеснениям. (Кардави считается одним из ее идеологов. – - Ред.) Поэтому я не стал возвращаться. Но потом все наладилось, я езжу в Египет, читаю там лекции, там издаются мои книги.

-- То есть система правления в Египте и в других арабских странах уже не нуждается в исправлении? Ведь к этому призывал другой идеолог «Братьев-мусульман», Сейид Аль-Кутб? Он, кстати, был повешен в Египте после долгих лет тюрьмы в августе 1966 года.

-- Арабские страны, да и вообще исламский мир, нуждаются в исправлении. Нет совершенства на Земле. Мы призываем к обновлению. Но мы сегодня не следуем всему, чему учил шейх Аль-Кутб, царство ему небесное. В его взглядах на общество были преувеличения. Но реформы нужны. И они не будут успешными, если в мусульманских странах ислам на деле не станет основой жизни. Иначе мы будем все так же кружить, так и не дойдя до истины. Ведь реформы нужно начинать с самих себя. А это возможно только на основе веры и нравственности. Я призываю к примирению всех патриотических сил в исламском мире – - между суннитами и шиитами, националистами и исламистами, правителями и управляемыми. Надо преодолеть эти пропасти, чтобы спастись от настоящих угроз – - от наших врагов и от кризисов, экономических, политических. Для этого надо объединиться на основе добродетели и очищения.

-- Шейх Кардави, но это же идеализм! Разве возможно преодолеть пропасть между правителями и подданными иначе, чем путем революции!

-- Исламская нация переживает кризис. А в кризисе необходимо идти на уступки, на компромиссы. Это должны сделать и правители, и подданные, все разумные люди. У мусульман есть враги, и нам надо объединяться. Иначе действительно не будет другого выхода, кроме революции, а она будет неукротима, она принесет анархию, и только Аллаху ведомо, когда это кончится. Все, кто понимает это, должны возглавить процесс объединения.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика