ОСОБЕННОСТИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ТАТАРСТАНА

1012_nabiev
Беседа Рената Насырова с председателем Совета по делам религий при Кабинете Министров Республики Татарстан Ринатом Набиевым

Набиев Ринат Ахметгалиевич
Председатель Совета по делам религий при Кабинете Министров РТ.
Родился 13 сентября 1950 года в деревне Имянлекулово Чекмагушевского района Башкирской АССР. Окончил исторический факультет Казанского государственного университета (1977 г.). Доктор исторических наук. Владеет английским языком.
В 1968 – 1969 гг. был помощником тракториста. После службы в армии учился в КГУ и аспирантуре.
В 1980 – 1995 гг. – ассистент, доцент, старший научный сотрудник, профессор исторического факультета КГУ.
В 1995 году – консультант отдела по реабилитации жертв политических репрессий Администрации Президента РФ.
В 1996 – 1997 гг. – профессор кафедры истории Татарстана.
С 1997 года – председатель Совета по делам религий при Кабинете Министров РТ.
Заслуженный деятель науки РТ.
Женат, имеет двоих сыновей.

– Ринат Ахметгалиевич, Татарстан многие называют образцово-показательной республикой в плане межнациональных и межконфессиональных отношений. Вы согласны с такой оценкой?
– Татарстан своей историей, нынешним состоянием и своими планами действительно подтверждает эту мысль. Сегодня республика – то место, где мирно уживаются, сосуществуют и сотрудничают две крупные конфессии, две цивилизации, основанные на исламе и христианстве. С одной стороны, атмосфера взаимоуважения представителей двух религий сложилось исторически. Вместе с тем не удалось бы достигнуть таких результатов без соответствующей работы, проводимой в этом направлении, и политической воли нашего руководства. В тончайшей сфере межконфессиональных отношений, где затрагивается и чувственная сфера, и достоинство человека, нации и т.д., нужна продуманная политика. И такая политика в настоящее время осуществляется. Подтверждение тому – регулярные встречи президента М. Шаймиева перед крупными праздниками с представителями и мусульманства, и православия, где на начальном этапе обсуждаются и решаются особо насущные проблемы. Двигаясь этим путем, мы постепенно сумели выйти на уровень разрешения накопившихся проблем.
Я считаю, что государство много сделало в сфере религиозного возрождения. Но сегодня нужно делать больший акцент на внутреннее развитие религии, постепенно переходить на самофинансирование, использовать все имеющиеся возможности: интеллектуальные, организационные, финансовые, которые традиционно существовали в исламе и православии и работали на внутреннее развитие. В данном случае речь идет и о благотворительной деятельности, привлечении религиозных институтов в борьбе с различными негативными явлениями в обществе: наркоманией, преступностью, нищетой. Тем более что государство выступает с инициативой проведения конкурсов для религиозных организаций с возможностью получения грантов.

– Какие факторы вы бы отметили как мешающие процессу религиозного возрождения?
– Этот процесс связан в первую очередь с наличием кадров, работающих в религиозной сфере. Мы еще не до конца укомплектовали приходы имамами и священниками, закончившими религиозные учебные заведения. Их процент пока не так высок, особенно в сельских районах. Это в какой-то степени является препятствием для более оживленной работы.
Кроме того, имеющиеся у нас экономические и социальные проблемы тоже отражаются на общей ситуации, не позволяя решать такие вопросы, как окончание строительства культовых зданий, учебных заведений, приютов и т.д. В данном случае я бы не хотел акцентировать внимание на наличии внутренних проблем – они постепенно решаются самими религиозными организациями. Наша позиция такова, чтобы они в большей степени занимались решением возникающих проблем. Государство, со своей стороны, должно следить за соблюдением закона и обеспечить возможность религиозным организациям реализовывать их уставные обязанности. Есть соответствующие государственные структуры, которые осуществляют контроль в этой области. Совет по делам религии является в данном случае учреждением, призванным решать проблемы, с которыми сталкиваются религиозные организации. При Совете работает комиссия по вопросам государственно-конфессиональных отношений, занимающаяся рассмотрением спорных, конфликтных вопросов, а также пожеланий религиозных организаций. Сообща мы вырабатываем рекомендации для государственных структур. В большинстве случаев они принимаются во внимание и реализуются. Если есть проблемы, – а они всегда возникают – мы готовы их обсуждать в открытой форме с участием заинтересованных ведомств и министерств, представителей религиозных организаций, которые являются членами этой комиссии. Такого рода расширение субъектов государственно-конфессиональных отношений позволяет в какой-то форме снять возникающие напряжения, подобно тем какие имели место, например, в Набережных Челнах и Альметьевске. Эти вопросы открыто обсуждались, и мы находили пути и возможности решения возникших проблем.

– Вы упомянули ситуацию в Набережных Челнах и Альметьевске, где имеются факты распространения среди части мусульманской молодежи крайних идей. Как вы считаете, с чем это связано, и какие шаги необходимо предпринимать для решения проблем такого рода?
– Появление течений радикального характера связано с тем, что страна переживает переход от одних экономических отношений к другим. Естественно, на этом пути бывают издержки. Как и следовало ожидать, в идеологическом вакууме появляются различные идеологические течения как в христианстве, так и в исламе. Здесь мы не застрахованы. Главное, я считаю, мы должны возродить свои традиции: традиционный ислам, который существует здесь уже тысячелетие.

– Такие термины, как “традиционный” или “нетрадиционный” ислам, сегодня используются в спекулятивных целях. Зачастую получается, что чем больше мусульманин стремится исполнять предписания своей религии, тем больше его обвиняют в нетрадиционализме. По каким критериям лично вы отличайте “традиционный” ислам от “нетрадиционного”?
– В понятие “традиционный российский” ислам я вкладываю такое содержание, которое отражает тот многолетний, многовековой опыт сосуществования двух крупнейших религий: ислама и православия. Этот ислам показал себя и толерантным, и гибким, и восприимчивым к различным достижениям мировой культуры, западной и восточной цивилизаций. Я считаю, что такие принципы, как лояльность к властям, инкорпорированность общественно-политических процессов общества и уважения законов того государства, где ты живешь, – это важнейшие принципы, которые вкладываются в понятие “традиционного” ислама. Более того, скажу, что в этом исламе появилось такое течение, как джадидизм, благодаря которому произошла адоптация норм и требований ислама к вызовам времени, к изменившейся культурно-экономической ситуации, что привело к открытию нового дыхания ислама и новому этапу развития этой религии. В джадидистских медресе выросли известные общественные и политические деятели, теологи, которые оставили заметный след не только в истории татар, но и исламского мира в целом.

– Сегодня во многих регионах РФ мусульмане встречают множество трудностей во взаимоотношениях с властями. Как строятся отношения с мусульманскими структурами в Татарстане?
– Мы живем в одном государстве, в едином правовом пространстве. В принципе, везде должны строиться хорошие, конструктивные отношения государственных и религиозных институтов. В Татарстане отношения двух крупных конфессий с государственными институтами выстраиваются с учетом особенностей, присущих этим конфессиям. Считаю, что та формула, те теоретические и практические направления работы на практике показали себя весьма полезными, весьма успешными, и служат своеобразным эталоном для развития такого рода отношений. В данном случае на уровне глав администраций, на уровне республиканских государственных институтов существует конструктивный подход к решению вопросов, которые возникают в государственной сфере и сфере деятельности религиозных организаций. В качестве примера могу привести встречи заместителя премьер-министра Татарстана Зили Валеевой с представителями православной и мусульманской конфессий, в ходе которых открыто обсуждаются различные вопросы, волнующие верующих, как например, вопрос проведения международной конференции по исламу или мероприятия, связанные с 450-летием епархии и т.д.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика