Франция отступает, но не сдается

В столице Алжира 14 июня прошла самая крупная демонстрация берберов с начала апрельских волнений на национальной почве. Беспорядками были охвачены и другие районы страны, населенные преимущественно берберами, такие как Биджая, Тизи Озу, Бувира, Бумирдас, Ханшала, Уммуль Баваки, Аннаба. К продолжающимся уже несколько недель актам гражданского неповиновения своих соплеменников призвали национальные лидеры алжирских берберов. В результате погибли десятки и ранены сотни людей, в том числе и журналисты, возникла угроза территориальной целостности страны.

В своих комментариях по поводу этих событий ряд политических деятелей говорят о «французском следе». Так, глава «Движения за преобразования в Алжире» Абдулла Джабалла в интервью интернет-изданию «Ислам онлайн» заявил: «Франция продолжает вмешиваться во внутренние дела Алжира и угрожать его территориальной целостности, создавая проблемы, способные привести к развалу страны. Самой острой среди них является так называемый берберский вопрос. Париж не только подготовил почву и посеял это ядовитое зерно, но и создал целую армию людей для его защиты». Джабалла подчеркнул, что, уважая право берберов на родной язык, он против перевода его написания на французские буквы, что неминуемо будет способствовать обособлению берберов от остального населения страны, чего, по его мнению, и добивается Франция.
Джабалла добавил, что проводимая Францией кампания по «францизации» алжирского населения представляет опасность и для самого берберского языка. Он обвинил алжирское руководство в том, что оно чинит препятствия на пути исламского просвещения в этих районах, тем самым помогая врагам разваливать государство. «Люди веками мирно жили на этой земле, исповедовали одну религию, говорили и писали на одном языке, – сказал Джабалла – но с приходом колонизаторов пришли и межнациональные проблемы».
Касаясь французского колониализма, необходимо отметить, что французы на покоренных землях вводили прямое правление, в отличие, например, от англичан, управших колониями с помощью местной аристократической верхушки, поэтому он отличался большей бесчеловечностью и варварством. Особая жестокость по отношению к местному населению была проявлена во время подавления национально-освободительных движений, в том числе и алжирского, развернувшегося в 50-е годы двадцатого века. Преступления, реально совершенные французской армией, намного превосходят по своему масштабу и зверству те, в которых публично сознались бывшие ее военнослужащие.
Отрадно, что сегодня, хотя и с большим опозданием, французы начинают осознавать свою вину за совершенное ими беззаконие в бывших колониях. По этому поводу развернулась полемика в политических кругах и в прессе. Например, в газете «Либерасьон» за 9 мая 2001 г. опубликованы результаты опроса, согласно которым больше половины французов одобрили личные извинения президента Ширака и премьер-министра Жоспена, принесенные алжирскому народу. 56% опрошенных высказались за привлечение к суду генералов, отдававших преступные приказы пытать и убивать людей, 30% – выступили против этого, остальные же затруднились ответить. Сегодня, по мнению большинства французов, когда руководство страны официально осудило геноцид армян в Турции, ему стоит задуматься и о признании собственного геноцида в отношении алжирского, тунисского, марокканского, мавританского, сенегальского, сирийского и других народов. Ведь то, что произошло на захваченных землях, в частности в Северной Африке, нельзя назвать просто «чрезмерным применением силы», это была четко спланированная политика, направленная на порабощение и геноцид местного населения. Поэтому, по мнению алжирцев, недостаточно лишь признания вины и принесения публичных извинений, а необходимо компенсировать весь моральный и материальный ущерб, нанесенный колонизаторами.
На первый взгляд вызывает удивление то, что алжирское руководство не требует от бывшей метрополии возмещения причиненного ущерба. Но все становится предельно ясным, глядя на ту помощь, которую Париж оказывает антинародным силам Алжира. Взять хотя бы государственный переворот после парламентских выборов 1992 г., когда законные народные избранники были отстранены от власти при прямой поддержке Франции. И по сей день политическое руководство Алжира пользуется всесторонней поддержкой с противоположного берега Средиземного моря. К тому же сегодня во главе государства и армии стоят те люди, которые во время подавления народно-освободительного движения и расправы над его участниками в 50-е гг. находились в рядах французской армии, и ныне они боятся, что им придется ответить перед собственным народом за совершенные злодеяния.
В интересах удержания власти и ухода от ответственности коррумпированные руководство и генералитет исполняют музыку, заказанную из-за границы. Государственные СМИ концентрируют внимание на так называемых борцах за национальные права берберов, которые между делом отстаивают интересы бывших колонизаторов. Что касается большей части берберского населения, то оно славится глубокими исламскими традициями, начиная с Тарика бин Зияда (бербера по национальности), открывшего Испанию для ислама. По сей день его именем (в измененном варианте: «Гибралтар» («джабаль ат-Тарик» – «гора Тарика») называется пролив, через который в VIII в. переправился со своей армией известный полководец. О следовании исламской традиции современных берберов достаточно красноречиво свидетельствует тот факт, что представители этого народа стоят во главе двух самых крупных исламских партий Северной Африки: «Фронт исламского спасения» в Алжире, возглавляемая Аббасом Мадани и «Справедливость и благодеяние» в Марокко, возглавляемая Абдус-Салямом Йасином.
Последние события в Алжире показали, что, несмотря на личные извинения президента и премьера Франции, продолжается политика бесцеремонного вмешательства во внутренние дела суверенного государства, в условиях пассивного безмолвия алжирских властей. По словам того же Джабаллы: «Создание и разжигание так называемого берберского вопроса есть ни что иное, как необъявленная война против арабского языка и исламской цивилизации».
Проблема грозит разрастись и перекинуться на соседние арабские государства. Способно ли нынешнее правительство Алжира, которое пришло к власти по разработанному во Франции сценарию, справиться с этим разрушительным явлением? И на какой идеологической основе оно будет делать это, одновременно препятствуя исламскому просвещению и насаждая западную культуру?! Вопрос остается открытым…

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика