ТЮРЕМНАЯ ЭПОПЕЯ РОССИЙСКИХ ТАЛИБОВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Граждане России, экстрадированные из Гуантанамо, содержатся в следственном изоляторе Пятигорска

28 февраля в Россию были экстрадированы семеро из восьми содержащихся на американской военной базе в Гуантанамо российских граждан, задержанных в Афганистане в ходе проведения американскими войсками так называемой антитеррористической операции. Факт передачи семерых пленников российской стороне официально подтвердило посольство США в Москве. Еще один российский гражданин, по данным РИА Новости, пока остается на базе.

Напомним, что после падения талибского правительства Афганистана в американском плену оказались восемь граждан России: это три уроженца Татарстана – Айрат Вахитов, Равиль Гумаров и Равиль Мингазов, Шамиль Хаджиев из Башкирии, Расул Кудаев и Руслан Одигов из Кабардино-Балкарии, Рустам Ахмеров из Челябинска и Тимур Ишмурадов из Тюменской области.

Ни для кого не являются секретом факты участия наших соотечественников в локальных конфликтах за пределами России, например, во время агрессии США против Югославии. Поэтому не исключено, что часть оказавшихся в американском плену российские граждане отправились в Афганистан по зову сердца для оказания помощи своим единоверцам. Тем более что ни о каких судебных процессах и обвинениях в “наемничестве” в отношении лиц, оказывающих помощь сербам, в России не было слышно. Более того, вокруг этих людей создавался ореол славы; интервью с некоторыми из них были даже показаны по центральному телевидению.

Но были среди российских узников Гуантанамо и такие, что оказались в Афганистане благодаря неблагоприятному стечению обстоятельств. Например, имам мечети “Тауба” Айрат Вахитов, который учился в набережночелнинском медресе “Йолдыз”. По словам его матери, 70-летней Амины Хасановой, в феврале 1999 года ее сын отправился в Чечню, чтобы продолжить образование в Исламском институте, действовавшем в Грозном при президенте Масхадове. В Чечне Айрат оказался в плену, где провел три месяца. Весной 1999 года он вернулся на родину.

После поездки в Чечню его начали преследовать правоохранительные органы. Против него было возбуждено уголовное дело по ст. 208 “участие в незаконных вооруженных формированиях”. Три месяца Айрат, к тому времени бывший не только имамом, но и членом “Татарского общественного центра”, находился под следствием. Его снова посадили, но на этот раз в российский следственный изолятор. Двумя месяцами позже Айрата отпустили домой подлечиться. Больше его ни в ФСБ и в СИЗО не видели.

О судьбе Айрата мать ничего не знала почти год. В последний раз она видела сына 29 декабря 1999 года. 14 декабря 2001 ей позвонили из Кандагара и сообщили, что ее сын стал пленником талибов. Друзья и близкие Айрата утверждают, что ему пришлось покинуть пределы Российской Федерации из-за преследований, которым он подвергся на родине. Амина-ханум уверена, что ее сын бежал сначала в Таджикистан, а потом в Афганистан – страны, где, по его мнению, было проще скрываться от преследования. По ее свидетельству, дома Айрат часто говорил: “Лучше смерть, чем такая тюрьма”. Уже будучи узником Гуантанамо, А. Вахитов не раз обращался в Госдеп США и к местному начальству с просьбой не возвращать его на родину. Притом, что в лагере Гуантанамо пленные талибы целыми днями томились под палящим солнцем и подвергались регулярным пыткам. Достаточно отметить, что за полтора года свести счеты с жизнью пытались около тридцати талибов. Следует обратить внимание на правовое положение заключенных Гуантанамо – они ни военнопленные, ни просто преступники; на них не распространяется ни Женевская конвенция, ни уголовное право. В ближайшее время вопрос о правомочности лагеря в Гуантанамо рассмотрит Верховный суд США, при этом скорее всего, не оставит от него камня на камне.

Примечательно, что недавно из Гуантанамо были освобождены пятеро британцев. Но в отличие от российских граждан подданные Ее Величества находятся на свободе. Британские суды не признают доказательства, собранные американцами. В этой связи напрашивается вопрос, какими доказательствами сейчас оперирует российское следствие?

В следственном управлении Генеральной прокуратуры по Северному Кавказу отказываются комментировать информацию, связанную с указанными лицами. По словам заместителя генерального прокурора Сергея Фридинского, в настоящее время они “с санкции суда водворены в места предварительного заключения”. Мать одного из заключенных уточнила, что ее сын и его товарищи находятся в следственном изоляторе Пятигорска, в так называемом “Белом лебеде”. Узнав об этом, она сразу же съездила в Пятигорск, но в свидании ей было отказано, в СИЗО даже не стали брать передачи для подследственного. Переданным России гражданам предъявлены обвинения по статьям “незаконный переход границы” (ст. 322 УК РФ), “наемничество” (359), “участие в преступном сообществе” (210), передает Интерфакс. В случае если они будут признаны виновными, им грозит наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика