Информационное
агентство России
8°C
22 сентября, 09:21

НА ПРАРОДИНЕ ТЮРКОВ

art_dev

Из всех российских регионов Республика Алтай, пожалуй, одно из самых тихих и неприметных мест. Здесь не услышишь ни о громких политических сенсациях, ни о грандиозных экономических проектах, ни о массовых культурных мероприятиях. Испокон веков коренные жители Алтая вели размеренную жизнь, занимаясь скотоводством, поскольку в условиях сурового климата и неплодородности почвы, занятие земледелием было практически невозможным. Среди предков алтайцев были широко распространены языческие верования, хотя многие роды и племена, такие как Майманы, Кыпчаки, Кергилы исповедовали Ислам с незапамятных времен.

С начала XVIII века началась фактическая колонизация Алтая, сопровождающаяся массовым переселением сюда жителей центральных районов страны, процессом насильственной христианизации и русификации коренного населения. Так, местным священнослужителям разрешалось брать в жены только русских девушек и категорически запрещалось жениться на алтайках, даже если они исповедовали христианство. Центром христианизации являлась Алтайская православная миссия, действующая и по сей день. С целью распространения христианства и последующего покорения земель нередко использовались подкупы и, так называемая, “установка крестов”, когда в радиусе пяти верст от вкопанного в землю креста имели право селиться только христиане. Таким путем были захвачены самые плодородные земли, что привело к вытеснению алтайцев и казахов в самые труднодоступные и неплодородные районы. Одним из характерных приемов христианизации было покровительство властями тех местных преступников, которые ради избавления от наказания принимали христианство. Отсюда пошло распространенное в языке алтайцев выражение “креске тужерге” (“упасть к кресту”).
Ислам вернулся на древнюю землю тюрков около ста лет назад, вместе с первыми казахскими поселенцами из нынешней Монголии и Китая. К этому времени многие некогда бытовавшие здесь мусульманские традиции были утеряны, о чем свидетельствовал алтайский язык, изобилующий арабскими словами.
Сегодня в республике Алтай насчитывается около16 тыс. мусульман, что соответствует 8% общего населения. Большую часть (около 12 тыс.) составляют казахи. Среди них есть также азербайджанцы, уйгуры, алтайцы, а в последнее время появились и русские. Основные проблемы местной мусульманской общины связаны с отсутствием духовных учебных заведений и религиозной литературы. Особо ощущается необходимость в женском медресе, так как отправлять девушек на обучение в другие регионы не всегда представляется возможным. Четыре мечети, которые сейчас частично выполняют функции медресе, естественно, не способны удовлетворить потребностям мусульман в получении религиозных знаний и не вмещают всех прихожан, собирающихся на пятничный намаз. Сейчас на деньги мусульманских предпринимателей строится мечеть в столице — г. Горно-Алтайске, и в ряде сел республики. Также остро ощущается нехватка квалифицированных преподавателей и священнослужителей для работы с населением.
Исламская религиозная жизнь в республике развивается в унисон с увеличением количества верующих. С 1993 года действовала “Община мусульман республики Алтай”. Сейчас она упразднена, а вместо нее зарегистрированы три общины Духовного управления мусульман азиатской части России (ДУМ АЧР). Верховным имамом республики избран шейх Амангелди Кобдабаев. В данный момент назрела потребность в новой структуре управления. Для ее создания планируется проведение Курултая мусульман Республики Алтай, который одновременно станет учредительной конференцией Духовного управления мусульман Республики Алтай (ДУМ РА). Основной задачей этого собрания является определение приоритетных путей развития и выработка концепции эффективного взаимодействия с администрацией республики. Стоит отметить, что сложились очень хорошие отношения мусульман со столичной властью. Активно сотрудничает с ними мэр Горно-Алтайска г-н В.А.Облогин, недавно он помог местной общине в выделении участка для строительства мечети. Еще одним позитивным фактом, свидетельствующим об укреплении авторитета мусульман, является избрание в 1999 году имама Кош-Агачской общины Ерболата Бегенова главой администрации этого райцентра с населением 17 тыс. человек. Примечательно, что за него проголосовали жители различных вероисповеданий.
В заключение хочется подчеркнуть, что на фоне развивающихся исламофобских тенденций в нашей стране и растущего недоверия мусульман к представителям власти, которые в своих выступлениях часто склонны представлять Ислам в негативной форме, плодотворное взаимодействие мусульман республики Алтай с местным руководством могло бы стать примером многим чиновникам, как на местах, так и в центре, которым следует изменить предвзятую позицию во благо стабильности и мирного сосуществования всех конфессий на территории России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: