МОСТЫ МЕЖДУ ИСЛАМОМ И ФРАНЦИЕЙ

Когда Дидье Бург стал мусульманином в 1988 году, он добавил “Али” к своему христианскому имени. Когда его мусульманские знакомые просили его о какой-либо услуге, они обращались к нему “брат Али”. Когда же ему хотели дать понять, что считают его мусульманином второго сорта, к нему обращались “Дидье”.


Дидье решил остаться просто Дидье. Этот 39-летний учитель не считает принятие Ислама отречением от своей прежней веры. Он – представитель того поколения новообращенных, которые открыли Ислам через суфийский мистицизм, но не порвали со своим христианским прошлым.
Для некоторых обращение в Ислам стало результатом неприятия господствующей на Западе религии. Однако Бург считает, что многие новообращенные воспринимают Ислам прежде всего как завершение или обогащение своего христианского опыта. Новообращенных привлекают как продолжение божественного Откровения и пророческой традиции, так и внутреннее и духовное измерение Ислама.
Следуя духовным путем
Обращение не обязательно означает разрыв с прошлым. Эрик Жоффрей, преподаватель арабского языка и исламоведения в университете Страсбурга, был воспитан католическими родителями и посещал католическую школу. Он прошел длинный путь в поисках мудрости: он побывал в христианских монастырях во Франции и Греции, познакомился с суфизмом и арабским языком, жил в двух ламаистских храмах в Савойе и Бургундии, практиковал Дзэн-буддизм.
"Принятие Ислама стало для меня завершением пути моего духовного развития." – говорит Жоффрей. Он жил в Сирии и Тунисе. Он женился на мусульманке и воспитывает своих детей мусульманами.
Современная демография
В 80-е годы, когда антиисламские настроения достигли своего пика, в печати приводились фантастические данные о числе новообращенных во Франции. Называлась даже цифра 500 тысяч, хотя их истинное число составляет около 50 тысяч. Между 1992 и 1998 годами в Большой мечети Парижа было зарегистрировано 685 актов принятия Ислама. Большинство новообращенных – представители среднего класса (служащие, учителя, студенты). Мужчин среди них вдвое больше, чем женщин. Примерно треть обращений происходит после заключения брака или поездки за границу.
В прошлом большинство новообращенных составляли ученые, перед этим долгое время изучавшие Ислам. Среди них – Морис Глоттон и Якуб Роти. Сейчас причины обращения стали более разнообразными. Бург говорил о молодом человеке, принявшем Ислам потому, что он влюбился в арабскую девушку из соседней квартиры. Среди недавних новообращенных также есть директора компаний "Пауль" Али Бонтемпс и Шанталь Виктор, которая приняла Ислам после деловой поездки в Марокко.
Иногда происходит групповое принятие Ислама соседями из пригородов. Большинство из них – французы, но есть и португальцы, итальянцы и выходцы из Вест-Индии. Социологи объясняют это явление солидарностью с молодыми мусульманами, страдающими от расизма. Таких новообращенных привлекает также простота обрядности – ежедневной пятикратной молитвы и поста.
Некоторые новообращенные стремятся подчеркнуть свою исламскую идентичность внешним видом – бородой, традиционной исламской одеждой.

Даже негативная информация порождает интерес
Как ни парадоксально, даже негативная информация об Исламе, распространяемая СМИ, способствует росту интереса к этой религии. Столкнувшись с набором стереотипов об Исламе, люди стремятся больше узнать о нем. Городские советы, школы и исламо-христианские группы часто просят новообращенных прочитать лекции и ответить на вопросы о шариате, положении женщин и джихаде.

Уникальная роль новообращенных
Некоторые из новообращенных играют важную роль в исламской общине Франции в качестве посредников между ней и окружающим обществом. Так, Дидье Бург был пресс-секретарем Национальной федерации французских мусульман и руководил Институтом исламских исследований в Париже, а затем стал президентом Лиги прав человека в Версале.
Новообращенные видят себя в качестве связующих звеньев между Исламом и Францией, особенно ее интеллектуальными кругами и СМИ. "Даже в университетах можно встретить много страхов и предрассудков," – говорит Жоффрей.
Однако нужно строить мосты не только между Исламом и светским обществом, но и внутри самой мусульманской общины, раздробленность которой зачастую обескураживает новообращенных.








Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика