РУССКИЕ МУСУЛЬМАНЕ НАЧИНАЮТ БОРЬБУ С ПРЕДРАССУДКАМИ

Когда общество испытывает глубокий идейный кризис – а именно это, к сожалению, сейчас и происходит в нашей стране – основными ориентирами общественного сознания становятся предрассудки, которые условно можно разделить на две категории: суеверия и стереотипы. Остановимся подробнее на второй категории предрассудков.


Возможно в стереотипах как таковых ничего отрицательного и нет, но именно в определенные исторические времена они, увы, выполняют свою негативную роль, как бы "управляют" массовым сознанием, ЗАМЕНЯЮТ СОБОЮ УБЕЖДЕНИЯ. Более того, значительная часть стереотипов НАВЯЗЫВАЕТСЯ обществу (особенно это было заметно в 90-е годы) посредством либеральной демагогии и псевдопатриотической риторики. Причем, живущий по стереотипам человек, во-первых: не замечает явного несоответствия содержания стереотипа пространству своего реального жизненного опыта и во-вторых: уже получая нечто "в готовом виде", теряет способность к размышлению, к активной, РАЗЛИЧАЮЩЕЙ позиции по отношению к нахлынувшему на него потоку информации.
Всевышний Аллах в Священном Коране призывает человека к РАЗМЫШЛЕНИЮ и РАЗЛИЧЕНИЮ. И действительно, достаточно элементарного УСИЛИЯ ВОЛИ К МЫСЛИ, как вся гипнотическая схема предрассудка рассыпается будто карточный домик.
Рассмотрим несколько типичных примеров, имеющих непосредственное отношение к вопросу о русских в исламе.
1. "Ислам – атрибут культуры народов Востока". Но позвольте! Ислам – всеобъемлющее вероучение, идеология, руководство в повседневной жизни. Исламский призыв обращен ко всему человечеству. Попытки втиснуть ислам в рамки той или иной культуры или даже цивилизации дискредитируют саму суть ислама. С другой стороны – призыв к исламу не есть нечто абстрактное, но есть живое единство конкретных, АДРЕСНЫХ посланий, учитывающих специфику каждого народа и каждого племени (Св.Коран, 49:13). В исламе все народы сохранили свою этническую и культурную идентичность. Это не ислам – атрибут той или иной культуры, а наоборот, здоровое ядро ЛЮБОГО этноса, ЛЮБОЙ культуры стало и может стать атрибутом пророческой традиции Единобожия. Кстати, стало принято повторять о значительном влиянии ислама на формирование Европейской культуры.
2. "Русский = православный". Но здесь уместно будет подумать – а как это соотносится с реальным жизненным опытом этнически русских, из которых только от силы 10-15% имеют определенные знания о православии и в той или иной степени приобщены к церковной жизни. Осознанно же и регулярно в церковных таинствах участвует еще меньший процент. К чему же тогда аппелировать? К славному прошлому? Но к какому? К советскому атеистическому – неуместно. К синодальному пост-петровскому – сомнительно. К временам Московского Царства? А почему бы тогда не к временам языческого князя Святослава, когда русские вообще воевали с Византией и по факту являлись врагами православной веры.
3. Простейшее упоминание, учитывающее этнический фактор, фактор крови, приравнивается к проявлению националистических, а то и нацистских настроений. Но национализм и нацизм начинаются там и тогда, когда фактор крови становится КЛЮЧЕВЫМ идеологическим или религиозным ПРИНЦИПОМ (отсюда проистекает и самопревознесение и самообожествление). Если же этнический фактор просто учитывается и выступает скорее как ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ принцип (а именно так должно понимать тот акцент на этническую принадлежность, который уже отражен в самом названиии недавно созданной Национальной Организации Русских Мусульман), то это и есть тот путь, который упраздняет крайности! Ислам – путь середины. Ему чужд как "махровый" национализм и шовинизм, так и безродный космополитизм.
Спрашивается, а что, разве до создания вышеуказанной организации русские мусульмане не боролись с предрассудками? Личным примером, выступлениями, публикациями и т.д.? Строго говоря – и да, и нет. Почему же нет? Потому что свидетельствуя, как правило, по одиночке, как бы "от самих себя", попадали под колеса еще более жестких стереотипов: "продажный интеллигент", "Иван, не помнящий родства", "тот, которого заставили принять ислам в афганском или чеченском плену".
Сам же факт объединения, создания организации уже наносит сильный удар по вышеупомянутым обвинениям. Тем более это весомо в контексте тех целей, которые были организацией поставлены: положить начало субэтносу русских мусульман как этнических(!) мусульман и осуществлять Исламский Призыв как адресное послание. А ведь прежде чем посеять зернышко необходимо разрыхлить почву.







Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика