ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАДЖА

1012_mahach
Во всех российских республиках хадж организован сходным образом, и только в Дагестане он имеет свои национальные особенности



Как известно все народы равны между собой, но есть народы более равные чем другие.

Начнем с того, что Дагестан – исключительно многонациональное образование. Трудно найти на земном шаре еще такую республику, где на небольшой, площади помещалось бы столько народов, говорящих на различных языках, со своими племенными и бытовыми особенностями. По данным последней переписи на территории Дагестана зафиксированы представители 102-х национальностей. К «титульным нациям» в настоящее время относят 14 народов Дагестана.

Возглавлять ДУМ Дагестана, понятно, представители всех народов одновременно не могут, этим должен заниматься кто-то один. В 1990 году при не совсем понятных обстоятельствах во главе Духовного управления мусульман Дагестана появился муфтий Ахмад-Хаджи Абдуллаев. С тех пор духовные лидеры кумыков, ногайцев, лакцев и даргинцев потеряли доверие к ДУМД, считая, что Духовное Управление защищает интересы только аварцев, причем в первую очередь сподвижников Саид-Афанди Чиркейского. В связи с этим часть верующих не желает иметь дело с ДУМД, видя, что их интересы игнорируются.

В 2004 году сорвалась поездка в хадж более полутора тысяч граждан Дагестана. Верующие республики, будучи убежденными, что как граждане России они имеют вправо выбирать, кому доверить организацию хаджа, оформили документы через Духовное Управление Мусульман Башкирии, возглавляемое Талгатом Таджуддином. Но из-за того, что по некоторым данным, уполномоченным Правительства РФ по Хаджу Билаловым было отдано распоряжение, согласно которому жители Дагестана могут поехать только через Духовное Управление Дагестана, документы не были оформлены вовремя.

Чтобы избежать повторного срыва паломничества в следующем году 18 апреля 2004 года состоялась встреча имамов и представителей джамаатов с целью наладить работу ДУМД по организации хаджа. Собравшиеся предложили создать новый общественный духовный центр, представляющий интересы всех верующих республики и независящий от Духовного Управления. Руководство республики – видимо, под влиянием ДУМД – не дало согласие на создание такого центра, объяснив это необходимостью защиты мусульманской уммы от «раскола».

Через некоторое время был найден компромисс. При правительстве РД был создан Совет по хаджу, где ДУМД участвовал наравне с другими. Кроме ДУМД, членов Правительства и Народного собрания в него вошли представители объединений кумыкского, ногайского, даргинского, лакского народов, а также представители МИДа, пограничной, паспортно-визовой и санитарной служб. Совет провел аккредитацию турфирм для организации паломничества. В результате к организации хаджа были допущены 8 фирм: «Баракат» (действующая при ДУМД), «Тур-Универсал», «Даг-Интел-Тур», «Даг-Тур», «Расул», «Сириус», «Изумруд» и «Джами». По сути, каждая фирма представляла один из дагестанских народов. Как всегда бывает, появление множества конкурирующих между собой туроператоров, привело к снижению цен.

Организация прошлого хаджа была на редкость успешной. Причиной тому стала деятельность Совета, который координировал всю работу. Появление независимого от Духовного управления Совета существенно облегчило взаимодействие служб и позволило решать возникающие проблемы оперативно. За проведение хаджа отвечал напрямую первый вице-премьер РД Низами Эмирович Казиев. Ни до, ни после не было такого высокого уровня организации хаджа.

Но с этого года все снова изменилось. Совета по хаджу нет, то есть он как бы был, но самоликвидировался. Все функции опять перешли к ДУМД. Когда шесть аккредитованных фирм уже начали работу, заключили договора с туроператорами, подали заявки на получение зарубежной вакцины, шла работа с путевками и документами, то неожиданно директорам турфирм было заявлено, что по решению Билалова документы дагестанцев в Москве примут только в фирме «Галф-Тревел». А «Галф-Тревел» принимает документы, только если есть рекомендательное письмо от муфтия, председателя ДУМД Ахмада-хаджи Абдуллаева.
Чтобы получить это письмо, надо сдать в ДУМД паспорта, которые уже успели принять. Забавно получается: в любом случае все паспорта попадут в «Галф-Тревел» при ДУМД. Чечня, как и весь Северный Кавказ, могут напрямую сдавать документы в «Галф-Тревел». Пожалуйста, сюда примут документы и от татар, и от таджиков и от узбеков. Все могут – дагестанцам запрещено!
Почему рекомендательное письмо должен давать ДУМД в лице Абдуллаева, рядового члена Совета по хаджу, а не председатель Совета? Почему Совет по хаджу самоотстранился от этого? Почему молчит Правительство РД, которое и учредило этот Совет? Эти вопросы никто никак не объясняет; так заведено и все.

Теперь о том, что может пролить свет на эти непонятные на первый взгляд нововведения. В прошлом году, когда работали 3-4 фирмы, была конкуренция, побуждающая снижать цены, и предоставляющая возможность выбора. Например, перелет в Мекку из Дагестана стоил 1200$ (тогда как из Москвы 1800$), проживание в гостинице – 150$, а оформление документов стоило всего 5$. Конкуренция есть конкуренция: у кого дешевле, к тому и понесут свои документы паломники. Но, не все фирмы смогли выжить в жесткой конкурентной борьбе. Вроде бы хорошо паломникам. Но хорошо было недолго.

С этого года, когда «Галф-Тревел» стал монополистом, цены на путевки поднялись. Теперь перелет стоит 1500$, проживание в гостинице – 200$, а услуги – 20$. Может быть, настолько возросло качество обслуживания? Или паломники теперь проживают в пятизвездочных гостиницах? Нет, гостиницы те же и обслуживание то же, что и в прошлом году. Увеличение стоимости путевок не связано с ростом цен на проживание в гостиницах Саудовской Аравии или с забастовкой работников авиакомпании. Однако если раньше одна виза стоила 300 долларов, то сейчас, когда существует монополия, виза стоит уже 360 долларов. А почему возросли цены на оформление, может, стало невыгодно? Снова нет, количество паломников с каждым годом только возрастает. Просто такие особенности хаджа.

Получается, правительство, организовав Совет по хаджу, предоставило возможность выбирать между ДУМД и альтернативными организациями только на время, снимая тем самым недовольство верующих, связанное со срывом хаджа двухгодичной давности, и в то же время, оттеснило конкурентов и усилило монопольные позиции ДУМД.

На Совете по хаджу рассматриваются только те компании, которые рекомендованы духовными управлениями. Делается это для проверки фирм на благонадежность и финансовую состоятельность. На прямой вопрос о том, почему существует монополия на проведение хаджа для дагестанцев, Билалов ответил, что ему об этом ничего неизвестно. «Я таких примеров не знаю. Знаю, что паломники из чеченской республики уезжают через Москву, также они уезжают через компанию, которая занимается этим вопросом в Дагестане, с Поволжья часть едет через «Аэро-Тур», часть через «Идель-Хадж». Поэтому это вопрос больше к паломникам, нежели к нам. Но, насколько я знаю, никаких ограничений в этом смысле нет и никаких жалоб у нас в принципе нет. Были компании, которые не имели лицензии, и мы их не могли допустить к такой деятельности».

По некоторым сведениям, именно по решению Билалова документы дагестанцев в Москве принимаются только в «Галф-Тревел». Гражданин России – например, житель Тарарстана – может сдать документы в одном из российских городов или может приехать в Москву, где у него есть выбор хадж-операторов: «Галф-Тревел», «Наджм-Тур» или «Салям-Тур». Может выбрать из нескольких фирм в зависимости от программы и стоимости. А чем дагестанец хуже татарина? Однако права выбора у него нет!

Такие вот в Дагестане особенности, особенности национального хаджа.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика