ВЛАСТИ ТУНИСА ОСВАИВАЮТ СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТТЕХНОЛОГИИ

1012_tunis
Процесс демократизации арабского мира, протекающий в условиях быстрого развития информационных технологий, заставляет режимы арабских стран отказываться от чисто репрессивных методов и задействовать механизмы так называемой управляемой демократии с присущими ей политтехнологиями, карманной оппозицией и прочими характерными для нее атрибутами. Ислам как реальная политическая сила не вписывается в этот проект, что заставляет власти ломать голову в поисках исламу «достойной» альтернативы.

Так, на политической сцене Туниса недавно появилась новая сила, декларирующая главной целью диалог с властью и позиционирующая себя в качестве алтернативы исламскому политическому движению. Новая коалиция, в которую вошли несколько партий левого толка: Движение за обновление, Партия национального демократического действия, а также коммунисты и демократы, получила название «Демократическая прогрессивная коалиция».

«После долгих дискуссий мы приняли решение сделать шаг вперед на пути основания полюса демократии и прогресса и создать эту коалицию», – заявил генеральный секретарь Движения за обновление (бывшая Компартия Туниса) Мухаммад Хирмаль.

Чтобы лучше понять мотивы руководства Туниса, пошедшего на создание «карманной» оппозиции в противовес исламским силам, необходимо взглянуть на историю этой страны после обретения ей независимости в 1956 году.

Провозгласив независимость, тунисские власти при непосредственном участии иностранных спецслужб взяли курс на полное исключение ислама из общественно-политической жизни. Первый президент Туниса Хабиб Бен Али Бургиба запретил все политические партии, кроме проправительственной партии «Дустур», провел ряд чисток в правительстве. Основной целью репрессий стали политические силы происламского толка, пользовавшиеся широкой общественной поддержкой.

В начале 1980-х годов Бургиба под давлением общественности Туниса частично легализовал оппозиционные политические партии. Но даже строго дозированная либерализация показала, что исламская политическая доктрина пользуется наибольшей поддержкой населения. В ответ президент жестоко расправился с исламскими силами. Репрессии коснулись и светской оппозиции.

В ноябре 1987 Бургиба был смещен со своего поста и помещен под домашний арест. Ставший президентом страны Зин Аль-Абидин Бен Али, учитывая опыт своего предшественника, первоначально попытался создать видимость демократических перемен. Он освободил из тюрем 180 политзаключенных и восстановил в гражданских правах более тысячи человек, среди которых было немало исламистов. Разрешение телевизионных трансляций молитв и возобновление работы религиозного университета «Аз-Зейтуна» были обставлены как важные политические шаги, направленные на популяризацию новой власти в глазах приверженцев исламского пути. Однако более исламизированный облик не изменил курс нового руководства, которое продолжило политику вытеснения ислама из общественно-политической жизни страны. В 1988 году был принят закон о политических партиях, запретивший привнесение религии в политику…

Возвращаясь к разговору о новорожденной коалиции, следует отметить ее первую политическую акцию – обращение к главе Высшей комиссии по правам человека и основным свободам, в компетенцию которого входит изучение вопросов демократии, с требованием снять информационную блокаду с оппозиции, освободить из тюрем всех политзаключенных.. В лучших традициях современных PR-технологий, Хирмаль подверг публичной «порке» правящую партию конституционных демократов, которая довела страну до политического и экономического кризиса.

Мухаммад Хирмаль категорически отверг язвительные замечания журналистов по поводу того, что создание коалиции левых и коммунистов стало неуклюжим ответом властей на «Движение 18 октября», в котором активное участие приняли исламские силы страны.

Несмотря на это заявление, информационное агентство «Кудс пресс» привело слова одного из лидеров новой коалиции, который призвал к бойкоту исламского движения, одновременно высказавшись за конструктивный диалог с властью.

Президент Партии национального демократического действия Абдель Раззак Хамами на страницах «Кудс пресс» отметил: «Социально-политический проект новой коалиции существенно отличается от колониальных проектов и проектов, выступающих от имени религии, ибо он требует от правительства ускорения реформ для выхода из ямы, в которую оно завело страну».

В свою очередь пресс-секретарь коалиции Мухаммад Килани недвусмысленно заявил: «Мы поддерживаем все силы, выступающие с требованиями свободы, включая Движение 18 октября. Однако когда оно превратилось в проект, целью которого является включение исламского движения в политический процесс, мы заявили о его неприятии, так как неприемлем силы, которые выступают за тиранию от имени религии».

Напомним, что Движение 18 октября началось с 32-дневной голодовки, которую в октябре 2005 года объявили 8 известных тунисских оппозиционеров, представляющих различные политические и профсоюзные силы страны, протестующие против «перекрытия властями путей к диалогу». Участники акции также выдвинули ряд принципиальных требований, таких как предоставление политических свобод, свободы слова и освобождение из тюрем политзаключенных.

Активная социальная позиция тунисских мусульман, поддержавших акцию протеста против попрания гражданских свобод и нарушения прав человека, заставила считаться с их мнением не только власти страны, но и руководства западного мира. США, Франция и Швейцария призвали президента Зин Аль-Абидина Бен Али интенсифицировать проведение реформ и проявлять большее уважение к правам человека. Ряд европейских стран в знак солидарности с голодающими ограничили численность своих делегаций на проходившем в ноябре 2005 в Тунисе Всемирном саммите по информационному обществу. Действия руководства Туниса получили негативную оценку в ООН.

Что касается новой коалиции, созданной в противовес исламистам, то, по экспертным оценкам, она не станет «влиятельной силой, пользующейся общественным признанием».

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика