А.-К. Черниенко: У русских мусульман много вопросов к г-ну Силантьеву…

В конце октября с. г. на заседании Межрелигиозного совета России его исполнительный секретарь Роман Силантьев в своем докладе о сектах упомянул, наряду с остальными, и русских, принявших Ислам. По его мнению, это одна из опаснейших сект. К сожалению, это некомпетентное и тревожное высказывание не вызвало должного резонанса в среде исламской общественности, хотя разного рода обвинения в адрес новообращенных звучат давно.




Об отношении к обвинениям в свой адрес самих русских, исповедующих Ислам, в интервью Ислам.Ру рассказывает вице-председатель Национальной организации русских мусульман Абдуль-Керим (Тарас) Черниенко.
- Сегодня в России разворачивается активная PR-кампания по борьбе с сектами. Вероятно, со временем она перейдет в плоскость реальных действий с привлечением правоохранительных органов. Недавно секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев причислил к сектантам всех русских мусульман. Кроме того, он обвинил их в «неоязычестве», в «нетрадиционности» и пр. Как Вы это восприняли?

Прежде всего, я воспринял это заявление с чувством глубокой печали из-за того, что представитель Русской православной церкви, которая претендует на статус конфессии №1 в Российской Федерации, проявил подобную некомпетентность в религиоведческих вопросах. В словах Силантьева одно противоречие наползает на другое.

На мой взгляд, секретарь МСР выдает желаемое за действительное. В частности, по его словам «приверженцев традиционного Ислама среди них (то есть русских мусульман – прим. Черниенко) нет». Кроме того, как сказал Силантьев, «они не признают российских мусульманских лидеров», и, в-третьих, «по сути, это исламское неоязычество».

В связи с данными утверждениями у меня возникает целый ряд вопросов к секретарю МСР. Во-первых, на каких фактах он основывается, заявляя, что среди нас нет приверженцев «традиционного Ислама»?

В уставе НОРМ, например, четко прописано, что условиями членства в организации является приверженность мусульманской ортодоксии. То есть для мусульман-суннитов – это четыре признанных суннитских мазхаба, для мусульман-шиитов – джафаритская и зайдитская школа. Никакие секты, псевдоисламские экстремистские секты и ордена, прикрывающиеся суфизмом, к участию в нашей деятельности не допускаются.

То же самое касается и других общин русских мусульман. Например, офис организации «Прямой путь», возглавляемой Али Вячеславом Полосиным, расположен в резиденции Совета муфтиев России (СМР). И это служит ярким опровержением слов Силантьева. Мы также минувшим летом проводили мероприятие при поддержке СМР.

Отсюда же вытекает еще один вопрос к господину Силантьеву: а кого он подразумевает под категорией «мусульманские духовные лидеры»?..

- Судя по теплым отношениям Силантьева с Центральным духовным управлением мусульман во главе с Талгатом Таджуддином, можно догадываться...

Безусловно, но юридически хотелось бы услышать точную формулировку.

Также, считаю необходимым спросить, является ли критерием принадлежности к сектам, согласно мнению секретаря МСР, признание или непризнание российских мусульманских лидеров?

И также: свидетельствует ли принадлежность к псевдоисламскому сектантству о язычестве или, как говорит Силантьев, «неоязычестве»?

Последнее особенно странно слышать со стороны православного человека (а христианской литературы, освещающей полемику монотеизма и язычества, не меньше чем мусульманской) и секретаря МСР. Ведь язычество – это политеистическая доктрина, что ни с какой стороны не совместимо с Исламом. Поэтому привлечение термина «язычество» в этой связи абсолютно некомпетентно.

Таким образом, господин Силантьев проявил свою некомпетентность по трем статьям: первая – это его неосведомленность о том, сколько среди русских мусульман приверженцев «традиционного Ислама», второе – это его неосведомленность или нежелание детально осветить вопрос о наших отношениях с российскими мусульманскими лидерами и о том, кого он признает принадлежащими к таковым, и наконец, он не осведомлен о том, что представляет собой язычество.

Поэтому в данном случае я даже не могу спорить с господином Силантьевым, поскольку не только наши воззрения, но и наше понимание вопроса находится в двух параллельных измерениях. Нам сначала необходимо перейти на общую терминологическую базу для того, чтобы дискуссия приобрела компетентный характер.

- А чем, на ваш взгляд, можно объяснить столь пристальное внимание к русским мусульманам? Почему, например, не к удмуртским, не к мордовским, не к каким-то другим, а именно вокруг русских, принимающих Ислам, уже несколько лет подряд нагнетается нездоровая обстановка?

Пристальное внимание к русским мусульманам вполне очевидно. Община стремительным образом растет.

И я бы не совсем согласился с Вами, что интерес к русским мусульманам носит исключительно негативный характер. Внимание объективной российской, и не только, прессы очень часто растет как раз в позитивном ключе.

Касаясь г-на Силантьева, очевидно, что в силу своей конфессиональной и этнической принадлежности, он переживает, что многие его соплеменники, тем не менее, оставляют православие и уходят в другую конфессию. В этой связи он, наверное, не меньше озабочен не только тем, что русские принимают Ислам, но и уходом их в протестантизм, буддизм и т.д.

- Но будучи исполнительным секретарем Межрелигиозного совета России он при этом почему-то не выражает озабоченности уходом, например, тысяч татар в протестантизм. Не удивительно ли это для вас?

Нисколько. Точка зрения одного человека, даже официально лица, координирующего межрелигиозный диалог, всегда субъективна.

- Это единственная причина, на Ваш взгляд?

Можно отметить еще и такой момент: Ислам является, наряду с православием, одной из традиционных религиозных конфессий, признанных в РФ. Тем самым противодействовать тому, чтобы русские становились мусульманами, гораздо сложнее, чем препятствовать оттоку в секты, не признанные законодательством.

Уход людей в секты можно контролировать путем пропаганды информации о последствиях, которые это влечет за собой – подавление личности, распад семьи, негативные последствия для психики адептов и т.д. Но принятие Ислама не подразумевает для русского человека ничего, кроме определенных преимуществ в его духовной жизни. Тем более, с точки зрения светского российского законодательства, это всего лишь переход из одной традиционной конфессии в другую. Поэтому нет объективных причин противодействовать принятию русскими Ислама в рамках нынешней кампании борьбы с сектантством.

Русские мусульмане не собираются на конспиративных квартирах, а посещают мечети, мы открыто выступаем на собраниях, которые проводят этнические исламские диаспоры, проводим свои собственные собрания, участвуем в коллективном намазе как ежедневном, так и пятничном.

Ничто из наших заявлений либо поступков не может прямо или косвенно указывать на какие-то сектантские тенденции. Если в будущем что-то подобное случится, а это возможно только в качестве частного мнения кого-то из отдельных членов организации, на которого естественно будет наложено взыскание, то это не следует соотносить с генеральной линией НОРМ.

Отсюда как раз понятна и вполне объяснима точка зрения Силантьева, который незаконно и неэтично пытается играть на другом поле, заявляя о том, что русские мусульмане не имеют ничего общего с Исламом, традиционной конфессией для России, а являются сектой.

- Силантьев настаивает также на том, что русские мусульмане, не успев появится, занялись борьбой друг с другом. И это, по его мнению, также указывает на их сектансткий характер. Что Вы скажите по данному поводу?

Это мнение не только не соответствует действительности – оно прямо ей противоположно. Среди русских мусульман есть как сунниты, так и шииты. Образовав НОРМ, мы подписали декларацию организационно-политического единства представителей различных мазхабов. Также мы всячески препятствует появлению тех или иных конфликтов между шиитами и суннитами. Тем самым, мы не разделяем, а способствуем преодолению разногласий во всей Умме.

Также существование нескольких русских мусульманских общин не является указанием на нашу раздробленность. Напротив, ряд организаций уже влились в НОРМ, остальные, которые этого не сделали, поскольку у них наличествует собственная специфическая наработка деятельности, тем не менее, сохраняя свою индивидуальность, заявили о своей поддержке НОРМа и о наших партнерских отношениях.

В частности, у меня лично очень хорошие отношения с общиной «Прямой путь». Мы братья, друзья, и надеюсь, таковыми и останемся. И на настоящий момент, по моим сведениям, не существует никакой информации относительно каких бы то ни было конфликтов между русскими мусульманами на какой-либо почве.

Поэтому, я хотел бы задать господину Силантьеву еще один вопрос: «На основании какой информации он говорит о нашей раздробленности вообще, и о сектантской раздробленности в частности»?

- Последнее время в европейской и американской прессе также имели место негативные публикации о новообращенных мусульманах, но, естественно, не о русских, а об англичанах, французах и американцах. Почему людей не только в России пугает принятие Ислама людьми разных национальностей?

Принятие нового образа жизни, а Ислам – это всеобъемлющий образ жизни, а не просто культово-обрядовая часть религии, естественно настораживает тех людей, которые сами к этому не готовы. Все новое всегда пугает.

В государстве, например, где экономика сложилась на основе процентно-ростовщической модели, призыв даже к созданию параллельных альтернативных банков, не признающих ростовщическую модель, – также пугает. Хотя анализ показывает, что для рынка это будет иметь только позитивные последствия.

Кроме того, сегодня во всех сферах жизни, безусловно, имеет место антимусульманская пропаганда, которая навеяна негативным образом экстремистских организаций, прикрывающихся Исламом. И это пытаются увязать с новообратившимися мусульманами в том ключе, что им ничего не помешает выбрать какое-либо экстремистское или крайнее течение, поскольку в традиционных мусульманских семьях характер вероисповедания религии определяется не только личным выбором человека, но во многом воспитанием, которое он получил.

Но, с другой стороны, практика показывает, что, несмотря на это, подавляющее большинство русских мусульман не уходит в экстремизм. Исламская ортодоксальная доктрина, опирающаяся на Коран, Сунну и на авторитетное мнение ученых, в любом случае является более логичной и аргументированной, нежели мнение псевдоисламских лидеров, которые пытаются завлечь людей в тоталитарные секты и использовать их в своих личных интересах.

Русский человек не ограничен средой. Но он защищен от вступления в экстремисткие секты другим – собственным разумом. А русские мусульмане являются людьми весьма образованными в подавляющем большинстве и разумными, поскольку они сделали уже в своей жизни гораздо более серьезный шаг – добровольно выбрали религию, которую они будут исповедовать, кардинально изменив стиль своей жизни. Человек, который способен на такое, тем более в состоянии отделить пшеницу от плевел уже внутри исламского пространства, т.е. мнение авторитетных ученых от изысканий сектантов.

- А подавать в суд на Силантьева Вы не собираетесь?

Прежде всего, хотел бы напомнить, что за свои слова Роман Силантьев, несет ответственность перед Всевышним. С другой стороны, его заявление, конечно, является прецедентом для обращения в суд, но поскольку в данном случае оно присутствует только в качестве аналитического доклада, полагаю, достаточно указать на его некомпетентность.

Если же господин Силантьев будет продолжать настаивать на том, что его мнение верно, ничем не аргументируя свои выводы, и лоббировать такой подход в качестве официальной позиции МСР, то мы оставляем за собой право решительно с этим бороться, в том числе через судебные инстанции. И я уверен, что нам не составит труда отстоять собственные права.

Но, наряду с этим, уже сегодня при формировании официальной точки зрения МСР все сообщество русских мусульман РФ (не только НОРМ), несомненно, обретает моральное право требовать от господина Силантьева строгой аргументации своих взглядов и заявлений и желательно документального доказательства своей точки зрения, а не голословных заявлений, опирающихся на свое личное мировоззрение.








Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика