ВЕРОТЕРПИМОСТЬ ПРОВЕРЕННАЯ ВРЕМЕНЕМ

Толерантное отношение к представителям других религий всегда было характерной чертой мусульманского общества

Во многих средствах массовой информации упорно распространяется мнение о якобы имеющемся среди мусульман резком неприятии всех иноверцев. Предлагаю рассмотреть ситуацию с положением иноверцев в мусульманском обществе на реальных исторических примерах.

В Йемене, где Ислам распространился со времен пророка Мухаммада (мир ему), проживает община иудеев. Большинство населения аль-Андалуса (мусульманской Испании) составляли христиане и иудеи. После реконкисты бежавшие с Пиренеев от преследований, а также депортированные оттуда мусульмане и иудеи нашли свое пристанище именно в Османском государстве.

На землях Египта, Шама (современные Сирия, Палестина, Ливан, Иордания) и Ирака, вошедших в состав мусульманского государства еще при правлении праведных халифов, до сих пор проживают достаточно крупные христианские общины. Например, в Ливане христиане составляют значительную часть населения страны, они достаточно состоятельны и политически влиятельны.

Нередко именно среди мусульман проживают представители тех немусульманских конфессий, которых их единоверцы из иных деноминаций давно физически истребили. Например, христиане-несториане, активно истребляемые на протяжении средних веков католиками и православными, нашли свое прибежище именно под защитой мусульманских правителей. В свое время именно мусульмане – османы на юге, а татары на севере – спасли православие от полного окатоличивания. Что касается Османского государства, то примерно до 18 столетия не меньше половины его населения было христианами, а про доминирующее положение в экономике этой страны армян, греков и евреев пишут все мало-мальски объективные исследователи, включая европейских.

В современном Иране при столь ненавидимом западными правозащитниками “режиме аятолл” за христианами (армянами-григорианами и ассирийцами-несторианами) закреплены места в парламенте. Интересно, в парламенте какой из кичащихся своим демократизмом стран есть места для конфессиональных меньшинств?

Все эти примеры, территориально далекие от нашей страны. А что же было в России?

Особо интересная ситуация сложилась с языческими культами коренных народов Поволжья и Приуралья. Несмотря на прозелитическую деятельность мусульман, ведущуюся со времен Волжской Булгарии, значительная часть чувашей, мордвы, марийцев и удмуртов сохранила свои традиционные верования вплоть до покорения Казанского и Сибирского ханств, а также присоединения Касимовского ханства Московской Русью. По мнению современных исследователей этнографии Казанского ханства, в последнем представители этих народов составляли около половины населения. (Б.Л. Хамидуллин “Народы Казанского ханства”) В Касимовском же ханстве мусульмане составляли еще меньшую долю населения, представляя в основном феодальную верхушку. О наличии каких бы то ни было религиозных конфликтов в ханствах ничего не известно, что дает основание предполагать их отсутствие.

Ситуация в корне изменилась после присоединения земель этих государств к Московской Руси. Являясь одним из вдохновителей завоевания “подрайской землицы”, по выражению дьяка Ивана Пересветова, православная церковь начала кампанию по крещению “инородцев”. Наиболее активное сопротивление ей оказали именно мусульмане – татарские феодалы. Известны факты, когда татарские мурзы-мусульмане руководили действиями сопротивляющихся крещению хантов и марийцев. По крайней мере, в донесениях царских офицеров, командующих войсками, приданными в помощь попам-миссионерам, посланным крестить представителей этих народов, в качестве руководителей указаны именно татарские мурзы с вполне мусульманскими именами.

В результате всего этого к началу двадцатого века в Поволжье сложилась очень интересная этноконфессиональная ситуация. Наиболее христианизированы из всех коренных народов Поволжья была мордва – в XVIII веке вся мордва была крещена, причем решающим аргументом в пользу крещения сказалась угроза передать некрещеных мордвинов в собственность татарским мурзам. Большая часть чувашей также была крещена, но, несмотря на это, все источники, описывающие степень их религиозности, свидетельствуют об их фактическом язычестве и о том, что их крещение носило лишь формальный характер. Но при этом среди чувашей распространяется и ислам (напомним, в условиях, когда проповедь любой другой религии, кроме господствующей версии православия, была государственным преступлением и весьма жестоко каралась – смертная казнь, позже ссылка и лишение имущества) и официально сохраняется язычество. Особо примечательно то, что языческие чувашские аулы находятся в мусульманском окружении! Среди марийцев выделяется три этнических группы: горные, луговые и восточные. При этом горные марийцы, живущие дальше всех от масс мусульманского населения, – крещеные. Луговые марийцы, территория расселения которых близка к мусульманам, окрещены частично. Восточные же марийцы, находящиеся в плотном мусульманском окружении (проживают в Башкортостане и юге Пермской области чересполосно с татарами и башкирами), продолжают сохранять свои традиционные верования.

Любопытная ситуация сложилась с удмуртами. Там, где представители этого народа проживают плотной массой, в Удмуртской республике, они оказались крещеными. Там же, где они проживают среди мусульман – в Башкортостане и на юге Пермской области, они сохранили свои традиционные верования. Интересно при этом и то, что последняя этническая группа – закамские удмурты являются носителями как северного, так и южного диалекта удмуртского языка. Следовательно, их предки бежали под защиту мусульман, чтобы сохранить себя и свою культуру. Следует напомнить, что это было в то время, когда мусульмане сами были угнетаемым меньшинством.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что немусульманские коренные народы Поволжья сумели сохранить свои традиционные верования лишь там, где они проживали в плотном мусульманском окружении. Это ли не реальный пример толерантности?!

Еще одним из примеров этнического и конфессионального разнообразия издавна был Крым. На его древней земле одна господствующая культура сменялась другой, но при этом в тени нового правления существовали и более древние народы. Не изменилось это положение и в эпоху мусульманского правления. Под защитой правителей-мусульман процветали иудеи: как ортодоксальные, так и караимы, православные греки, григориане-армяне, католики-генуэзцы. Представители этих народов занимали в экономике полуострова одни из лидирующих позиций.

После покорения Крыма Российской империей, первое, что предприняли новые хозяева, депортировали собственных же единоверцев – греков и армян, переселенных Суворовым на Кубань. Генуэзцев же депортировали вместе с мусульманами – крымскими татарами, в 1944 году…

Как говорится, комментарии здесь излишни.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика