АСТРАХАНСКИЙ ТЕРМИНАТОР

1012_Meeting-Astrakhan
Мэр Астрахани Сергей Баженов дискредитирует политический курс российского руководства

10 апреля в Москве возле дома правительства России прошел пикет против сноса строящейся в Астрахани мечети, организованный татарской национально-демократической партией «Ватан» и движением «За права человека». Митингующие держали плакаты с таким содержанием: «Руки прочь от мечети!», «Храм Аллаха должен стоять!», «Позор исламофобам Астрахани!»

Власти города решили снести одну из мечетей, разрешение на постройку которой сами же выдали пару лет назад, когда мэром Астрахани был Игорь Безрукавников. Участок земли под строительство был продан городскими властями областной исламской религиозной организации.

Гонения на мусульман начались с приходом нового градоначальника Сергея Баженова. Сначала служба строительного и жилищного надзора оштрафовала мечеть на 30 тыс. рублей, а в праздник Рамадан мечеть отключили от газо-, водо- и электроснабжения. В январе этого года мэрия через суд добилась решения, обязывающего общину снести мечеть. Формальным поводом стало то, что верующие не уложились в сроки, установленные разрешением на строительство (он истек 28 июня 2005 года). Видимо, по мнению некоторых чиновников, мечети, строящиеся главным образом на скромные пожертвования верующих, возводятся так же быстро, как их личные коттеджи или православные храмы, щедро финансируемые государством прямо или косвенно – под видом восстановления памятников архитектуры.

Мусульманская община города обжаловала это решение в областном суде. Последний кассационную жалобу оставил без удовлетворения, а решение районного суда – без изменения.

Случай с астраханской мечетью показателен еще и тем, что к судьбе храма проявили внимание даже американцы. К разрешению данной проблемы подключилось посольство Соединенных Штатов в Москве. Свою озабоченность по поводу возможного сноса мечети выразил в письме к мэру Астрахани Сергею Баженову конгрессмен Кристофер Смит. Это дало возможность Вашингтону, политика которого носит явный антиисламский характер, предстать в роли защитника мусульман от произвола российских властей. Наверное, над этим кому-то стоило бы задуматься, прежде чем принимать поспешные решения, негативные последствия которых могут оказаться весьма далеко идущими для нашей страны.

Все наблюдатели отмечают, что снос мечети – случай беспрецедентный для современной России, которая стремится стать правовым, демократическим государством. Некоторые даже заговорили о возврате к временам государственных гонений религии и тотального разрушения религиозных учреждений. В народной памяти татарского и других многострадальных народов не заживает боль, связанная с насильственной христианизацией, сопровождавшейся кровавыми расправами и сносом мечетей. Поэтому сегодняшнее решение астраханских властей не может не вызывать беспокойства у мусульманской общественности страны.

Начавшееся после взятия Казани преследование ислама и татарского народа оставили нынешнему поколению мусульман тяжелое наследие. Согласно статистике Духовного управления Европейской части России (ДУМЕС) из 16 тысяч мечетей Европейской части СССР и Сибири, построенных на деньги простых людей, к 1980 году осталось лишь 80, из которых только в 40 велись службы. Татарский язык перенес две реформы, которые отсекли наших современников от своего многовекового культурного пласта. Мусульмане России лишились просуществовавшей более тысячи лет письменности, а вместе с ней большого количества религиозной, научной, художественной и другой литературы. Было уничтожено мусульманское книгоиздательство, закрыто более 500 издательств. До основания была разрушена система мусульманского образования. На территориях проживания татар не осталось ни одного религиозного учебного заведения. Мусульманское сообщество России потеряло своих лучших представителей, казненных или сгноенных на каторге за приверженность идеям ислама и национального возрождения. По статистике только в советский период было физически уничтожено 40 тыс. мусульманских ученых и религиозных деятелей.

Замена царизма советским строем не принесла облегчения мусульманам: церковное мракобесие сменилось засилием воинствующего атеизма; новые власти продолжили уничтожение того, что мусульманам удалось отстоять в неравной борьбе с репрессивной машиной Российской империи.

Кто бы мог подумать, что в 21 веке в поликонфессиональном государстве, которое провозгласило принцип свободы совести и равенства всех конфессий перед законом и властью, могло произойти нечто подобное. Город, который некогда являлся столицей Астраханского ханства и прошел через все ужасы христианизации и геноцида коренного татарского населения, вновь столкнулся с теми же проблемами и методами, хотя и обличенными в цивилизованные формы: решение о сносе мусульманской святыни принял суд.

Нынешнее российское руководство, открыто декларирующее принцип преемственности власти и объявляющее себя преемницей и Российской империи, и Советского Союза, должно признать преступления прошлого и реабилитировать страну в глазах миллионов ее граждан, компенсировав тот урон, который был причинен верующим за долгие годы гонений. Однако некоторые государственные деятели не желают признавать ошибок своих предшественников, более того, продолжают совершать их, запрещая религиозную литературу, преследуя мусульманских лидеров, а теперь – и разрушая мечети.

Между тем, правозащитники, вступившиеся за астраханских мусульман, говорят о политической подоплеке происходящего. Дело в том, что мечеть расположена на видном месте при въезде в город. Как рассказала газете «Коммерсантъ» председатель астраханского регионального отделения движения «За права человека» Вероника Карпычева, «настоящим инициатором сноса являются не городские власти». По ее данным, «они лишь сочли руководством к действию рекомендацию президента Владимира Путина, посетившего Астрахань прошлым летом». Карпычева заявила: «Президент, по разным слышанным мною версиям, предложил либо снести недостроенную мечеть вовсе, либо построить рядом с ней православный храм».

Российские мусульмане отказываются верить в то, что снос мечети – результат пожеланий Путина. «Это не только провокация против нашего президента и проводимого им внешнеполитического курса на стратегическое сближение с исламским миром, который был обозначен вступлением России в ОИК, но и лишний повод дискредитировать Россию в глазах мусульманского и мирового сообщества», – считает Мухамед Саляхетдинов, председатель Ассоциации общественных объединений «Собрание».

Однако кто бы ни стоял за решениями астраханского районного суда, своим постановлением снести мечеть он вынес приговор не только местной мусульманской общине, и даже не только 20-ти миллионам граждан России, он вынес приговор национальному согласию, которого – в этом нужно честно признаться – удавалось достичь в последнее время с большим трудом.

Будут ли отменены судебные решения, обязывающие снести мечеть, и при этом удастся ли сохранить храм, покажет ближайшее будущее. Мусульмане сейчас готовят жалобу в вышестоящие инстанции, в том числе и в Европейский суд по правам человека…

Анвар Шарипов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика