К ДУХОВНОСТИ ЧЕРЕЗ ТЮРЬМУ

Colony

Беседа корреспондента агентства IslamNews с активистом исламского призыва в колониях Удмуртии Мухаммадом Клиновым.

- Как началась ваша деятельность по призыву в колониях?


Эта работа началась для меня достаточно неожиданно. По хадисам Пророка в первую очередь необходимо помогать самым слабым в обществе. Самые слабые в нашем обществе – это заключенные, которые находятся в неволе, и у которых нет возможности получать информацию. Так родилась идея помогать заключенным в колониях. В то же самое время в Духовное управление мусульман (ДУМ) Удмуртии обратились представители Управления исполнения наказаний (УИН) с просьбой организовать в колониях религиозную работу. Мы заключили договор между ДУМ и УИНом и с того времени вот уже четыре года раз в две недели мы проводим в колониях занятия по единобожию, фикху, адату.



Нам предоставили полную свободу для религиозной работы. Есть в этом и заслуга в этом и начальника УИН по Удмуртии генерал-майора Григория Желудова, хорошо относящегося к исламу. Как человек мудрый, он как-то сказал, что понимает, что всех и навсегда нам исправить не удастся, но если на несколько человек преступников будет меньше – это уже хорошо.


- В какой форме проводится работа с заключенными?


В пятницу мы проводим джума, читаем получасовые лекции, после чего еще полтора часа идет диспут на какую-либо тему. В основу берем распечатки статей и аналитики с исламских сайтов. Часто используем аналитические материалы с сайта IslamNews, поскольку они рассчитаны на людей мыслящих, и я хочу, чтобы люди за решеткой тоже мыслили. Кроме приобретения знаний по единобожию, фикху, я бы хотел, чтобы заключенные нормально вписывались в жизнь общества. Поэтому мы проводим диспут по актуальным, жизненным вопросам современной жизни для того, чтобы заключенные не выпали из исламской жизни.


Занятия посещают все желающие, никого насильно не гонят. В основном на лекции ходят этнические мусульмане, но бывает, из интереса приходят и немусульмане и, как правило, остаются.


- Как относятся заключенные к преподавателям?


К преподавателям отношение со стороны заключенных очень уважительное.


- Видны ли какие-то изменения в тех, кто ходит на религиозные занятия?


Перемены заметны, причем не только мне. Через некоторое время, может через год или два, я обязательно спрашиваю у управляющего, есть ли разница между тем, какими люди были до начала занятий и сейчас? Как правило, начальники отдела воспитательной работы говорят, что посещающие религиозные уроки становятся более благожелательными и открытыми.


- Есть ли особенности работы с заключенными?


В призыве обязательно надо учитывать психологию и наклонности людей. То, что связано с радикализмом и насилием, осужденные впитывают очень быстро. Что касается религии, то особенность призыва в колониях для мужчин состоит в том, что здесь первоочередное внимание надо обращать на терпение, мудрость, непреступание пределов дозволенного, чему такие люди обычно уделяют меньшее внимание. Таким образом возможно выстроить в сознании некий баланс.


Склонность к подобному восприятию объясняется как преступным прошлым этих людей, так и самими отношениями в колониях. Осужденные и администрация никогда не будут друзьями; отношения между ними основаны в основном на насилии. Отношения между многими заключенными также строятся на насилии.


В принципе мусульманин, живя по тому адату (общественным нормам), которые предписаны религией, может вписаться практически в любой социум. Потому что нормы поведения, зафиксированные в исламе, заложены в фитре (естественной природе) каждого человека. Каково бы ни было окружение и каковы бы ни были обстоятельства, в большинстве случаев его поведение как человека верующего будет вызывать уважение. Оно, как я надеюсь, поможет им адаптироваться в социуме.


- Можно ли как-то сравнить вашу работу с государственной системой перевоспитания?


Во-первых, психолог, сотрудник УИНа, работает при каждой колонии. Перевоспитать человека вообще очень трудно. Чтобы исправилось поведение человека, нужно корректировать установки, находящиеся в его сознании. Государственный подход к перевоспитанию осужденных не изменился с советских времен. До сих пор упор в перевоспитании делается на труд. Это не понятно, потому, что даже если человек будет усердно трудиться 10-20 лет, все равно на вопрос «Почему нельзя красть?», «Почему нельзя убивать?» он не сможет ответить.


Ответить на вопрос «Почему нельзя красть?» сможет верующий – потому что Аллах запретил, потому что за это будет наказание в Судный день. Потому, что ни одно деяние человека не скроется, и не сможет скрыться. Поэтому только религия может поменять установки в голове человека.


У нас очень маленький процент перевоспитуемых. В основном выходящие из колонии рассуждают так: не то чтобы нельзя красть, – нельзя попадаться! Потому, что если ты не попадешься, ты не будешь наказан.


Поменять такие установки может только религия. Те из сотрудников администрации, кто присутствуют на наших занятиях, тоже приходят к такому выводу.


- Что вы можете сказать про христианских священников, которые наверняка тоже работают в колониях?


Христианские священники, конечно, тоже ведут работу. Сами по себе они – люди активные, неплохо относятся к исламу. Один из священников прямо на лекции, когда выходил на трибуну сказал офицерам, показывая на меня: «Вот мусульмане, они – наши братья в религии. Я считаю, нам нечего с ними делить и считаю, что христианам у мусульман надо учиться и учиться жить. Я восхищаюсь тем, как живут мусульмане в исламских странах».


- С какими проблемами вы сталкиваетесь в работе?


Все трения в основном связаны с недопониманием со стороны администрации. Практически всегда возникали проблемы с исполнением молитв. В одной колонии был такой случай: администрация узнала, что люди стали вставать ночью и мыться, что вызвало опасения, и этих людей стали сажать в штрафной изолятор (ШИЗО). Но те, кого сажали в ШИЗО, объявляли голодовку. Поговорив с администрацией, объяснив, что мусульманин обязательно должен читать утреннюю молитву, мы сняли непонимание.


Администрация всегда подозрительно относится к новым действиям подопечных, так как они имеют дело в основном с преступниками. Легитимное лицо, например муфтий, должен объяснить, что мусульманин обязательно должен пять раз в день делать намаз. Пред этим он должен помыться. Можно даже показать, чтобы администрация нормально это воспринимала.


- Можно ли, находясь в колонии, в полной мере соблюдать предписания религии и чувствовать себя мусульманином?


Трудно сказать. Тут есть несколько моментов. Во-первых, нехаляльное питание. За исключением одной колонии, где режут мясо сами, получить халяльную пищу в местах заключения невозможно. Когда заключенные спрашивают меня об этом, я предоставляю им самим решать, как им питаться. Поскольку есть люди, которые могут годами сидеть на хлебе и каше, другим же обязательно нужна белковая пища.


Второй момент связан с баней. В одной колонии случился конфликт, когда мусульмане мылись в трусах. Для администрации это подозрительно. Когда видят одетого человека в бане, то думают, что он что-то задумал. Также неприятные моменты были, когда мусульмане стали носить бороды.


Как раз в этот период мне посчастливилось поехать в хадж. Во время хаджа в Мекку приезжает большое количество ученых со всего мира. Разговаривая с учеными, я задавал такой вопрос: «Если соблюдение какого-то одного положения в религии ставит под угрозу религиозный процесс, стоит ли держаться этого частного?» Я и сам предполагал ответ, но ученые мне подтвердили, что в этом случае конечно не стоит.


В принципе, ношение бороды не запрещено, но дабы не обострять ситуацию и не ставить под угрозу религиозную жизнь вообще, было решено бороды не отпускать. Мы разговаривали с братьями и, в конце концов, не сразу, но все-таки решили, что так будет правильно.


Ислам в колонии держать трудно и потому, что кроме двух часов в неделю все остальное время человек находится в окружении преступного сообщества, что нельзя не учитывать. Иногда у него начинаются конфликты с окружением. Есть опасность, что он будет тяготеть к своим старым друзьям.


Когда человек проходит к вере и начинает ощущать себя мусульманином, его надо срочно выпускать из этой среды. Это понимает администрация и рассматривает религиозность как плюс; знак того, что человек встал на путь исправления.


Если начальник колонии справедливый и здравомыслящий, то многие из людей, принимающих ислам, или начинающих выполнять предписания, выходят по условно-досрочному освобождению. Администрация видит, что человек, говоря казенным языком, встал на путь исправления. Раз встал, то его незачем держать в колонии, колония ему сейчас только вредит.


- Что вы посоветуете тем, кто захочет проводить призыв в своей области?


Тем, кто захочет проводить такую работу у себя в крае, обязательно нужно заключить договор между мусульманкой организацией и той структурой, которая занимается осужденными. Например, у нас имеется договор между ДУМ Удмуртии и УИНом. Это является очень важным моментом для узаконивания отношений.


Потом, естественно работа не должна быть формальной. Если после заключения договора в колонию раз в три месяца будет приходить бабай, который будет читать дуа – от такой работы пользы не будет никому.


А можно проводить работу как следует. При этом нормальная работа не означает непременно строительство мечети. Конечно, УИН и администрация колонии хотели бы видеть мечети, потому что это плюс администрации колонии, наглядный показатель того, что администрация терпимо относится ко всем религиям. Но призыв и строительство мечети – это не одно и то же. У нас есть опыт строительства мечетей, и он говорит, что даже если мечеть будет построена, это не значит, что туда будут пускать.


Очень важно находить общий язык с администрацией колонии. Если зеленый свет дали в УИНе, это не значит, что с начальником колонии не будет проблем. Правда, если начальники колоний люди здравомыслящие, они видят пользу в исламском призыве.


Многое зависит от мнения оперативников. Но любой человек, способный здраво рассуждать, в конце концов, видит пользу в исламе и поворачивается к исламу лицом. По крайней мере, начинает понимать, что эта религия должна преподноситься в колониях.


- К чему надо быть готовым тому, кто захочет осуществлять призыв в колониях у себя в регионе?


Нужно иметь большое терпение. Очень многое зависит от установления делового контакта с администрацией. Такие контакты должны быть регулярными. Раз в месяц надо встречаться и обсуждать с теми людьми, которые курируют это дело (лучше с зам. начальника колонии) возникающие вопросы и совместные проекты.


Также, надо быть готовым к тому, что в пенитенциарных учреждениях ничего быстро не решается и вопросы, которые можно решить за 5 минут, могут решаться месяцами.


- Что необходимо для того, чтобы призыв в местах лишения свободы был максимально эффективным?


Важно показать, что ислам и только ислам может решить проблему преступности, причем самым наилучшим образом. Чтобы чиновник не полностью испорченный, который заинтересован в изменении ситуации в стране в лучшую сторону, убедился в его необходимости. Но показать это надо на практике, через анализ проведенных работ.


Есть люди, в том числе и наверху, которые понимают тяжесть ситуации в стране, которых беспокоит частые случаи рецидива. Здравомыслящие чиновники заинтересованы в том, чтобы ситуацию как-то разрешить. Поэтому в работе надо опираться на них. Важно находить таких людей.


Сейчас я вижу необходимость проведения исследований влияния ислама на какое-либо общество. Например, было бы полезно изучить влияние ислама на изменение криминальной психологии осужденных.


Шамиль ИЛЬЯСОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика