ТАРИК РАМАДАН: МАНИФЕСТ НОВОГО «МЫ»

picture87654

ОБРАЩЕНИЕ ШВЕЙЦАРСКОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛА ТАРИКА РАМАДАНА К МУСУЛЬМАНАМ ЗАПАДА И ИХ СОГРАЖДАНАМ

Повод для нашего беспокойства весьма серьезный. На протяжении 20 лет положение мусульман на Западе становится с каждым годом все сложнее. Если раньше это было не так заметно, то последние 5 лет это стало особенно очевидно. «Война против терроризма», начатая после событий 11 сентября 2001 года, повторяющие теракты по всему миру и все возрастающее напряжение, порожденное социальными проблемами или притоком иммиграции, привели к тому, что ислам и мусульман стали рассматривать как угрозу западному обществу. В умах европейцев прочно засели страх и вызванные им эмоциональные и часто иррациональные реакции. Эти реакции, вполне объяснимые и понятные, все чаще эксплуатируются в политических целях и в погоне за властью.



Мусульмане оказались перед жестким выбором: либо смириться с отведенной им участью и согласиться на роль «жертвы», ограниченного в правах меньшинства, которое замкнуто в самом себе и не перестает оправдываться, либо они могут взяться за решение стоящих перед ними проблем и стать полноправными субъектами собственной истории, приняв необходимые меры для исправления ситуации. Жаловаться на то, как с тобой обращаются, критиковать расизм и дискриминацию, с которой сталкиваешься каждый день, – естественно, но в конечном итоге все в наших руках. Ничего не изменится, если не взять на себя всю ответственность за самих себя, воспринимать конструктивную критику, стать самокритичными, и в ответ на развивающиеся страхи произвести революцию в общественном сознании – "революцию доверия", посеяв в нем доверие к исламу.

События последних лет столкнули жителей Запада с новой реальностью и породили сомнениями настолько глубокие, насколько только возможно. Это чувство нестабильности, в сочетании с фобией иной религии и культуры, которая воспринимается как «чужая», вызывает страх и вполне понятные вопросы, пусть даже обусловленные непониманием. Могут ли мусульмане действительно жить в светском обществе? Совместимы ли их ценности с идеалами демократии? Могут ли они жить в добрососедстве с немусульманами? Могут ли они ответить на шокирующие поступки, производимые от их имени в виде терроризма, бытового насилия, принудительных браков и тому подобного?

Столкнувшись с подобными вопросами, мусульмане должны занять активную позицию. Они должны быть уверены в себе, в своих ценностях, в своей способности жить в западном обществе и общаться, проявляя полную открытость. Революция доверия, к которой мы призываем, в первую очередь и главным образом будет зависеть от уверенности в себе, в собственных убеждениях. Задача здесь в том, чтобы вновь обратиться к своим традициям и выработать к ним положительное, но в то же время критическое, интеллектуальное отношение. Мусульмане должны быть способны доказать, что учение ислама призывает их в первую очередь и главным образом к духовной жизни, к самоанализу и самосовершенствованию. Они должны на деле показать, что мусульмане – законопослушные и преданные граждане своей страны.

В срочном порядке надо выработать крайне необходимый сейчас дискурс, который позволит расстаться с позицией жертвы, исключит радикальную, буквальную трактовку источников. Во имя основополагающих принципов ислама мусульмане должны принять меры против извращенного толкования религии, например для оправдания терроризма, домашнего насилия или браков по принуждению.

В будущем духовная жизнь мусульман обязательно потребует создания на Западе институтов религиозной подготовки (исламских исследований, исламологии, школ подготовки имамов и т.д.), соответствующих реалиям западной жизни. В обязательном порядке следует прекратить нарочитую «исламизацию» образовательных и социально-экономических вопросов, требующих политического, а не религиозного решения.

Одним из наиболее эффективных способов побороть понятные опасения – это разделить проблему на ее составные части, не отделяя тесно связанные между собой вещи. «Деконструкция без разъединения» означает то, что мы берем на себя в первую очередь обязательство отделить чисто религиозное от вопросов, связанных с образованием, социальной сферой, иммиграцией, с целью анализа возникновения причинно-следственных связей на социально-политическом уровне. Граждане мусульманского вероисповедования должны помочь сегодня по-новому сформулировать политический вопрос. В этом свете безработица, проблемы школы и преступность, как мы уже отмечали, никак не связаны с исламом. В то же время крайне необходимо понять причины, почему и граждане-мусульмане и местные жители в основном не разделяют эти сферы.

Аргументы, которые еще вчера доносились со стороны крайне правых партий, сегодня, к сожалению, уже слышны от основных политических сил. Для привлечения избирателей политики все чаще играют на страхе, предлагая жесткие подходы для решения социальных проблем, безопасности и иммиграции. Все другие вопросы зачастую сводятся к двум утверждениям: «мы – Запад», а «они – мусульмане», даже тогда, когда мусульмане – граждане западной страны.

Нескончаемое муссирование на государственном уровне одних и тех же вопросов (проблем насилия, женщин, интеграции, и т.п.) далеко не случайно. «Исламский» вопрос часто используется в качестве отвлекающего маневра, к которому прибегают, чтобы избавиться от противников и собрать голоса избирателей. Отвечая на попытки эксплуатации и иногда манипуляции, граждане-мусульмане не должны подаваться естественным реакциям. Вместо того чтобы устраняться от общественных дебатов и изолироваться, они должны сделать все, чтобы быть услышанными, выйти из своего религиозного, социального, культурного или политического гетто и идти навстречу своим согражданам.

Политики, эксплуатирующие страх, намерены сделать именно то, с чем, как они заявляют, борются. Постоянно обвиняя мусульман в неинтегрированности, обособленности, разделении на «мы» и «они», в замкнутости в своей религиозной самобытности, которую считают особенной, интеллектуалы и политики, говорящие о «наивности» других политиков, не видящих «исламскую угрозу» и «недостатка» плюралистического мультикультурного общества, на самом деле усиливают подозрения, способствуют разделению и стараются изолировать мусульман.

Мусульмане как граждане сегодня призваны дать отпор этим тревожным высказываниям, за которыми просматривается плохо скрываемая идеология. Ради западных ценностей, мусульмане должны бороться с политическим курсом, который легализует обычный расизм и дискриминацию, направленную против части населения.

Первостепенная задача сегодня – не пустое обсуждение социальных моделей или опыта (что мы видим в Соединенных Штатах, Франции и Великобритании), но более простое и полезное тестирование каждой страны через сравнение декларируемых ее интеллектуалами и политиками идеалов с тем, что есть на самом деле в социальной сфере с правами человека и равенством возможностей (мужчин и женщин, людей разного происхождения, цвета кожи).

Наше общество ждет появления нового «Мы». Такого «Мы», которое объединит как мужчин, так и женщин, граждан всех религий и тех, кто не исповедует никакую религию, которые вместе будут решать проблемы своего общества: безработица, жилье, расизм и дискриминация, любое унижение человеческого достоинства. Такое «Мы» станет в дальнейшем объединением граждан, уверенных в своих ценностях, отстаивающих у себя в стране идеи плюрализма; граждан, которые будут решать эту задачу во имя общих ценностей, лежащих в основе общества. В противовес поверхностным, эмоциональным и даже истерическим реакциям, они должны выдвинуть рационализм, диалог, внимательность, взвешенный подход к сложным социальным вопросам.

Будущее западного общества решается сейчас на местном уровне. Наипервейшее здесь – запустить движение местных инициатив, благодаря которому мужчины, женщины, граждане разного вероисповедания, культурных традиций, мировоззрения смогут найти точки взаимопонимания, общие взгляды, добиться доверия.

Западное общество не победит социальную опасность, насилие и наркотики путем ужесточения контроля. Что нам нужно в обществе – это социальные институты, правовая грамотность, создание новых рабочих мест и политика укрепления доверия.

Наша обязанность – принимать участие в решении всенародных проблем, чтобы не быть выброшенными на обочину из-за разжигаемых на международной сцене конфликтов.

Однако, ясно и то, что главное обсуждение проблемы управления миграцией на Западе еще только предстоит. Невозможно и далее лишать страны Третьего мира их богатств и в то же время обращаться с теми, кто бежит от бедности и диктаторских режимов как с преступниками. Такое отношение не только несправедливо, но бесчеловечно, и оно недопустимо. Во времена глобализации взаимному согласию между цивилизациями содействуют как простые люди на местном уровне, так и мыслители мирового масштаба.

Революция доверия и уверенности, критической лояльности, зарождение нового «Мы» на основе национального движения местных инициатив должны присутствовать в политике западного общества, которое стремится учитывать интересы каждого гражданина, и содействовать культурному многообразию на Западе. Хорошо известно, что выживание в полной мере зависит от зарождения нового духа политической креативности. Граждане должны работать на более отдаленную перспективу, чем сроки очередной предвыборной кампании, связывающие по рукам политиков и затормаживающие выработку смелых инновационных подходов. Когда выбранному политику некуда деться, когда он уже не способен воплощать в жизнь свои идеи, дело за избирателями заявить о своих идеалах и воплотить их в жизнь.


Тарик РАМАДАН – магистр философских наук и французской литературы, доктор филологических наук, доктор исламских наук Женевского университета, автор и соавтор более 20 книг и свыше 700 статей, старший научный сотрудник Фонда Локахи, приглашенный лектор Оксфордского колледжа Святого Антония и директор научно-исследовательского института «Европейская мусульманская сеть» (EMN) в Брюсселе.

Приводится в сокращении
http://www.tariqramadan.com/article.php3?id_article=743&lang=en

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика