Со своей стороны шиитские ученые – саудиты Адель Абу Хамсин, Хасан ас-Сафар, Хасан ан-Намир и Джафар ан-Намир и также ливанский шиитский мыслитель Хани Фахс заявили, что между суннитами и шиитами наличествует гораздо больше объединяющих, нежели разъединяющих моментов. Что касается распространенных инсинуаций по поводу поношения шиитами сподвижников Пророка, изменений, якобы внесенных шиитами в текст Корана, а также приписываемого им утверждения о ненадлежащем выполнении архангелом Джибраилом своих обязанностей по передаче откровения, то все это не имеет место в шиитских первоисточниках и мазхабах (религиозно-правовых школах), отметили улемы.
"Сейчас не время разглагольствовать о правовых разночтениях и ворошить исторические события", – заявил видный представитель шиитов Саудовской Аравии, шейх Хасан ас-Сафар.
По словам Аделя Абу Хамсина, у шиитов и суннитов много общего. Шейх выразил глубокое убеждение, что шииты и сунниты единодушны по принципиальным вопросам, а имеющиеся незначительные разногласия носят в большинстве своем надуманный характер, сводясь к разночтениям в терминологии. Он подчеркнул, что все разногласия могут и должны быть преодолены обоюдными усилиями ученых обеих мусульманских конфессий.
Шейх Абу Хамсин назвал беспочвенными и провокационными обвинения в адрес шиитов в искажении священной книги мусульман. "Отдельные невежды с одной стороны хотят приписать что-то другой стороне, несмотря на то, что последняя отвергает это", – отметил ученый.
Он также подчеркнул, что "исламское единство и история обязывают мусульман с уважением относиться друг к другу, несмотря на разногласия во взглядах и точках зрения".
На прямой вопрос корреспондента интернет-издания Аль-Арабийя о том, обвиняют ли шииты суннитов в неверии, Адель Абу-Хамсин ответил, что нигде в трудах признанных шиитских ученых сунниты не называются неверными. Согласно шиитскому учению, в неверии могут быть обвинены только те мусульмане, которые проявляют вражду к Ахлу аль-бейт (Дому пророка Мухаммада).
Что же до приписываемого последователям шиизма утверждения о том, что Джибриль доставил откровение не по адресу – т.е. вместо Али передал его пророку Мухаммаду, – то шейх назвал его откровенной ложью.
В свою очередь шейх Хасан ан-Намир прокомментировал новую фетву Абдаллы Ибн Джебрина. "Человеку свойственно ошибаться, и в этом нет ничего предосудительного. Однако суть добродетели – признание своих ошибок", – подчеркнул ан-Намир. Касаясь старой фетвы Ибн Джебрина, шиитский ученый подчеркнул, что это заключение салафитского ученого не касается движения "Хезболла". Тот, кто распространил эту фетву, не удосужился обратить внимание на ее содержание и дату выхода, подчеркнул шейх.
Как отметил другой шиитский ученый, шейх Джафар ан-Намир, "мусульмане должны различать между двумя уровнями: 1) идеологическим, 2) общественно-политическим и экономическим". По мнению шейха, эта необходимость продиктована обстоятельствами, в которых сегодня находится умма. "Мусульмане должны крепче сплотить свои ряды, держаться объединяющих факторов и отбросить разъединяющие. Необходимо опираться на ислам в его широком понимании как на основу для объединения уммы", – сказал Джафар ан-Намир.
Свое мнение относительно разногласий между суннитами и шиитами высказал известный ливанский улем Хани Фахс. "Я не понимаю, в чьих интересах все эти дискуссии. Я не высказываю здесь упреков и несогласия с какой-либо из сторон, так как убежден, что ошибается как тот, кто затрагивает эти вопросы, так и тот, кто отвечает на них".
Ученый подчеркнул, что идеологические и правовые разногласия – это не спор между суннитами и шиитами. Углубившись в проблему, мы обнаружим, что ее рамки гораздо уже. В ее основе лежат исторические и политически расхождения. По мнению ученого, мусульманам необходимо вернуться к сравнительному праву: "фикху мазхабов вместо фикха одного мазхаба".
По материалам www.alarabiya.net
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: