О ЗАРОЖДЕНИИ УММЫ В РОССИИ

Batyrsha
В мусульманской среде активно обсуждается термин «умма», «российская умма», «умма российских мусульман». А что такое «умма», и существует ли российская умма как единое отдельное сообщество, и когда она родилась?

Хадис пророка Мухаммада гласит: «Мусульмане словно единый организм – если заболит какая-то его часть, то будет нездоровиться всему телу». До тех пор, пока мусульмане были едины, никто не мог противостоять им, и слово Всевышнего распространялось по всему миру. Потом они забыли про свое единство, утонули в своих мелких распрях и разборках. В результате мусульманские страны и народы один за другим стали терять независимость, попадая под гнет иноземных захватчиков.

Не были исключением и мусульмане, вошедшие в состав Российской империи. Сначала их предки собственными руками разрушили все мусульманские государства, на которые распалась некогда великая Золотая Орда. Совместным походом Крымского, Казанского, Касимовского и Московского ханств была разрушена Большая Орда. В казанском походе Ивана Грозного мусульман было больше, чем всех защитников Казанского ханства. После же покорения Казанского, Сибирского и Астраханского ханств настала очередь и окончательной ликвидации независимости ханства Касимовского, а также крещение или депортация большей части мусульманских феодалов из внутренней части Московской Руси. Но, несмотря на все это, мусульманские подданные Российской империи не ощущали себя единым целым. При выдвижении тех или иных требований это были лишь требования отдельных социальных групп – мурз, служивых или ясачных татар того или иного уезда, какого-нибудь башкирского племени (группы племен). Требований этих, естественно, никто не собирался удовлетворять. Исключение составляли те редкие случаи, когда мусульмане становились главной опорой российского престола, вроде стрелецкого бунта, подавленного мурзами, или Лихолетья. Но и в этих случаях уступки были незначительны и вскоре сменялись еще большими притеснениями. В результате следовали восстания тех же разрозненных групп, быстро и жестоко подавляемые царскими карателями. Кроме того, регулярно у мусульман отбирали земли, доставшиеся им по наследству от предков как родовые и закрепленные царскими же указами в награду за верную службу. Земли забирали за нежелание креститься, под заводы, монастыри, просто так, потому что земли хорошие, «законно» и незаконно – за взятки.

Но наступил решающий момент – неистовые церковники решили искоренить в России все религии, кроме Греко-православной церкви. «Зловерные басурмане», хотя и не были единственной мишенью чернорясных экстремистов, стали главными их противниками. Меры давления были беспрецедентными. Результаты тоже – все «язычествующие» в течение нескольких десятилетий напряженного давления стали христианами. Все, кроме живших в мусульманском окружении (закамские удмурты, восточные и часть луговых марийцев, проживающие в окружении татар чуваши). С мусульманами подобного не произошло – в победных реляциях церковников бывших мусульман насчитываются единицы и десятки в год. Вместо этого приверженцы ислама начали бунтовать – произошли восстания Карасакала, муллы Мурада и Батырши, а также множество мелких стихийных выступлений. Но самое главное – именно под воздействием начавшегося давления, призванного уничтожить исламское сознание, мусульмане России стали объединяться.

Собственно, именно с этого времени можно говорить о «мусульманах России» и о «мусульманской умме России». До того были лишь «мурзы казанского уезда», «мурзы касимовские, кадомские, темниковские», мещеряки, иректинцы, бурзяне, тамьяны, гайнинцы, ясачные кунгурские татары, бесермяне и т.д. Мусульман, как единой общности не было. Говорить о мусульманах, как о единой общности, можно лишь начиная с восстания Батырши. Именно Батырша впервые в истории России выдвинул требования, универсальные для всех мусульман России, и выдвинул их от лица всех российских мусульман. Именно для удовлетворения этих требований было поднято восстание, унесшее сотни жизней. И в конце концов эти требования были удовлетворены. Но главным результатом все же явилась консолидация разрозненных родоплеменных и территориальных групп татар, башкир, мишарей, булгар, ногайцев в единую мусульманскую российскую умму, являющуюся частью мировой мусульманской уммы.

Для чего нам это нужно сегодня, по прошествии двух с половиной веков после тех трагических и героических событий. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» – эти слова, безусловно, мудрого человека находят все больше доказательств в нынешнем глобализирующемся мире. Российские мусульмане выдержали давление, не испытанное почти ни одной другой группой мусульман в мире. Мусульмане Пиренеев, Сицилии, юга Италии были ассимилированы или депортированы. По длительности проживания в немусульманском государстве татары и башкиры могут сравниться лишь с дунганами (хуэй) в Китае и тямами во Вьетнаме и Камбодже.

Сегодня некоторым любителям решать свои проблемы за счет других не дают покоя «лавры» Гурия, Луки Канашевича и Ильминского. Разворачивается кампания по внедрению одной религии во все сферы жизни – в образование, армию, систему исправительных учреждений. Наряду с информационной войной против ислама, ведомой с использованием огромного СМИ-потенциала, эта кампания имеет целью уничтожить мусульманское присутствие в нашей стране. И ее организаторам абсолютно неважен тот факт, что, если эта цель претворится в жизнь, то Россия просто перестанет существовать. Просто превратится в колонию более сильных и агрессивных соседей. В этой ситуации у всех российских мусульман – татар, башкир, кавказцев, узбеков, таджиков, русских, суфиев и саляфитов, – есть только один выход – забыть все свои былые распри и сообща отстаивать наши интересы. Общие интересы – сохранить свою мусульманскую идентичность, так как это сделали наши предки. В этом заинтересованы не только мусульмане, но и вся Россия, т.к. именно в этом – залог сохранения ее единства и самостоятельности.


Ахмад МАКАРОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика