ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕДИА-МАШИНЕ: ОПЫТ ЮАР

picture345
Сообщения, содержащие явные ксенофобские и антиисламские суждения, все чаще появляются на страницах газет, в теле- и радио эфире. Ярким тому примером стала война в Ливане, освещая которую, многие СМИ преднамеренно искажали информацию с места событий в пользу израильской стороны. Адекватно реагировать на подобные заявления, сделанные умышленно или неосознанно, научились в ЮАР. Опыт южноафриканских организаций мог бы стать полезным для других стран, где существует похожая проблема.

Хотя на первый взгляд между Россией и Южноафриканской республикой не так уж много общего, мусульмане и той, и другой страны схожим образом сталкиваются с проблемой изображения представителей ислама в средствах массовой информации. В ЮАР проживают более одного миллиона мусульман. Как и в России, их точка зрения практически не представлена в центральных средствах массовой информации. Их взгляды, интересы, мнения и намерения либо игнорируются, либо умышленно искажаются.

Немалое количество проблем мусульман Южной Африки обусловлены тем, что они составляют конфессиональное меньшинство. Однако, несмотря на это обстоятельство, им удалось добиться определенных успехов: открыть немало мечетей, школ и организаций. Учитывая непрекращающиеся выпады СМИ в адрес южноафриканского мусульманского сообщества, одной из приоритетных задач, стоящих перед ним, является обеспечение собственной информационной безопасности. Первым шагом на этом тернистом пути стала создание системы мониторинга СМИ Media Review Network (MRN).

MRN – это неофициальный гражданский союз, призванный следить за тем, как представлен ислам в информационном пространстве. Любая информация, так или иначе влияющая на имидж мусульман, будь то ситуация в местной общине, или проблема Палестины, Кашмира и т.д., становятся объектом внимания специалистов союза.

«Мы осуществляем мониторинг СМИ, делая периодические обзоры прессы и при необходимости направляя обращения и жалобы в адрес редакции той или иной южноафриканской газеты, телеканала, радиостанции... Нашей целью является отслеживание, анализ и иногда опровержение искаженных материалов об исламе и мусульманах, появляющихся в СМИ» – рассказывает глава MRN Саид Икбаль Газиз.

Организация работы Media Review Network предельна проста: группа специалистов разного профиля проводит разностороннюю экспертизу периодических изданий, теле- и радио программ. При обнаружении в них недостоверной или неточной информации об исламе в редакцию направляются соответствующие замечания и объективные данные. Специалистам помогают добровольцы, задача которых изучать материалы СМИ, включая телевидение и радио, и немедленно реагировать на появление в них искаженной и неточной информации.

Отчеты о деятельности СМИ регулярно публикуются в специальных электронных и печатных каталогах, по котором затем можно судить о степени достоверности каждого издания и его ангажированности в отношении ислама и мусульман.

Большое значение в МRN придается личным контактам с публичными фигурами. Как поясняет Икбаль Газиз, большинство сотрудников имеют дружеские, доверительные отношения с видными общественными деятелями, редакторами и журналистами, в которыми налажен постоянный информационный обмен.

MRN ведет активную работу по созданию теле- и радионовостей: периодически делает заявления для прессы по различным событиям в стране и мире, организует интервью с выдающимися личностями в области политики, экономики, общественной жизни, а также активистами местных и зарубежных организаций.

Кроме того, союз старается в определенной степени формировать общественное мнение, налаживая связи со СМИ, правительством, политическими партиями, студенческими союзами и гражданскими организациями.

Каждый сотрудник МRN убежден, что он может внести свою лепту в освобождение массового сознания от навязываемых многими СМИ ярлыков и штампов, которые лишают человека возможности понимать и анализировать. Методичка сотрудника дает, в частности, такие рекомендации:

1. Соберите группу заинтересованных людей, в качестве которых могут быть студенты.
2. Изучите содержание одной-двух газет на предмет наличия в них антиисламских материалов. Признаком исламофобии могут быть такие выражения как: исламские фундаменталисты, экстремисты, террористы, притеснение женщины и т.п.
3.Выясните, что происходит в том регионе, о котором идет речь в статье.
4. Просмотрите информацию по этой теме в интернете.
5. Подготовьте ответ на непонравившуюся вам публикацию, опирающийся на конкретные факты.
6. Позвоните редактору или автору статьи и вежливо, но убедительно потребуйте исправить оскорбительные высказывания.
7.Перешлите по факсу или по электронной почте указанные материалы в офис MRN, чтобы организация взяла на заметку ваше обращение, могла вам помочь и координировать ваши действия.
8. Подключите к мониторингу СМИ окружающих вас людей, объяснив им, что такое исламофобия.
9. Расходы на проведение этой работы минимальны (необходимы газеты, почтовые марки, факс, компьютер с доступом в интернет).

Следуя этим незамысловатым инструкциям, можно организовать мониторинг СМИ в любой стране. Главное, по словам главы MRN, – наличие инициативной группы людей, желающих провести в жизнь эту идею. С опытом придет и понимание механизмов взаимодействия со СМИ.

СМИ – мощное средство воздействия и управления ситуацией. И этой исключительно действенной силой можно управлять и направлять в правильное русло. Те, чьи интересы пострадали в результате работы СМИ, могут сами стать партнерами в производстве достоверной информации.



По материалам IslamОnline.net

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика