КИПЯЩИЙ КОТЕЛ

Под таким названием, в канун нового российского праздника 4 ноября, газета «Время новостей» поместила пространную статью члена Совета Федерации от Чеченской Республики Мусы Умарова, посвященную проблемам межнациональных и межрелигиозных отношений в нашей стране. Хотя, вероятно, трудно согласиться с некоторыми категорическими и безапелляционными утверждениями автора, эта статья заслуживает внимательного прочтения, особенно в тех ее местах, где затрагивается исламская тема:

«Сегодня мир стали пугать исламом, подводя под это научное обоснование. Широко известна теория о заговоре исламского мира против других религий и цивилизации вообще, которую тиражируют на Западе. Между тем ислам – одна из великих глобальных религий, в ее учении нет понятий войны и насилия. Да, исламская культура отличается от других. Но агрессивную окраску исламу придают фундаменталисты, которую пользуются верой в корыстных целях…

В современном российском обществе религиозные свободы стали реальностью. Нельзя не отметить вклад религиозных деятелей в нравственное воспитание населения, в сохранение культурных и исторических ценностей. Получив долгожданную свободу деятельности, конфессиональные объединения играют все более активную роль в общественно-политической жизни. Авторитет их лидеров возрос как никогда ранее. Я и мои коллеги по Совету Федерации от республик Северного Кавказа и других регионов, где компактно проживают мусульмане, с большим уважением относимся к инициативам мусульман, направленным на борьбу с национализмом, экстремизмом и терроризмом.

Но реальностью стали и межрелигиозные конфликты. Часто при попустительстве властей за них выдаются обычные бытовые противоречия. События последних лет показывают, что в нашей стране появляются реальные силы, разжигающие религиозную рознь. В основе идеологии новых религиозных фанатиков и экстремистов лежат те же опасные постулаты, что и у крайних националистов: превосходство одной религии над другой, возможность использования силы для достижения своих антигуманных целей. В результате религией оправдывается и прикрывается деятельность сепаратистских и террористических организаций.

В конце 90-х годов на территории Чечни, прикрываясь исламом, хозяйничали религиозные фанатики, воспитанные за границей. Под их влиянием «иноверцами» в республике объявили всех, кто был против разъединения с Россией. Они звали нацию к самоизоляции, к завоеванию соседних территорий, введению шариатского суда, отрицающего цивилизованные нормы права, превращению Чечни в «исламский халифат» и введению арабского языка как государственного. Разве к этому призывает своих истинно верующих Коран? Случись то худшее, к чему призывали наш народ религиозные экстремисты и сепаратисты, мы были бы отброшены далеко в прошлое, на обочину прогресса человеческой цивилизации…

Очевидно, что между людьми, исповедующими разные религии, могут быть богословские или научные споры. Но распри на религиозной почве быть не должно: тот, кто не уважает другую нацию, другую религию, не уважает и свой народ, и свою веру. Религия никогда не разделяла жителей России. Лидеры конфессий нашей страны должны сообща участвовать в формировании общественного сознания, демонстрируя взаимное уважение и не забывая о таких важных инструментах, как телевидение и Интернет. Одновременно власть и религия должны совместно делать все возможное, чтобы не допустить использования религиозных догматов экстремистами и террористами.

Внутренняя политика любого развитого государства имеет много векторов. Возможно, на этапе становления новой российской государственности и перехода к новым экономическим отношениям вопросы этнической и религиозной политики оказались на втором плане. Но в случае недооценки их важности или ошибочных решений последствия могут свести на нет любые политические и экономические успехи и в конечном счете привести к катастрофе…

Необходим законодательный запрет на негативную характеристику целым народам и нациям, к которой все еще прибегают некоторые представители законодательной и исполнительной власти на местах. Такие высказывания следует считать преступлением и наказывать по всей строгости российских законов…

Необходим отказ от термина «лицо кавказской национальности», оскорбительного для целых народов, населяющих Россию. СМИ должны избегать тенденциозных и однобоких оценок событий, происходящих на Северном Кавказе. В ряде изданий помимо прямой лжи периодически появляются серьезные оскорбления в адрес официальных представителей республик Северного Кавказа, включая Героев России, хотя по закону оскорбление должностного лица должно наказываться.

Недопустима ситуация, когда в СМИ, книгах и кино в течение десятилетия пестуется негативный образ целого народа. Я имею в виду две чеченские войны. История еще рассудит, кто был виновником этой нашей общенародной трагедии. Но нынешние низкопробные детективы и боевики, в которых показывают зверства и взаимную жестокость представителей братских народов, живущих в одной стране, явно не способствуют воспитанию и будущим взаимоотношениям наших детей.

Необходима система воспитания, способная прививать людям уважение к религии и традициям других народов и наций, к особенностям их быта и характера. Для этого должны использоваться все возможности СМИ, культурных, общественных и религиозных организаций, рычаги исполнительной власти и ресурсы правоохранительных органов. Именно сегодня как никогда государство нуждается в целевых государственных программах общефедерального и регионального уровня, ориентированных на решение проблем межнациональных и межэтнических отношений. В рамках этих программ особое внимание должно уделяться вопросам регулирования рынка труда и легализации мигрантов.

Работа эта может быть основана исключительно на терпимости и взаимном уважении. Она требует широких общественных консультаций, отказа от формальных и политически конъюнктурных решений и двойных стандартов, в первую очередь в правовой области».

Валентин ПРУССАКОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика