ВЫЙТИ ИЗ ГЕТТО

000117
Сегодня в большинстве западных государств озабочены проблемой интеграции мусульман в свое общество. Аналогичная проблема, хотя и не столь остро, существует и в Российской Федерации. При этом следует отметить, что отношения с исламом у нас принципиально отличаются от таковых в Европе и США. В России ислам – далеко не чуждое явление, привносимое эмигрантскими волнами. Достаточно напомнить, что эта религия появилась на территории нашей страны гораздо раньше христианства.

На сегодняшний день с исламом ассоциируют себя около 20 млн коренных жителей России. Что же касается мусульманского населения на Западе, то там оно состоит, в основном из мигрантов. Хотя сегодня отмечается тенденция к увеличению мусульман за счет коренных европейцев, тем не менее, образ чужака-мигранта прочно закрепился за всеми исповедующими ислам в Европе.

Принадлежность к коренному населению не просто дает российским мусульманам законное право принимать разностороннее участие во всех областях жизни своей страны – политической, экономической, научной, культурной, социальной и пр., но и делает его необходимым и даже обязательным. Однако приходится с сожалением констатировать, что данный императив игнорируется большинством российских мусульман либо в силу недостаточного осознания собственных прав и возможностей, что объясняется низким уровнем образования и политико-правовой культуры, либо личной апатией и обыкновенной ленью. Сегодня многие люди относятся к исламу, если можно так выразиться, потребительски, – пользуясь его разнообразными благами, и не прикладывая даже малейших усилий для его развития и упрочения позиций в обществе. Притчей во языцех стала социальная пассивность мусульманского сообщества России и, в первую очередь, той его части, которая относится к активно практикующей религиозные предписания, иными словами, – к соблюдающим мусульманам. Собирательный образ российского мусульманина, весьма точно описанный некоторыми публицистами, воплотился в молодом, физически крепком человеке, полубомжеватого вида, спящем в мечети в разгар рабочего дня. Так, Фатима Ежова в этой связи тонко подмечает: “… активно соблюдающие Шариат люди в нашей стране склонны к дистанцированию от проблем, которые волнуют наше общество, к созданию собственной замкнутой субкультуры со своими особыми проблемами, досугом, своими, неведомыми окружающему миру событиями. Многие мусульмане считают, что это и есть, условно говоря, искомая “исламская субъектность”.

Нельзя отрицать, что у нас имеется насущная потребность в создании специальной инфраструктуры питания, досуга, соответствующего мусульманскому образу жизни, а также в мусульманских учебных центрах. Однако, к сожалению, в головах мусульман не редко происходит подмена понятий. Реальная необходимость в четкой внутренней идентификации, понимается иногда как своего рода изоляция от “порочной”, “страшной”, полностью чужой окружающей среды и приводит к замыканию в своем отдельном, узком и крайне ограниченном мирке.

Ярким и вдохновляющим примером принципиально иного отношения к обществу и его проблемам являются биографии авторитетных мусульманских личностей и, прежде всего, самого пророка Мухаммада. Известно, например, что он был категорически против изоляционизма своей общины, и уж точно: никогда не стремился к тому, чтобы загнать своих последователей в гетто. Как верно подмечает российский мусульманский общественный деятель Мухамед Саляхетдинов, “если бы пророк Мухаммад отгородился от остального мира, обвиняя его в неверии, границами созданной им общины, то ислам никогда бы не вышел за пределы Даруль-Аркама (дома одного из сподвижников Пророка, ставшего местом собраний первых мусульман)”. Всесторонние знания и активная социальная позиция всегда рассматривались как ключевые основы исламского вероучения. Вспомним хотя бы известные высказывания пророка: “Ищите знания даже в Китае”, “Если видишь зло, исправь его действием, если не можешь – то словом, если не можешь – то хотя бы (осуди) душой”.

Именно поэтому известные мусульманские ученые современности Тарик Рамадан, Юсуф Кардави и другие, ратуя за интеграцию мусульман в европейское общество с сохранением ими своей исламской идентичности, неустанно подчеркивают, что мусульманская умма не может быть закрытым социальным организмом, ибо это противоречит самой сущности всеобъемлющего учения ислама, включающего в себя правила общественного устройства и предназначенного не для каких-то отдельных этносов, а для всего человечества.

Упорное нежелание российского мусульманского сообщества становиться полноценным субъектом общественно-политических отношений, автоматически превращает его в их объект. В результате этого российскую умму, подобно стаду овец, загоняют в тесное стойло административно-религиозных структур, созданных еще в эпоху царизма в целях контроля над мусульманской общиной. А всех тех, кто пытается выйти за рамки “канонического” пространства, очерченного официальным духовенством, лишают легитимности, обвиняя в сектантстве, экстремизме и терроризме. Одновременно мусульманам вменяют в вину нежелание интегрироваться, обособленность от общества, разделение на “мы” и “они”, замкнутость в своей среде, тем самым, усиливая подозрительность в их отношении, что ведет к дальнейшей изоляции мусульман.

Ко всему выше сказанному добавляются и настойчивые попытки создать миф о так называемой исламской угрозе. Причем, если раньше в российском информационном пространстве доминировало аморфное словечко “ваххабизм”, то сегодня, вероятно, из-за неконкретности и размытости данного термина стали вводить не нуждающееся ни в каких пояснениях, простое понятие “исламская угроза”. Печально, что активным продвижением этого жупела в общественное сознание сегодня занимается целый ряд исследовательских центров и СМИ. Так, небезызвестный исламовед Алексей Малашенко, безбедно существующий на средства американского Фонда Карнеги, посвятил теме “исламской угрозы” одно из последних своих творений.

Таким образом, остается лишь констатировать, что российские мусульмане оказались в стальных тисках гетто, вырваться из которых возможно только посредством значительного расширения социальной активности, формирования адекватного исламского дискурса и реального сотрудничества с государством в решении общих социальных проблем. Для выхода из явно нездорового, маргинального положения необходима как успешная интеграция в жизнь нашей страны, так и трансформация сознания самих мусульман в соответствии с теми изменениями, которые происходят в современном мире.


Анвар ШАРИПОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика