МЕРОПРИЯТИЕ МИРОВОГО МАСШТАБА

1510321
Когда-то, в седой древности, Всевышний повелел своему пророку Ибрагиму отнести его единственного сына Исмаила в "безопасное место", которым оказалась лишенная воды и жизни пустыня. Потом пророкам Ибрагиму и Исмаилу было приказано построить там храм для поклонения Богу.

Каждый год сотни тысяч мусульман совершают паломничество к храму, воздвигнутому этими пророками в бесплодной пустыне. Ни на час, ни на минуту не прекращается движение людей вокруг этого храма – величавой в своей простоте Каабы. В своем пути ко Всевышнему паломники-хаджии проходят через массу испытаний. Когда-то это были отсутствие дорог и многочисленные разбойники, дальние расстояния, преодолеваемые пешком или на лошадях. Потом их дополнили политические преграды, например, до конца XIX века был крайне затруднен выезд для совершения хаджа из царской России. Про проблему выезда к святым местам ислама из СССР говорить просто не приходится. Постепенно их сменяли другие трудности: например, в некоторых странах хадж не могут совершить граждане, не достигшие 55 лет. Наконец, одна из самых больших проблем при совершении паломничества состоит в том, что во время его совершения паломник может сделать напрасным все лишения и тяготы, понесенные им на этом пути. Для этого достаточно всего лишь разозлиться и таким образом выйти из ихрама, который обозначает в первую очередь не форму одежды, а состояние души.

А ведь разозлиться, действительно, есть от чего. Чего стоит одна кампания по очернению самой идеи хаджа и сопряженного с ним праздника Курбан-байрам, ежегодно проводимая российской прессой. Так, несчастные случаи, происходящие во время совершения хаджа, преподносятся как исключительное для этого мероприятия явление. Однако давайте посмотрим, а что же происходит в Мекке и ее окрестностях в эти благословенные дни?

Население города, основанного пророком Исмаилом посреди черных отвесных скал в 60 километрах от берега Красного моря, составляет сегодня 600 тысяч человек. Каждый год в этот город для совершения хаджа легально приезжают около 2-3 миллионов человек. Добавьте к ним иностранцев, находящихся в стране по иным основаниям (рабочим, учебным, гостевым визам и т.д.), нелегалов, а также самих саудовских граждан и жителей стран Залива, с которыми у королевства действует безвизовый режим. Все эти люди в число тех самых двух миллионов человек не входят. Представьте себе всю эту человеческую массу, в совокупности составляющиею порядка 5-6 миллионов человек, приезжающую в 600-тысячный город на 2 недели. (Само выполнение обрядов хаджа занимает в среднем пять дней, остальное время паломники посвящают общению между собою и знакомству со святыми для каждого мусульманина местами.) Причем, в некоторых местах совершения хаджа (долины Арафат, Муздалифа) паломники одновременно проводят всего по несколько часов в палаточных городах. В долине Мина они находятся несколько суток. Все остальное время в году эти долины, юридически считающиеся частью Мекки, ни кем не заселены.

Для сравнения можно предложить любому из центров туристического бизнеса, скажем, американскому Майами-Бич, или российскому Сергиеву Посаду разово принять количество туристов, в пять раз превышающее количество собственного населения города. (для агломерации Майами-бич это будет равняться 10 миллионов при населении в миллион, а для Сергиева Посада это составит миллион сто тысяч человек при собственном 112-тысячном населении). Думается, что никакая хваленая американская организация труда не сможет справиться с подобной задачей. Ни один курортный город в мире не выдержал бы подобной нагрузки, и никакая прибыль от туризма не заставит его администрацию проявлять подобное гостеприимство. Между прочим, в Мекке не случается и экологических катастроф, неизбежных при подобном наплыве народа.

Конечно, следует отметить и тот факт, что проведение хаджа не является прерогативой только лишь мекканских властей. Напротив, обеспечение этого грандиозного мероприятия является почетной обязанностью всего королевства, чей монарх носит титул «Слуги двух святынь». Ответственность за проведение хаджа возложена на специальный государственный орган – Министерство хаджа и тавафа. В эти светлые дни в места массового скопления паломников для обеспечения общественной безопасности и порядка стягиваются дополнительные силы полиции, национальной гвардии, службы безопасности, и даже скауты со всей страны. Главная задача полиции в это время – предотвращение всевозможных эксцессов, давки, заторов и беспорядков. Полиция также оказывает помощь потерявшимся в многомиллионной толпе паломникам в поиске своих групп. Основными методами саудовских полицейских ввиду специфики охраны порядка и организации дорожного движения является выстраивание живой цепью, а также строительство преграждающих и разрезающих толпу барьеров. Интересной подробностью является исполнение намаза блюстителями порядка, которые делают это по очереди, сменяя друг друга на посту. Пост полиции имеется даже над знаменитым Черным камнем. Полицейский там висит на приступке, держась одной рукой за веревку.

Несмотря на колоссальную массовость хаджа, все паломники обеспечены жильем, питанием, бытовыми удобствами, туалетами и душевыми. Особо стоит отметить организацию питания и обеспечения питьевой и технической водой, и это в стране, полностью лежащей в пустыне. Все паломники исправно обеспечиваются медицинскими услугами (в этом королевству помогают министерства здравоохранения соседних стран: Кувейта, ОАЭ и Иордании). Ко всему прочему добавьте и то, что на хадж приезжают простые люди, не знающие иностранных языков и никогда до того не выезжавшие за рубеж. Попробуйте-ка объяснить про наличие правил уличного движения какому-нибудь афганцу или уроженцу тропической Африки, который просто не подозревает об их существовании. Между прочим, около 70-80% хаджиев не знают арабского языка. Конечно, министерство хаджа и тавафа Саудовской Аравии старается обеспечить их переводчиками, но где найти таковых, скажем, с тагальского или сингальского языков? А есть еще кашмири, волофе и сотни других языков, носители которых не имеют никакого представления об арабском или английском.

Естественно, столь грандиозное по своим масштабам мероприятие, как хадж, не обходится без несчастных случаев. В том числе и со смертельным исходом. Однако их численность не идет ни в какое сравнение, например, с показателями насильственной смерти в России, которая составляет 220 человек на сто тысяч населения в год. В нашей стране за аналогичный с хаджем период только под колесами погибает больше народу, не говоря уже про самоубийства или отравления водкой.

Да и что такое смерть во время хаджа, и что она означает для мусульманина? Вообще-то стоит напомнить то, что согласно учению ислама, совершенный по правилам хадж очищает все грехи человека, поэтому в мусульманской традиции смерть во время хаджа, сразу после него, или даже в пути является почетной и сама по себе служит своего рода доказательством прощения грехов. В числе людей, которым посчастливилось умереть по дороге в хадж, были татарский ученый XVIII века Курсави, имам Дагестана и Чечни Шамиль и многие другие. Историк Шигабуддин Марджани, когда писал про шейха Курсави, особо отмечал этот факт. Поэтому, говоря про умерших при исполнении обрядов паломничества, верующие отмечают, что хотели бы оказаться на их месте.

Впрочем, большинство причитаний газетчиков по поводу несчастных случаев, случающихся во время хаджа есть не более, чем пиар-акции из разряда «чем хуже, тем лучше». Между прочим, в прошлый сезон хаджа «число жертв» с российской стороны составило … одну весьма престарелую жительницу Чечни, которая отправилась к святыням ислама в возрасте 104 лет! Если бы почтенная долгожительница умерла у себя дома, вряд ли она бы удостоилась чести попасть на передовые полосы центральных газет.


Ахмад МАКАРОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика