Надо сказать, что также далеко не все арабы и жители азиатских государств радуются победам исламистов. Представляется важным правильно понять, почему они выигрывают, и что они в действительности представляют собой.
В течение последних нескольких лет у меня имелось множество возможностей участвовать в конференциях, семинарах, лекциях и дружеских обеденных беседах с арабскими, азиатскими, европейскими и североамериканскими коллегами. Услышанное мною от них, за редчайшими исключениями, отражало искаженный анализ, исходящий, главным образом, от западной медии. Проблема аналитиков, проживающих за пределами Ближнего Востока, заключается в том, что они со своей колокольни пытаются разобраться в феномене, не объяснимом понятиями, существующими в западной культуре. Это касается практически абсолютно всего: религии, национальной идентичности, вопросов управления, сопротивления иностранной оккупации или подчинения ей.
Сегодня мы много слышим и читаем о надеждах на возрождение исламского халифата, бомбистах-самоубийцах, соблазненных девственницами на небесах; исламофашизме, потребности в реформировании и модернизации ислама, необходимости введения секуляризма в арабо-исламское общество, возбуждении антиамериканских и антиизраильских сантиментов в арабской медия и т. д. и т. п. Такого рода представления страдают от двух фундаментальных недостатков: 1/. они отражают западные исторические традиции и предполагают, что исламское общество должно следовать по тому же пути демократических реформ и модернизации; 2/ они фокусируются исключительно на религиозном лексиконе исламистов, без учета конкретных политических и национальных проблем, которыми они руководствуются.
В своем собственном историческом и национальном контексте исламистские движения не являются ни новым, ни неожиданным феноменом. В действительности у них имеются глубокие корни. Нынешняя волна исламских политических движений, выигрывающих выборы в регионе, – это третья волна исламизма с 1970-х и, может быть, самая значительная из них.
Первая волна конца 1970-х и середины 1980-х, бросившая вызов арабским режимам, представляла собой, в основном, подпольные оппозиционные движения или мелкие общественные организации. Эта волна была жестоко подавлена по всему Леванту и в Северной Африке.
Вторая волна исламизма в 1990-х приобрела насильственную форму как в Алжире, Сирии, Египте, так и в других странах. Ей был присущ терроризм в духе «Аль-Каиды». Она была направлена, прежде всего, против арабских режимов, а не против Израиля или Соединенных Штатов. Эта вторая волна насилия нахлынула после того как арабские режимы /и власти большинства западных государств/ отвергли попытки исламистов участвовать в политической жизни своих стран. В то время исламисты возвращались домой из Афганистана на подъеме, чувствуя собственную непобедимость, ибо они помогли в освобождении Афганистана от советской оккупации.
Сейчас мы наблюдаем третью волну исламизма. В нее входят такие организации и движения как «Братья мусульмане» в Египте и Иордании, ХАМАС в Палестине, «Хезболла» в Ливане, партия «Справедливости и развития» в Турции и другие, приходящие к власти путем демократических выборов. Они усвоили трудные уроки первых исламистских волн и, прежде всего, сделали вывод о том, что ни жестокий террор, ни подпольный общественный активизм не приведут их к достижению поставленных ими целей.
Своего успеха «электоральные исламисты» добились потому, что им удалось объединить различные разрозненные силы и возглавить их. «Мой Бог и мой народ» – это, может быть, две самые могущественные силы для мобилизации масс, которые были когда-либо придуманы человеческой цивилизацией. Исламисты используют их политически наиболее эффективным образом, дав людям послание надежды, вызова и самоутверждения, соответствующее чаяниям подавляющего большинства.
Широкая популярность политического исламизма открывает возможность для подлинного понимания смысла и значения этого движения. По крайней мере, для тех, кто хочет видеть реальный мир и не удовлетворяется вымышленными образами экзотического и угрожающего мира, которого нет в действительности.
Исламисты, отличающиеся друг от друга по форме и оттенкам, побеждали или становились серьезными оппозиционными силами повсюду, где они участвовали в политической конкуренции /как на муниципальном, так и на национальном уровнях/: в Турции, Пакистане, Иране, Палестине, Египте, Марокко, Ираке и Ливане и в ряде других стран.
Эта волна успеха не объясняется жаждой девственниц в будущей жизни и не является следствием плохого образования. Популярность исламистов объясняется, в первую очередь, всем ходом современной истории, пересыщенной коррупцией, несправедливостью и жестокостями, причиняемыми иностранной военной оккупацией и постоянными угрозами, исходящими в основном, от Израиля, США и Британии. Большинство людей чувствуют, что им отказано в их культурной идентичности, политических правах, национальном суверенитете, личных свободах и в праве на человеческое достоинство.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: