Кто и почему убивает мусульманских деятелей в Дагестане

Преступления против религиозных деятелей стали суровой реальностью для Дагестана

Преступления против религиозных деятелей стали суровой реальностью для Дагестана

Теги:




42
14 Июня 2011г. (12 Раджаб)
В Дагестане продолжаются покушения и убийства религиозных деятелей. Не успела общественность оправиться от резонансного убийства ректора Института теологии и международных отношений Максуда Садикова, как за ним последовала еще одна жестокая расправа – над имамом мечети села Михеевка Кизлярского района Ашурлавом Курбановым. Таким образом, преступления против исламских деятелей для республики стали суровой обыденностью. О возможных причинах происходящего в Дагестане IslamNews расспросил экспертов, не понаслышке знакомых с ситуацией в республике.



Руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ (ОПРФ) по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, журналист Максим Шевченко, говоря об убийствах религиозных деятелей в Дагестане, отмечает, что это общая цепочка террора, происходящего сейчас на территории республики: «Убивают и религиозных деятелей, и силовиков, и молодых ребят-боевиков, которым по 20 лет отроду, можно продолжать список. Все они граждане нашей страны. Другое – это версии и мотивы убийств. Это может быть как бизнес-конфликты, так связи с бандитами и террор, и другие возможные версии.



Что касается религиозных деятелей, то убийства и покушения на служителей ислама в Дагестане свидетельствуют о том, что ситуация с религиозно-политическим гражданским противостоянием на Кавказе близка к критической. Ситуацию сегодняшнего гражданского противостояния на Кавказе активно используют третьи силы, жаждущие еще большей дестабилизации региона и хаоса братоубийственной войны», – отмечает М.Шевченко.



«Для меня во всей этой череде убийств наиболее трагична гибель ректора института теологии Дагестана Максуда Садикова – наиболее яркого проповедника и просветителя, терпеливо преодолевавшего человеческое непонимание и неприятие в распространении ценностей ислама.



Садиков был убежденным сторонником диалога и сближения позиций различных групп мусульман. Он являлся ключевой фигурой в начавшемся в республике процессе перевода в общественное и правовое поле религиозно-политических противоречий в среде дагестанских верующих», – рассказал Максим Шевченко.



По словам члена ОПРФ, силовыми методами проблему эскалации насилия и преодоления противоречий внутри мусульманской общины в регионе не решить: «Крайне необходимо, чтобы процесс гражданского и внутриконфессионального диалога в республике сдвинулся с мертвой точки и начал приносить свои плоды. Убийство Максуда Садикова показывает еще раз, что на Кавказе существуют силы, желающие сорвать мирный процесс и поиск путей национального примирения».



Сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа, политолог Руслан Курбанов, говоря о череде покушений и убийств религиозных деятелей в Дагестане, отмечает, что в этой республике сложилась наиболее сложная ситуация на всем Северном Кавказе.



Причем, по его словам, за громкими убийствами стоит не только общепринятое и озвучиваемое обычно как основной мотив противостояние между официальным "духовенством" и радикальными группировками. «Каждый новый случай убийства следует рассматривать отдельно, – отмечает эксперт, – потому, как за преступлениями могут стоять и криминальные схемы, и так называемый «отжим» местного бизнеса, и даже уже вопросы геополитического противостояния в преддверии приближающейся олимпиады в Сочи, и т.д.»



По словам Руслана Курбанова, в целом идет противостояние между боевиками и имамами – представителями Духовного управления мусульман Дагестана, которое чувствительнее всего ощущается на сельских религиозных деятелях, стоящих в буквальном смысле на передовой: «Это настоящие бойцы идеологического фронта, которых государство не может обеспечить даже минимальной охраной».



Что касается убийства Максуда Садикова, отмечает собеседник агентства, то версии, послужившие мотивом преступления, следует искать в области, далекой от теологических споров.



«Могу предположить, что какие-то финансовые и политические интересы тоже могли стоять за этим преступлением, потому что Максуд Садиков был ключевой фигурой отстраивающейся сегодня общероссийской системы исламского образования. В формировании этой более структурированной и прозрачной системы сегодня заинтересовано и само государство. Так что за этим убийством могут стоять более солидные фигуры, нежели просто боевики», – рассказал Руслан Курбанов.



На Северном Кавказе сталкиваются интересы многих сил, находящихся как в России, так и за ее пределами, говорит председатель Ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухамед Саляхетдинов.



«Коррупция и безработица – эта та мутная вода, где пытаются ловить свою рыбу те, кто заинтересован в поддержании нестабильности в регионе, – отметил он. – Радикализированная коррупцией молодежь ищет выход из нерешенных социальных проблем, отсутствия внимания к своим нуждам в идеалах веры. А поскольку социально-экономическая ниша суфийского ислама в республике уже занята, а ее ресурсы давно распределены между его адептами, то молодежи ничего не остается, как искать справедливости в учении "чистого ислама", существовавшего во время пророка и праведных предков».



По его словам, жертвами этого хаоса являются мусульманские деятели, как и многие из тех, кто погиб на Северном Кавказе за последнее время, оказавшись на пересечении интересов различных сил, стремящихся к постоянной дестабилизации.



«Радикализированная молодежь – лишь закономерное следствие и одновременно удобный объект политики, проводимой в регионе внешними силами», – подчеркнул общественный деятель.



С ним солидарен известный мусульманский политический и общественный деятель Али Вячеслав Полосин. «Я склоняюсь к озвученной версии, что за убийством Максуда Садикова стоят те силы и люди, которые хотят не допустить развития начавшегося процесса примирения и согласия в Дагестане. Известно, что в Дагестане имеет место жесткое противостояние так называемого традиционного для республики ислама, в том виде, в котором он сформировался там на протяжении веков, и относительно нового явления под названием салафия, которое появилось в последние 20 лет».



Этот конфликт, по мнению Али Полосина, не приносил пользы никому, поэтому правительство Дагестана предприняло меры, чтобы сгладить углы, наладить диалог представителей традиционного суфийского ислама с умеренными салафитами, которые не имеют намерения брать в руки оружие.



«Максуд хаджи был локомотивом примирения и согласия, – отметил эксперт. – Он имел контакты и с правительством республики, и с суфийской общиной, к которой лично принадлежал, и с салафитами, поскольку сам отличался умеренностью, никогда не призывал к расправам и другим крайностям. Вечером в день убийства он как раз был у муфтия главной мечети, с которым обсуждал повестку предстоящего заседания оргкомитета у главы Дагестана по созданию конгресса алимов республики, под которым имелся в виду не только ныне существующий совет алимов, представленный суфийскими учеными, но и с участием салафитских деятелей умеренного толка. По завершении встречи он совершил вечерний намаз и поехал к дому, где его и ждали двое убийц. Особенно горько, что был убит вовсе не какой-то радикал, который призвал к расправам с инакомыслящими, а человек очень умеренных, просвещенных взглядов, который умело сочетал религиозное и светское образование, чему пример его Институт теологии и международных отношений, получивший не только российское, но и международное признание. Да смилостивится над ним Аллах и примет его душу как шахида!»



Кто бы ни стоял за этим преступлением: мятежники, укрывающиеся в горах, какие-то зарубежные силы, оборотни во власти или кто-то еще – очевидно, что цель этой акции заключается в срыве процесса примирения в республике и дальнейшей эскалации внутримусульманского конфликта в Дагестане. Неслучайно, что первый, кто сел за стол переговоров с салафитами, был председатель Совета имамов Магомедрасул Саадуев, подчеркнул А.Полосин.



По его убеждению, долг мусульман – продолжить процесс примирения. «Совершенно не дело, когда мусульмане друг друга с лета обвиняют в куфре (неверии – IN). Это же серьезнейшие, ответственнейшие вещи. Богобоязненные люди боятся не только произносить такие вещи, но и даже думать о них. В конце концов, есть хадис, что если ты подозреваешь своего брата в чем-то, то должен 70 раз искать ему оправдание, прежде чем обвинить», – отметил собеседник агентства.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Tab 11 Июля 2011г.
Ответить

За несколько дней до своего ухода в мир иной М. Сидиков принимал высокого гостя из Ирака, который жаловался на политику американцев и тепло отзывался о СССР...

Башкир 23 Июня 2011г.
Ответить

"Разделяй и властвуй" - основное правило всех империй!

Omar_2010 15 Июня 2011г.
Ответить

Да, Kayzer, идет фитна, но главная причина ее не внешний фактор , а невежество в крайних формах, агрессивность, слабоумие, современных саляфитско-вахабитских движений и плод его - неисчислимые бедствия всей стране в виде нескончаемой вереницы убийств, взрывов, подлогов, шантажа, и т. д. Зри в корень и смотри дальше носа.

ashir01 15 Июня 2011г.
Ответить

По словам свидетеля, друга Садикова Марата Сайфутдинова, который вместе с женой ехал в машине ректора к нему в гости (семейную пару нападавшие не тронули), убийцы были без масок и внешне не походили на боевиков-исламистов: они были выбриты и коротко пострижены. По словам Сайфутдинова, действовали убийцы четко и слаженно, что говорит об их профессионализме. Впрочем, вне зависимости от этих деталей главной версией следователей на данный момент является убийство по религиозным мотивам, поскольку Максуд Садиков являлся последовательным противником радикального ислама. http://expert....
Читать дальше

ashir01 15 Июня 2011г.
Ответить

Выше приведенные эксперты, известны своими деяниями на благо мусульман, а также имеют огромный практический опыт. Поэтому лучше задуматься над их словами, а не выплескивать эмоциональные реплики.

Kaizer 15 Июня 2011г.
Ответить

Идет фитна между мусульманами! В фитне не бывает правых сторон, прав тот кто отдалится от фитны. Они все желают учавствовать в этом, вот и результаты страшные. Где там Расул Курбанов видел идеологический фронт, Расул Курбанов отдает себе отчет что это? Сельские религиозные деятели не знают что есть идеология или идеологический фронт, они по русски то нормально не могут говорить, а тем более те кто им противостоит еще больше невежды! Они все фитнасевы которые не жалеют друг друга вместо объединения. Получат они свое у Господа миров в День Суда!

Абу Ханифа 15 Июня 2011г.
Ответить

По словам Руслана Курбанова, в целом идет противостояние между боевиками и имамами представителями Духовного управления мусульман Дагестана, которое чувствительнее всего ощущается на сельских религиозных деятелях, стоящих в буквальном смысле на передовой: «Это настоящие бойцы идеологического фронта, которых государство не может обеспечить даже минимальной охраной». Неприемлимые слова для Мусульманина, если он вообще мусульманин! Практический это обвинение без суда и следствия!!! Али Вячеслав Полосин туда же!!! Он практический "указывает пальцем...
Читать дальше

Omar_2010 14 Июня 2011г.
Ответить

«Коррупция и безработица – эта та мутная вода, где пытаются ловить свою рыбу те, кто заинтересован в поддержании нестабильности в регионе, – отметил он. – Радикализированная коррупцией молодежь ищет выход из нерешенных социальных проблем, отсутствия внимания к своим нуждам в идеалах веры. А поскольку социально-экономическая ниша традиционного суфийского ислама в республике уже занята, а ее ресурсы давно распределены между его адептами, то молодежи ничего не остается, как искать справедливости в учении "чистого ислама", существовавшего во время пророка и праведных предков». ...
Читать дальше

Musa-antimason 14 Июня 2011г.
Ответить

О мусульмане сплотитесь! Не подавайтесь на провокации фсб и их покровителей масонов!

Башкир 23 Июня 2011г.
Ответить

"Разделяй и властвуй" - основное правило всех империй!

Kaizer 15 Июня 2011г.
Ответить

Идет фитна между мусульманами! В фитне не бывает правых сторон, прав тот кто отдалится от фитны. Они все желают учавствовать в этом, вот и результаты страшные. Где там Расул Курбанов видел идеологический фронт, Расул Курбанов отдает себе отчет что это? Сельские религиозные деятели не знают что есть идеология или идеологический фронт, они по русски то нормально не могут говорить, а тем более те кто им противостоит еще больше невежды! Они все фитнасевы которые не жалеют друг друга вместо объединения. Получат они свое у Господа миров в День Суда!

Абу Ханифа 15 Июня 2011г.
Ответить

По словам Руслана Курбанова, в целом идет противостояние между боевиками и имамами представителями Духовного управления мусульман Дагестана, которое чувствительнее всего ощущается на сельских религиозных деятелях, стоящих в буквальном смысле на передовой: «Это настоящие бойцы идеологического фронта, которых государство не может обеспечить даже минимальной охраной». Неприемлимые слова для Мусульманина, если он вообще мусульманин! Практический это обвинение без суда и следствия!!! Али Вячеслав Полосин туда же!!! Он практический "указывает пальцем...
Читать дальше

Musa-antimason 14 Июня 2011г.
Ответить

О мусульмане сплотитесь! Не подавайтесь на провокации фсб и их покровителей масонов!

Яндекс.Метрика