Мы дорожим своей самостоятельностью

По словам имама, татары не имеют особенности есть ящериц и саранчу

По словам имама, татары не имеют особенности есть ящериц и саранчу

Теги:



7
17 Июня 2011г. (15 Раджаб)
– Каково сегодняшнее состояние мусульманской общины Пензенской области?



– На мой взгляд, понимание состояния мусульманской общины того или иного региона невозможно вне исторического контекста. В Пензенской области ислам имеет глубокие исторические корни. Эта территория была частью Буртасского ханства, Булгарского ханства, Казанского ханства. Сегодняшний Наровчат намного старше Пензы. Именно в Наровчате, по данным историков, хан Узбек объявил ислам государственной религией Золотой Орды. До революции на территории современной Пензенской области было 138 мечетей и 89 мусульманских религиозных школ – медресе. Только селе Усть-Уза Шемышейского района было 11 мечетей и 2 медресе, одно из которых было с 12-летним обучением. Наш край – родина известных мусульманских ученых, таких как Муса и Загир Бегиевы.



С началом демократических преобразований в Пензенской области, как и в других регионах, начался процесс исламского возрождения. У верующих появилась реальная возможность воспользоваться плодами свободы вероисповедания, началось строительство мечетей. В настоящее время в области около 80 мечетей и молельных домов на 130 тысяч мусульманского населения. В некоторых районах последователи ислама составляют более половины всего населения. Сейчас у нас более 40 чисто татарских сел.



– То есть фактически речь идет о сложившейся на протяжении веков духовной традиции?



– Совершенно верно, и в основе этой традиции лежит понимание ислама нашими просвещенными предками. У татар была развитая богословская школа, основанная на мазхабе имама Абу Ханифы – одного из четырех канонических правовых школ ислама – и матуридитской акыде. Система духовно-нравственного воспитания основывалась главным образом на накшбандийском тарикате, видными представителями которого были Зайнулла Расулев, Хабибулла Хансевяров, Ризаэтдин Фахретдинов и другие ученые, которые подготовили тысячи студентов. Примечательно, что татарская исламская традиция гораздо глубже пресловутых духовных управлений, которым всего 200 лет. У наших духовных лидеров были свои, возможно, более эффективные, инструменты в таких сферах, как образование, религиозный призыв, социальное служение, духовно-нравственное воспитание, администрирование и т.д. Откройте книги, и вы увидите, какую традицию сформировали наши предки.



– Как вашему региону удается избежать конфликта этой вековой духовной традиции и новых, далеко не всегда конструктивных, идеологических веяний?



– Наш народ имеет глубокую историческую память и глобальное мышление. В мире проживает 360 миллионов тюрков, говорящих на 65 диалектах, татары являются частью этого мира. Поэтому глупо пытаться вести исламский призыв среди татар как среди бедуинов или папуасов. У людей есть знания, устоявшаяся религиозная практика, игнорирование которых может приводить к серьезным проблемам. Если молодые люди отучились в престижных зарубежных вузах, приобрели соответствующий багаж знаний, они обязаны это учитывать. В хадисе говорится: «Призывай к пути господа твоего мудростью и наилучшим увещеванием». Например, татары не станут есть ящериц и саранчу, сколько бы хадисов им не приводили о дозволенности их употребления. Я, конечно, утрирую, но лишь с тем, чтобы показать абсурдность проповеди второстепенных вещей, совершенно не понимая основ, объединяющих умму нашего пророка.



– Как вы оцениваете мусульманскую деятельность в Пензенской области?



– В целом имеется позитивная динамика. Отрадно, что помимо узко религиозных организаций, появляются общественные организации, в том числе наша Пензенская региональная общественная организация "Просвещение", входящая в Ассоциацию культурно-просветительских общественных объединений "Собрание". Кстати, недавно в составе Ассоциации мы вошли в Общероссийский народный фронт Владимира Путина. Мы имеем свой сайт и газету, которую учредили совместно с Единым духовным управлением мусульман Пензенской области.



Основой нашей деятельности является мактаб города Пензы, а также молодежное отделение в городе Каменка. Мы делаем упор не на культовость, а на общественную, социальную, просветительскую и благотворительную активность, работу с детьми, с молодежью, организацию досуга и развитие образования.



Что касается Единого духовного управления, которое возглавляет шейх Аббас Бибарсов, то в настоящее время оно объединяет 29 религиозных организаций и ряд религиозных групп. Юридически ЕДУМ Пензенской области является независимой структурой, чем мы очень дорожим. В нашем уставе не говорится о принадлежности к какой-либо организации. Мы имеем свою позицию, свой взгляд по различным вопросам, свои программы и проекты.



– Что дает вам эта самостоятельность в практическом плане?



– Например, она позволяет нам сохранять доверие людей, избегать участия в различных политических интригах и финансовых махинациях, которые пытались провернуть от нашего имени некоторые централизованные структуры и «остапы бендеры» от ислама. Мы живем нуждами населения Пензенской области и готовы к конструктивному сотрудничеству. Однако не допустим использования пензенских мусульман в авантюрах и втягивания их в конфликты, которые наносят вред структурам даже федерального уровня. Однако автономность не мешает нам сотрудничать с различными организациями как регионального, так и общероссийского уровня.



– Как татарская община строит отношения с представителями других мусульманских народов, проживающих в вашем регионе?



– В нашей области есть представители азербайджанской, дагестанской, среднеазиатской общин, а также русские мусульмане. Мы успешно сотрудничаем между собой. Я сам жил в Баку и мне хорошо знаком Кавказ. Кстати, совместно с Максудом Садиковым, погибшим от рук наемных убийц, мы планировали реализацию совместного проекта по адаптации выходцев с Кавказа, приезжающих на постоянное жительство в Пензенскую область в рамках программы по переселению кавказских народов в другие российские регионы. Для этого к нам готовы были приехать дагестанские имамы и учителя. Еще раз подчеркну, что мы должны научиться учитывать и уважать особенности тех или иных народов. В свою очередь люди, которые приезжают к нам, должны уважать местные устои. Например, у татар никогда не было салафитов. Поэтому приверженцам этих взглядов прежде всего необходимо разъяснить, какие моменты могут вызывать негативную реакцию и отторжение у местного населения.

Автор: Беседовала Галина Полякова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

kamil64 25 Июня 2011г.
Ответить

Я хочу добавить что фамилия дяди моей бабушки Алимов. Когда после революции в деревне горела мечеть он успел спасти остатки обгоревшего Корана. Их мы до сих пор хроним.

kamil64 25 Июня 2011г.
Ответить

асалам алейкум. Мои предки жили в Пензинской обл. Неверкинский район село Бикмасеевка. Наш род называется Калю. В детстве когда я был в деревни я спрашивал почему так называется наш род, мне говорили что он произошел от Ханифа. Связано ли это с Абу Ханифом? Я живу в Казахстане городе Тараз. Фамилия моей покойной бабушки Асадуллина.

islamiua 24 Июня 2011г.
Ответить

Изречения varika уже экстремизм, поскольку понятие ваххабизм не является экстремизмом с точки зрения закона РФ, а varika провокация приведет к серьезным недопониманиям среди мусульман... Умма ислама должна объединяться, а не разногласить до вражеского предела

yarik 19 Июня 2011г.
Ответить

Недолго пензенским осталась хвастать своими ваххабитским наклонностями. Экстремистам не место в 21-м веке.

kamil64 25 Июня 2011г.
Ответить

Я хочу добавить что фамилия дяди моей бабушки Алимов. Когда после революции в деревне горела мечеть он успел спасти остатки обгоревшего Корана. Их мы до сих пор хроним.

kamil64 25 Июня 2011г.
Ответить

асалам алейкум. Мои предки жили в Пензинской обл. Неверкинский район село Бикмасеевка. Наш род называется Калю. В детстве когда я был в деревни я спрашивал почему так называется наш род, мне говорили что он произошел от Ханифа. Связано ли это с Абу Ханифом? Я живу в Казахстане городе Тараз. Фамилия моей покойной бабушки Асадуллина.

islamiua 24 Июня 2011г.
Ответить

Изречения varika уже экстремизм, поскольку понятие ваххабизм не является экстремизмом с точки зрения закона РФ, а varika провокация приведет к серьезным недопониманиям среди мусульман... Умма ислама должна объединяться, а не разногласить до вражеского предела

Яндекс.Метрика