"Таежные" магометане или эпизод из истории Транссиба

Общий вид станции Тайга

Общий вид станции Тайга

Теги:



0
21 Июля 2011г. (19 Шабан)

Сибирь, половина России, огромный, древний, могучий край, обширнейший регион, при упоминании которого вспоминаются две крылатые фразы. Михайло Васильевич Ломоносов говорил, что «могущество российское прирастать Сибирью будет», а Александр Сергеевич Пушкин, сочувствуя декабристам, призывал их хранить гордое терпенье «во глубине сибирских руд». Эти две известные каждому жителю нашей страны со школьной скамьи фразы очень четко характеризуют Сибирь, какой она была к концу XIX века.

Действительно, после того как Ермак Тимофеевич вместе со своими казаками перевалил в 1580-е гг. через Уральский хребет и покорил Сибирское ханство Кучума, которым «поклонился» Ивану Грозному, Россия в два раза увеличила свою территорию. Но заселялась Сибирь крайне медленно – сначала «вольными» и «охочими» людьми, которые по разным причинам бежали в свободный и необжитый край из Центральной России. Затем Сибирь стала местом ссылки неугодных России людей: как политических противников самодержавия, так и тех, кого российская Фемида признала нарушителями имперских законов. Так, в течение XIX века в Сибирь было сослано около 1 млн. человек. Естественно, за ними следовали и те, кто их охранял. А также безземельные крестьяне, старатели и другие искатели счастья. Вот так испокон веков формировалось население Сибири, но, несмотря на все возрастающее количество поселенцев, этот регион к концу XIX века всё ещё оставался недостаточно интегрированным в остальную Россию, и этот факт осознавался современниками. В 1885 г. Григорий Потанин писал: «Действительно, приведение Сибири в одно целое с Европейскою Россиею установлением единства в системе управления обеими этими русскими территориями — это первое, что необходимо для того, чтобы сделать Сибирь не только окончательно русскою страною, но и органическою частью государственного нашего организма». [1]

Единственным возможным способом связать Сибирь с Европейской частью России было строительство железной дороги. Вопрос об этом еще в 1857 г. поставил генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский, а спустя одиннадцать лет в своем всеподданнейшем адресе сибирские купцы писали: «Всемилостивейший Государь!.. Земледелие и торговля оживляются скорыми путями… и одни мы, Государь, сибирские Твои дети, далеки от Тебя… Большие мы от этого терпим нужды. Богатства нашей почвы лежат без пользы для Престола Твоего и нас. Даруй нам железную дорогу, приблизь нас к себе, отчужденных от Тебя. Повели, чтоб Сибирь внедрилась воедино в едином государстве. Повели Твоим советникам рассмотреть наше челобитие и уважь наши нужды. К столицам Твоим, Государь, мы доставим немалые богатства, и сами оживем Твоей щедротой…» На этот адрес императором Александром II была наложена резолюция: «Благодарить Сибирское купечество за выраженные в письме верноподданнические чувства и объявить, что желание соединения Сибири с остальною частию империи будет принято к соображению». [2]




«Соображали» по этому поводу российские государи два десятка лет, и, наконец, в 1891 г. началось сооружение Транссиба, в качестве продолжения Самаро-Златоустовской железной дороги. Ее строительство длилось четверть века и завершилось в 1916 г. Длина железной дороги составила 10 тыс. км. Транссибирская магистраль превосходит любую железнодорожную линию на земном шаре. Согласно оценкам правительства, перед началом работ общая стоимость проекта превышала 350 млн. рублей золотом. Сооружение Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природно-климатических условиях. Почти на всем протяжении трасса прокладывалась по малозаселенной или безлюдной местности, в непроходимой тайге. Почти все работы производились вручную, с помощью топора, пилы, лопаты, кайла и тачки. Несмотря на это, ежегодно прокладывалось около 500–600 км железнодорожного пути. Таких темпов история железнодорожного строительства еще не знала!

Кто же строил Транссиб? Потребность в квалифицированных рабочих удовлетворялась вербовкой и переброской в Сибирь строителей из центра страны. Значительную часть рабочих составляли ссыльные и солдаты. В разгар строительных работ на сооружении Транссиба было занято до 89 тыс. человек. Нет ничего удивительного в том, что среди них было немало мусульман. Они тянулись в далекую Сибирь из Поволжья. Переселение было связано с массовым строительством железных дорог, бурным развитием промышленности, тяжелым экономическим положением на селе, процессами обезземеливания, отходничеством и др. факторами. О масштабах и количестве поволжских мусульман в Сибири можно судить по следующей цифре: из 100 тыс. татар-мусульман, проживавших в Тобольской и Томской губерниях в конце XIX века, 35 тыс. были переселенцами из Поволжья и Приуралья. [3]




250 из них осели в 80 верстах от г. Томска, на железнодорожной станции «Тайга» Сибирской железной дороги (ныне расположена в Кемеровской области). Вот что можно прочесть об этой станции в энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона: «Тайга – станция Сибирской железной дороги Томской губернии и уезда. Станция и поселок при ней (до 2000 жителей) выстроены в глухой таежной местности. Церковь, железнодорожная мастерская и училище. От Т. отделяется железнодорожная ветвь к городу Томску. Коммерческого значения Т. не имеет; население поселка живет заработками по линии железной дороги». [4] Появилась станция «Тайга» на карте Российской империи в 1896 г. благодаря железнодорожному инженеру-изыскателю Гарину-Михайловскому, обосновавшему мостовой переход через реку Обь не через Томск, а южнее, через деревню Кривощеково. Ответвление на город Томск от Транссиба, прошедшего южнее города, было организовано в глухой тайге. Поэтому образовавшуюся узловую станцию стали называть «Томск-Таежный», а позднее просто «Тайга».

И вот, весной 1907 г., когда жизнь на станции кипела вовсю, когда появились здания депо, вокзала, церкви во имя Андрея Критского, почты и школы, когда беспрерывно ездили с запада на восток и с востока на запад железнодорожные составы, от магометан, проживающих в «Тайге», поступило письмо в Управление государственными имуществами Томской губернии. Его содержание воспроизводит в письме в Оренбургское магометанское духовное собрание томский губернатор: «6 мая 1907 г. Министерство внутренних дел Томского губернатора по губернскому управлению 1-е отделение Мая 1 дня 1907 г. №3601. В Оренбургское Магометанское Духовное Собрание. Постоянно проживающие в пос. при ст. «Тайга», Сибирской железной дороги, магометане, основываясь на том, что число их в настоящее время достигло 50 человек и что, кроме того, до 200 человек магометан временно проживают в этом поселке на заработках, обратились в Управление Государственными имуществами Томской губернии с ходатайством об отводе в пос. «Тайга» казенного участка земли под постройку мечети. Прошу уведомить, не имеется ли препятствий к разрешению постройки мечети в названном поселке, и является ли необходимость в таковой». [5]

В Уфе достаточно оперативно отреагировали на запрос томских властей: «Вх. №5116 Д. №07 по 1 столу 29 мая №4365. Резолюция на 12 мая 1907 г. Томский губернатор от 1 мая с.г. за №3601 уведомил Духовное Собрание, что постоянно проживающие в поселке при стан. «Тайга», Сибирской железной дороги, магометане, основываясь на том, что число их в настоящее время достигло 50 человек и кроме того, до 200 человек магометан временно проживают в этом поселке на заработках, обратились в Управление Государственными имуществами Томской губернии с ходатайством об отводе в пос. «Тайга» казенного участка земли под строительство мечети. Просит уведомить его, не имеется ли препятствий к разрешению постройки мечети в названном поселке и является ли необходимость в таковой. Ввиду изложенного Магометанское Духовное Собрание определяет: уведомить Томского губернатора, что к разрешению постройки мечети в поселке при станции «Тайга», Сибирской железной дороги, со стороны Магометанского Духовного Собрания препятствий не имеется, и что постройку в названном поселке мечети, за многочисленностью там магометан, Духовное Собрание считает необходимой». [6]




Аналогичным образом Духовное собрание позднее выдало разрешение на строительство мечети на соседней железнодорожной станции Юрга. [7] И в этом нет ничего удивительного: вследствие миграционных процессов мусульман в Сибири становилось все больше, их вклад в экономику этого слабозаселенного края был весьма ощутим, поэтому в той же Томской губернии были зарегистрированы мусульманские общины на Судженских каменноугольных копях (1909 г.), на Анжерских копях (1912 г.). Кроме того, мусульманские приходы, основанные мусульманами-переселенцами, появились на ряде предприятий Енисейской, Иркутской губерний, Забайкальской, Якутской и Амурской областей. [8] Появлению там мечетей содействовали местные власти и предприниматели, понимавшие, что удовлетворение духовных потребностей работников-мусульман благоприятно сказывается как на их труде, так и на общем лояльном отношении к властям империи.

Алексей Старостин, кандидат исторических наук (г. Екатеринбург)


Примечания:

[1] Потанин Г. Н. Завоевание и освоение Сибири//Живописная Россия. – СПб.; М., 1884. – Т. 11. – С. 31-48.
[2] Цит. по: Чертилов А. К. Сибирские хроники: от Великих утопий до Антарктиды//Сибирь (Иркутск) – 06.04.2006
[3] Духовные ценности ислама и образование: историко-культурная традиция и современность/Отв. ред. С.С. Аванесов, Т.А. Костюкова. – Томск, 2008. – С. 38
[4] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
[5] Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (далее ЦГИА РБ). Ф. И-295. Оп. 6. Д. 1536. Л. 1-1об.
[6] Там же, Л. 2-2об.
[7] ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп.2. Д.8. Л. 857.
[8] Подробнее см.: Загидуллин И.К Махалля в промышленных поселениях в европейской части России и Сибири (XIX – начало ХХ вв.) // Татарские мусульманские приходы в Российской империи. – Казань, 2006. – С. 66–100.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика