Информационное
агентство России
14°C
22 сентября, 16:40

Кавказские татары скучают по Волге?

daizy
Кавказские  татары скучают по Волге?
Яркий цветок в букете народов

Щедрая земля Кавказа приютила многих. В роскошном многонациональном ковре культур жителей юга России особыми нитками вышит татарский орнамент, переплетаясь с русскими узорами, он добавляет рисунку соединенных веками судеб людских особую глубину и выразительность. Татары являются вторым по численности этносом в Российской Федерации.

Создается впечатление, что на Кавказе они были всегда. Ведь у татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, булгары, кипчаки, ногайцы, которые сами формировались в древнейшие времена на базе культуры различных скифских и других племен.

В букете национальных культур народов Кавказа татары яркий, но такой привычный каждому жителю региона цветок. Ибо в его лепестках — вся палитра этого благословенного уголка земли.

«Мы любим собираться вместе, — рассказывает председатель Северо-Кавказской татарской общины Румия Ахатова. — Для нас это возможность общаться на родном языке и делиться мнениями о происходящем в стране и городе. Нередко к нам приезжают гости из самых отдаленных уголков Северного Кавказа. В кругу единомышленников и единоверцев татарину легче осознать свою причастность ко всему, что его окружает. Любой человек стремится туда, где его поймут и поддержат. В нашей общине рады всем, кто чист душой и стремится к созиданию».

Говорят: «Потри русского — найдешь татарина». Действительно, у нас немало общего — многовековая история, да и в результате взаимодействия культур стали похожими и наше бытие и характер. Часто о татарах слышишь — добрые, искренние, открытые люди, то же самое и о русских.

А такое привычное уху практически каждого жителя России слово «сабантуй» является традиционным татарским земледельческим праздником и во многом напоминает русскую Масленицу. Сабантуй также возник в языческие времена, тогда его смысл заключался в задабривании многочисленных богов и духов природы, от милости которых зависела жизнь людей. В дальнейшем на многие ритуальные стороны праздника повлияло мусульманство.

По словам Румии Гельмановны, современный сабантуй сохранил в себе все ценное, что передавалось от поколения к поколению. А традиция подведения на нем итогов работы тружеников во время весенне-полевых работ зародилась в советское время и сохраняется и сегодня. Именно с чествования передовиков сельхозпроизводства, награждения их ценными подарками и призами и начинается сабантуй. После этого проходит развлекательная программа праздника: выступления артистов художественной самодеятельности, нередко — большие концерты с приглашением известных деятелей искусства.

Неизменным остается проведение соревнований. Майдан (место, где проходит праздник) становится ареной многочисленных состязаний: национальной борьбы, схваток силачей, соревнующихся в подъеме тяжести (например, гири), различного рода юмористических соревнований — боя на бревне мешками, набитыми травой или сеном; разбивания с завязанными глазами палкой горшков, расставленных на земле; доставания ртом монет со дна сосуда с кислым молоком; бега с ложкой во рту, в которой находится сырое яйцо; соревнований с полными ведрами на коромыслах; бега в мешках и т.д. Большое количество зрителей привлекают перетягивание каната, лазанье на высокий гладкий столб с прикрепленным наверху призом, ходьба по гладкому столбу, вбитому над поверхностью воды. А творческие конкурсы — певцов, танцоров, музыкантов и чтецов привносят особое оживление в возвышенно-эмоциональную атмосферу праздника. Веселая музыка, звуки курая, гармони, песни, гомон, смех, шумные игры создают неповторимую ауру поистине народного праздника. На всю округу распространяются аппетитный запах вареного бишбармака (мясного супа) и дым от многочисленных самоваров, украшающих чаепития прямо на лужайке. Во многих хозяйствах стало традицией проведение смотра-конкурса на лучшее содержание домов и улиц, их озеленение и чистоту, итоги которого объявляются на сабантуе.

Праздничная культура татар тесно связана с мусульманской религией. На днях у мусульман начался священный месяц Рамадан. «В течение всего времени будет соблюдаться строгий пост — «ураза». Верующие отказываются от воды и еды в светлое время суток, — поясняет Румия Ахатова. — Пост является одним из пяти столпов ислама. Его главный смысл — укрепление веры, духовный рост, переосмысление образа жизни и приоритетов. От поста освобождаются те, кто не имеет возможности его соблюдать: пожилые или люди с хроническими заболеваниями. В этом случае верующие должны оказывать помощь нуждающимся. Также от поста освобождаются те, кого Рамадан застал в пути. Завершится священный месяц праздником Ураза-байрам. В этот день мы всегда собираемся и накрываем столы и обязательно поем. Любимая песня — «На берегу реки Волги». Многие из нас волжане и очень скучают по родным краям».

Румия Гельмановна рассказывает, что своих детей, а теперь уже внучку воспитывает в татарских традициях, рассказывает татарские сказки, обучает языку. Во многих семьях их общины девочек растят в послушании и с детства учат быть аккуратными и заботливыми хозяйками: вкусно готовить лапшу, не возражать старшим, уважать чужое мнение, радушно встречать гостей. «А наших мальчиков готовят к трудной роли главы семьи, той огромной ответственности, которую предполагает это почетная, но непростая обязанность, — добавляет татарка. — Быть верным данному слову, словно скала стоять под натиском житейских бурь, помогать тем, кто не выстоял, упал. А главное — прощать. Не держать зла и не таить обиды. Идти к людям с добром».

Представители татарской общины нередкие гости в Доме национальных культур, где вместе с его хозяйкой Эммой Дзитиевой они участвуют в различных мероприятиях, связанных традициями и обычаями народов Кавказа. Сейчас члены общины готовятся ко Дню города. Надеются, что татарское подворье особенно запомнится жителям и гостям Пятигорска вкусными угощениями и яркими выступлениями татарских артистов. «Приходите к нам, мы любим гостей, дарить радость для нас удовольствие!» — добавила Румия Ахатова.

Материал размещен на сайте Духовного управления мусульман Ставропольского края.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: