Информационное
агентство России
0°C
21 ноября, 15:07

Дагестан 99-го: ваххабиты, нищета и деньги?

«Поговорим о бурных днях Кавказа…» М. Лермонтов

daizy
Дагестан 99-го: ваххабиты, нищета и деньги?
Коммерческая война?

В эти дни в Дагестане вспоминают события 12-ти летней давности, когда на республику напали вооруженные боевики. События для Дагестана крайне болезненные: более полутора месяцев на дагестанской земле обильно лилась человеческая кровь. 230 убитых и 875 раненых среди военных, не говоря о потерях среди гражданских лиц. Тысячи дагестанцев лишились крова — отцовских, дедовских домов, нажитого имущества. В одночасье они стали беженцами на своей земле, ютясь у своих родственников, близких, друзей, а у кого их нет — в неприспособленных для жилья помещениях.

Эти события до сих пор в республике вспоминают не только как трагичную дату, но и как точку отсчета длительной вялотекущей войны на Северном Кавказе. За Дагестаном была 2-ая Чечня (вторая чеченская война), а потом череда непрекращающихся обстрелов, терактов и ответных спецопераций силовиков. Вспоминают, обсуждая и то, что войну в Дагестане можно было предотвратить. Это конечно предположение, но вполне обоснованное.

В преддверии 99-го власти Дагестана утверждали о том, что обстановка в республике находится под их контролем. Они это утверждали несмотря на то, что военные СМИ сообщали о том, что боевики в Цумадинском, Ботлихском районах и в Кадарской зоне (селения Кадар, Карамахи, Чабанмахи) строили мощные фортификационные сооружения. Ничего не заметил и Сергей Степашин (в 1998-1999 гг. председатель российского правительства), посетивший Дагестан незадолго до вторжения боевиков Он вместе с тогдашним руководством РД при посещении Кадарской зоны заявлял, что там живут нормальные, хорошие крестьяне, и заодно принимал подарки от нынешних злодеев — ваххабитов.

Прошло 12 лет. Конфликты на национальной, религиозной и социально-экономической почве будоражат практически весь Северный Кавказ, но в Дагестане ситуация одна из самых сложных. Специфика этой республики в ее полиэтничном составе, несмотря на который в Дагестане сохраняется относительная межэтническая стабильность. Истоки социальных противоречий здесь кроются, в первую очередь, в поле внутриконфессионального взаимодействия. Наблюдается тенденция к радикализации среди молодежи.

За эти годы одним из самых бранных и даже модных слов в нашем лексиконе стало слово «ваххабиты». Их проклинают все или почти все. Если поначалу их без разбора называли виновниками войн на Кавказе и источником чуть ли не всех наших бед, то теперь с ними начали вести диалог.

Те, кого мы обобщаем под термином ваххабиты, себя называют салафитами (от арабского салаф -«предки», «предшественники») — общее название мусульманских религиозных деятелей, которые выступают с призывом ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, «праведных предков» ( ас-салаф ас-салихун). К ним причисляются, например, Ибн Ханбал, аш-Шафи'и, Ибн Таймийа, в том числе и ваххабиты. Поэтому суть не в названиях: «ваххабиты» и «салафиты» — это сторонники одного из течений суннитского ислама.

Как рассказал корреспонденту IslamNews известный на Северном Кавказе журналист, в прошлом общественно-политический деятель, капитан 1-ранга в отставке Али Алиев, в освещении проблематики, связанной с данным течением ислама, нужно быть объективным:

«Можно по разному относиться к данному течению ислама, но при этом соблюдать объективность. Тут необходимо подчеркнуть, что ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии, где расположены главные святыни Ислама и куда ежегодно совершают хадж тысячи дагестанских паломников».

Любой паломник может подтвердить, что в Саудовской Аравии нет войны, не льется человеческая кровь, что она не воюет ни с кем и не стремится к этому. Более того, в Саудовской Аравии, по нашим меркам, люди живут сказочно богато. Поэтому дело, наверное, не в идеологии ваххабизма или салафизма.

По словам А. Алиева, идеология ваххабизма к событиям в Дагестане 1999 года и к тому, что происходит в республике сейчас, имеет лишь косвенное отношение. «Дело не в идеологии, а в том, что или кто стоит за этой идеологией и какие цели они преследуют», — отмечает он.

Али Алиев: Необходимо бороться с причинами, влияющими на распространение радикальных теченийАли Алиев: Необходимо бороться с причинами, влияющими на распространение радикальных течений

Что, по-вашему, стоит за радикализацией молодежи?

— Многие недоумевают по поводу того, почему тысячи дагестанцев, в основном молодежь, стали приверженцами ваххабизма, сторонниками создания полумифического единого исламского государства, противниками конституционного строя. Несомненно, подобное можно объяснить не только и даже не столько проповедями эмиссаров ваххабизма, раздачей ими соответствующей литературы и денег, как о том твердят власти и многие СМИ, а, главным образом, тяжелым социально-экономическим положением дагестанских народов. Уровень безработицы, который если и уменьшается, что очень медленно, коррупция, клановость. Проблем много.

Но это отнюдь не означает, что не надо бороться с распространением в Дагестане радикальных, экстремистских течений ислама. Но прежде всего, необходимо бороться с причинами, создающими благоприятные условия для распространения их в республике.

Тут необходимо подчеркнуть и следующее: абсолютное большинство дагестанцев, так же как и я, не поддерживает идею создания в Дагестане по рецептам средневековья независимого исламского государства.

Мне еще в 1992 году в статье «Куда же плыть Дагестану» (Газета «Свет Ислама» за 15.07.1992) приходилось писать: » учитывая преимущественно мусульманский состав населения в республике, необходимо в сфере конституционного права и законодательства в соответствии с принципом биюридизма использование норм мусульманского права в семейно-брачных отношениях, в некоторых вопросах землепользования, землевладения, гражданского и уголовного прав».

Я процитирую и другого автора — известного специалиста и знатока мусульманского права Л. Р. Сюкияйнена. Он в своей работе «Шариат и мусульманско-правовая культура» (М., Институт государства и права Российской академии наук, 1997 г., стр. 33-34.) пишет: «Для России, где мусульмане составляют конфессиальное меньшинство, а государство имеет светский характер, единственно приемлемым является освоение не Шариата вообще, а именно мусульманского права… Обращение к наследию ислама будет означать использование опыта оригинальной правовой системы при соблюдении светского характера государства. Другое условие освоения достижений мусульманско-правовой культуры состоит в их совместимости с общими началами российской правовой системы, прежде всего конституционными… Учет отдельных норм, принципов, институтов мусульманского права и включение их в правовую систему европейского образца — вполне вероятная перспектива развития законодательства ряда республик в составе Российской Федерации, в частности, на Северном Кавказе… Более того, правовое развитие здесь в перспективе вообще вряд ли возможно без обращения к правовым аспектам Шариата».

Дагестанским законодателям следовало бы направлять свою энергию не только на борьбу с ваххабитами — пусть ими занимаются правоохранительные органы, если они нарушают законы, но и на создание законов с учетом вышесказанного.

— Возвращаясь к теме событий в Дагестане в 1999 году, представляется, что анализ ситуации тех дней в Дагестане будет неполным без учета внешних факторов, повлиявших на них. Я бы сказала, глубинных, внешне незаметных причин, лежащих в основе трагедии на дагестанской земле, и не только здесь. Можете назвать такие причины?

— Конечно, многое сейчас еще скрыто за занавесом секретности. Со временем оно обязательно станет достоянием гласности, но даже то, что известно, позволяет сделать вероятный вывод — в основе бурных событий последних двадцати на Кавказе, и особенно в его восточной части задействованы интересы нефтяных компаний крупнейших мировых держав и баронов наркобизнеса. Нет сомнения и в том, что на происходившие в кавказском регионе события повлияли и последствия распада СССР. Это если кратко.

Можно добавить еще то, что за последние годы (промежуток 10-15 лет), синхронно совпадающие по времени с бурными кавказскими событиями, на Каспии и прилегающих к нему территориях были открыты крупнейшие месторождения нефти. По своим запасам эти месторождения сравнимы с запасами нефти в зоне Персидского залива, которые до сих пор считались самыми большими в мире. Поэтому неудивительно, что США объявили Каспий зоной своих жизненных интересов. К Каспию проявляют интерес и все крупнейшие промышленно развитые державы мира и их нефтяные компании, учитывая и тот факт, что США монопольно контролируют зону Персидского залива.

— Не считаете ли Вы, что в сегодняшнем обществе наблюдается тенденция под названием «кавказофобия»?

— Согласен. И это выгодно некоторым силам. Я выступаю против ура-патриотической истерии, поднятой в СМИ, с угаром кавказофобии. Всякая «фобия», как правило, оборачивается трагедией. Вспомните черносотенные погромы под лозунгами «Бей жидов, спасай Россию» в начале 20 века. Ныне кто-то ловко сворачивает справедливый гнев народа в сторону всех кавказцев. Вполне возможна трансформация лозунга начала века в «Бей лиц кавказской национальности, спасай Россию!»

Справка:
Али Минкаилович Алиев — военно-морской офицер, капитан первого ранга. Родился в Дагестане. Тридцать пять лет служил на Северном, Тихоокеанском, Черноморском флотах. За многолетнюю и добросовестную службу в Вооруженных силах он награжден более 10 орденами и медалями.

После демобилизации занимался общественно-политической деятельностью, публиковался в качестве журналиста и эксперта в различных российских изданиях. Долгие годы был председателем парламента конфедерации народов Кавказа.

В годы грузино-абхазской войны 1992 — 93 г.г. добровольно приехал в зону грузино-абхазкого конфликта, командовал ВМС Абхазии, награжден высшим орденом Абхазии «Орден Леона».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Firdaus10.08.2011 14:05

    -10

  2. timur10.08.2011 14:54

    Грамотно. Действительно что было тогда в 99 и что произходит сейчас — это коммерческая война, в которой замешаны и власти и криминал. а молодняк используют как мясо. С уважением отношусь к Али Алиеву

    • Shariat14.08.2011 16:55

      Тимур, вот что он говорит: "Многие недоумевают по поводу того, почему тысячи дагестанцев, в основном молодежь, стали приверженцами ваххабизма, сторонниками создания полумифического единого исламского государства, противниками конституционного строя."
      Ты тоже считаешь что исламское государство — полумифическое????

  3. aby abdyl Yakhab14.08.2011 9:38

    что это за авторитет выступает не зная шариата и ислама его знание не стоят и пылинки, каждый тут будит со своим мнением приходить

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: