Почему мусульмане не захотели праздновать "День всех влюбленных"

В день святого Валентина палестинский мальчик кормит телят красными гвоздиками

В день святого Валентина палестинский мальчик кормит телят красными гвоздиками

Теги:


0
16 Февраля 2008г. (08 Сафар)
День святого Валентина уже давно закончился, но во всемирной сети до сих пор полным ходом идут дебаты, участники которых пытаются выяснить – в чем все-таки заключается смысл этого нового для России праздника, появившегося совсем недавно, каких-то 10-11 лет назад.

Многие увязывают его с христианством, так как, во-первых, в пользу этой версии говорит само название – Валентин на самом деле является одним из популярных "святых" в католическом христианстве, во-вторых, праздник пришел на Восток из Западной Европы, значительная часть населения которой исповедует все тот же католицизм.



Согласно одной из легенд, во времена римского императора Клавдия (3 в.н.э.), запретившего военным жениться (чтобы не отвлекались от дел ратных), жил священник по имени Валентин. Он сочувствовал солдатам, которые, не желая нарушать законы религии и прелюбодействовать, приходили к нему с просьбой обвенчать их с невестами. Сердобольный Валентин никому не отказывал, за что потом и поплатился – его схватили и бросили в темницу. Тем временем надзиратель, охранявший священника, случайно узнал, что тот занимается врачеванием. Он захотел, чтобы лекарь попробовал вылечить его дочь, у которой были проблемы со зрением. Валентин согласился и исцелил девушку, чувство благодарности которой переросло в любовь к своему спасителю. Валентин разделил ее чувство, и они решили пожениться. Но их планам не суждено было осуществиться, потому что Валентина казнили. Казнь состоялась 14 февраля, и именно этот день в католической Европе стали почитать как "День святого Валентина".



Однако специалисты в области истории указывают на то, что эта версия происхождения праздника появилась уже в средние века, в то время как в летописях зафиксированы имена двух мучеников Валентинов – оба они жили в первые века по христианскому летоисчислению. В Риме о них вспомнили тогда, когда перед церковью остро встал вопрос отмены языческих праздников, которые практиковались многими жителями империи. Никакие запреты и наказания не могли отвадить людей от так называемых "Луперкалий", традиция празднования которых уходит в языческую Грецию и Рим. Древний праздник был посвящен божеству плодородия и очищения Луперку (он также назывался Фавном или Паном) и представлял собой развратнейший фестиваль эротизма в честь богини "лихорадочной" любви Юноны.



В соответствии с самой "культурной" версией, в этот день девушки писали мужчинам любовные записки и складывали их в специальную урну, а мужчины затем были обязаны ухаживать за той, чья записка им досталась (согласно авторитетным историкам "ухаживать" в дни Луперкалий означало гоняться друг за другом в обнаженном виде и завершать празднество оргией).



Итак, отчаявшиеся католические священники, уставшие бороться с последователями языческих культов, решили избавиться от разврата, устраиваемого в эти дни, другим способом. А именно, попытались ввести в этот же день традицию празднования другого – уже христианского праздника, со всеми вытекающими последствиями.



Не знаем, удалось ли достигнуть желаемого в средние века, однако сейчас все говорит о том, что празднование Валентинова дня все больше и больше походит на римские "Луперкалии" или греческие "Панургии" (более древний аналог римского праздника), и уж никак не на день памяти святых Валентинов, которых, согласно официальной версии католического духовенства, казнили за распространение христианства в языческих землях.



Тем не менее, прочитав трогательные истории о страдальце Валентине, которыми пестрит Интернет, многие мусульмане перестали видеть в этом празднике "угрозу исламской культуре и традициям" и даже присоединились к празднованию Дня всех влюбленных, правда, с оговоркой: "Все должно быть в рамках шариата. Если поздравлять – то только супруга (-у), если праздновать – то без гуляний, спиртного и прочего харама".



Другие считают, что если мусульмане не могут остановить распространение среди молодежи чуждого им праздника, лучшее, что они могут сделать – это не акцентировать внимание на христианской атрибутике и постараться провести его в атмосфере нравственности и духовности. Другими словами, они руководствуются принципом умудренного жизненным опытом Дейла Карнеги: "Если Вам достался лимон – постарайтесь сделать из него лимонад".



Руководитель карельской общественной организации "Исламское просвещение", мать пятерых детей Фатима Вебер, считает, что, несмотря на многочисленные протесты против Валентинова дня, процесс межкультурного обмена нельзя остановить, и этот праздник, рано или поздно, станет традиционным для российского общества.



Россия и Европа связаны тесными культурными узами – этот факт тоже невозможно отрицать. Современная молодежь активно приобщается к еврокультуре через СМИ, Интернет, и мы не можем этому постоянно противиться. "Каждый житель Карелии хотя бы раз бывал в соседней Финляндии", – говорит руководитель "ИП".



Поэтому единственный выход, по мнению Ф. Вебер, – самим спокойно относиться к этому празднику, и не придавать праздникам, подобным Дню влюбленных, особого значения.



"Единственное, что мы можем сделать – не акцентировать и не привлекать к этому празднику много внимания, стараться воспринимать его как лишний повод улыбнуться друг другу, сказать добрые и теплые слова своим родным, родственникам, соседям, знакомым, – сказала Ф. Вебер в интервью корреспонденту ИА IslamNews. – Конечно, сейчас, школьники и студенты начали более активно праздновать День cвятого Валентина, дарить подарки, открытки с сердечками. Например, моя дочка попросила купить "валентинки", чтобы поздравить своих подруг… Все это происходит, конечно, только в пределах школы. Если же мои дети во внешкольное время соберутся пойти с классом на дискотеку или в развлекательный центр, то я буду против…".



Однако мнение Фатимы Вебер разделяет лишь одна группа мусульман, другая же выступает за бойкот или даже запрет этого праздника.



Наш второй собеседник, руководитель Молодежного отдела пензенской региональной общественной организации "Просвещение" из города Каменка Пензенской области, Нурулла Ахтямов, отрицательно относится к Валентинову дню.



"Мне обидно, что с раннего детства ребенку рассказывают об этом праздника как о само собой разумеющемся, озадачивают его вопросом любви между мужчиной и женщиной гораздо в большей степени, чем любовью к матери, отцу, Родине. Я думаю, что День всех влюбленных – это лишний повод прикоснуться к запретному, в нем нет благочестия", – сказал он.



"На самом деле, этот праздник, недавно пришедший в Россию с Запада, заражает нас откровенным бескультурьем и призывает скорее к нестабильности, как в семейных, так и в общественных отношениях. Стать незакомлексованным, раскрепоститься – вот что требует от нас чужая культура. В наших школах, к сожалению, этот праздник проходит вовсю, для детей он ассоциируется с запретной любовью, поцелуями, играми в "бутылочку" и т.д.", – отметил руководитель молодежной организации.



Н. Ахтямов также выступил с интересной инициативой. Он предложил заменить Валентинов день альтернативным праздником – Днем семьи. "День семьи будет иметь духовно-нравственную направленность и может зарядить нас хорошей энергией", – считает Н.Ахтямов.



Его мнение разделяют и жители другого региона нашей страны – Дагестана. Руководитель Общественного объединения женщин-мусульманок "Муслимат" Хадиджат Шихалиева и представитель пресс-службы ДУМ РД Магомедрасул-хаджи Омаров заявили, что "все то, что находится вне рамок исламской морали неприемлемо, как для нас, так и для нашего общества".



"Это придуманный праздник с целью разложения нравственности, духовности в человеке, особенно в молодом. Он не несет в себе ничего полезного и нормального с точки зрения морали, как мусульманской, так и христианской", – считает Магомедрасул-хаджи Омаров.



"К сожалению, сейчас очень усердно пытаются отрицательно повлиять на подрастающее поколение. Все, что когда-то было запрещено, становится популярным, особенно среди молодежи. Ведь она очень восприимчива к безнравственному. Поэтому мы стараемся возродить и восстановить нашу религию, обычаи и традиции, которые накапливались и соблюдались веками. Очень радует, что среди нас есть верующие и соблюдающие молодые люди и девушки, которые одновременно учатся в ВУЗах, посещают медресе и исламские кружки, даже несмотря на то, что родители – атеисты и всячески противостоят им. Всевышний наставил нас на истинный путь, и мы должны помогать другим найти и обрести его", – замечает Хадиджат Шихалиева.



"Для кавказцев не существует такого праздника, – категорично заявляет представитель пресс-службы ДУМ РД, – сейчас у нас тоже в школах стараются делать классные часы, посвященные Дню всех влюбленных, устраивать встречи между девочками и мальчиками, приглашать на дискотеки. Все это связано с наплывом той части европейской культуры, которая связана с аморальным и недостойным поведением в обществе. Я как раз думаю, что просвещение мусульман раз и навсегда закроет тему чужих, заимствованных праздников".



Магомедрасул-хаджи Омаров также выступил за введение Дня семьи. "Вопрос относительно введения Дня семьи надо выносить на обсуждение общественности, и надо очень осторожно подходить к его решению", – сказал он.



Есть и четвертая категория мусульман. Это люди, которые еще не определились в отношении Валентинова дня.



Так, в беседе с корреспондентом ИА Islamnews корреспондент программы "Мусульмане" и редактор журнала "Голубушка" Каусария Хайдарова сказала, что она достаточно настороженно относится к этому новому для России празднику и никак не проявляет себя в нем. "Я специально не пишу "валентинок" и не отправляю их друзьям. Если вдруг меня поздравят с этим днем, я просто скажу спасибо и все на этом закончится", – сказала она.



Каусария Хайдарова: "У нас же есть такие праздники, как 31 декабря, 8 марта, 23 февраля, 1 и 9 мая, которые уже давно отмечают в России, и это стало доброй традицией, даже для мусульман".



Она также привела в пример недавно организованный Шамилем Аляутдиновым – имамом мечети на Поклонной горе – "Новый год по шариату". "Я считаю, что нужен гибкий и очень демократичный подход в решении этого вопроса, что может в свою очередь повлиять на спокойное и мирное будущее ислама и других конфессий на территории РФ", – считает корреспондент программы "Мусульмане".



"В нашей программе мы не будем акцентировать внимание на этом празднике и рассказывать об отношении мусульман к нему, потому что у каждого есть свой взгляд и свое мнение по этому поводу, но возможно ближе к 23 февраля и к 8 марта мы подготовим интересные и оригинальные сюжеты", – сообщила К. Хайдарова.



Корреспондент ИА IslamNews также поинтересовался мнением людей, которые далеки от какой-либо религиозной культуры или считают себя православными. Многие из них продемонстрировали полное равнодушие к этому празднику, назвав его искусственным и никому не нужным. Многие заметили, что в России очень много православных праздников, которые отмечаются не столь торжественно и совсем не рекламируются в СМИ, например, Крещение, Сретение и т.д.



Стоит отметить, что не только мусульмане выступили с резкой критикой Дня всех влюбленных. Накануне праздника Православная и Католическая Церкви заявили, что их последователи не отмечают "пошлый языческий праздник всех влюбленных".



Итак, мнения представителей российской общественности разделились. Однако, несмотря на разногласия, все солидарны в одном: праздник в той форме, в которой он празднуется сейчас, неприемлем для верующих, к какой бы конфессии они не принадлежали.

Автор: Ольга&Диляра

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика