Информационное
агентство России
15°C
18 июня, 01:06
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
1:513:4412:3217:0321:1823:11

Образцовый имам

muh
Образцовый имам
Слева на право: Атмурзаев Тахир-хаджи, Тилов Зулкарини-хаджи, Асланбеков Мухаммад-Хусейн хаджи

Читателям сайта IslamNews.ru знакомо имя имама Зулкарни-хаджи Тилова. Сегодня с нами делится интересными фактами и впечатлениями от совместной работы с этим удивительным человеком его брат по вере и соратник Атмурзаев Тахир-хаджи.

– С Зулкарни-хаджи мы знакомы уже много лет. Он относится к числу тех немногих имамов, которые ведут активную просветительскую деятельность и пользуются большим авторитетом в исламском научном мире, подтверждением чему, в частности, служат многочисленные приглашения на всероссийские и зарубежные конференции, – начал Тахир-хаджи.

Об участии в одной из таких конференций хотелось бы рассказать подробнее. Я не раз слышал от людей, лично знающих его, и из уст самого имама истории о его жизни и религиозной деятельности в Казахстане в годы советской власти. Но по-настоящему понять всю ценность проделанной им работы по упрочению ислама, мне помогла наша поездка в 2008 году в Казахстан.

Необычные вещи стали происходить буквально с первых минут пребывания в аэропорту г. Жезказган. Было время утренней молитвы, и мы под предводительством Зулкарни-хаджи сразу же приступили к намазу. Закончив молитву, встречающие стали громко приветствовать имама, по очереди обнимать, расспрашивать, нас долго не хотели отпускать. Эта картина меня поразила, ведь Зулкарни-хаджи покинул эти места больше 15 лет тому назад, а народ помнит и знает его.

Через 1,5 часа перелета в аэропорту Алматы нас встречали делегации казахов, турков, чеченцев, карачаево-балкарцев.

Одной из целью нашей поездки было посетить общину мечети г. Мерке – административный центр Жамбульского и Луговского районов. Именно здесь имам на протяжении 13 лет усердно занимался распространением слова Аллаха. На пятничную хутбу первого имама меркинской мечети собралось около двух тысяч человек.

С неподдельной добротой и уважением вспоминали благодарные жители годы работы Зулкарни-хаджи. Сам Зулкарни признался, что в первое время по возвращении с Бухары, неопытному имаму было трудно, так как в местные обычаи укоренились вещи, во многом противоречащие шариату. Однако имам понимал, что это испытание от Аллаха и его главной миссией является удержание от порицаемого и призыв к одобряемому. «Вместе мы очистим нашу религию и встанем на прямой путь», – поддержали его местные жители. На защиту своего имама меркинцы встали и во время судебных разбирательств по поводу вынесенной им фетвы, запрещающей читать джаназа намаз за умершим, погребальная процессия которого сопровождается музыкой и распитием спиртных напитков. «Судья оказался хорошим человеком, понял всё и отпустил»,- утверждали свидетели тех событий. Старожилы с радостью вспоминали, как строили новую мечеть, право на возведение которой, отстаивали всем джамаатом; как создавали медресе (восьмикомнатный жилой дом, купленный на средства собранные в течение одной недели), которое впоследствии стали называть «элитным», поскольку в нем учились студенты со всего советского союза. Отовсюду слышались разговоры: «как нас Зулкарни-хаджи учил».

Вообще, атмосфера праздника и тёплого гостеприимства сопровождала нас на протяжении всего времени пребывания в Казахстане. Помню, сидя в гостях у местного муфтия Нурлана, пришла радостная новость – у него родился сын, мальчика назвали Зулкарни – в честь учителя.

Вспоминается также, что отношение турецкой диаспоры к имаму было особенным, почему, я понял из рассказа Ахмеда: однажды, в одном из развлекательных заведений Мерке произошёл конфликт между молодыми людьми – казахом и турком, в ходе которого турок убил казаха. Казахское население подняло настоящий бунт, высказывались заявления об изгнании турок, ситуация вышла из-под контроля. Но тут произошло чудо: когда вынесли тело убитого во двор, Зулкарни-хаджи начал читать проповедь о единстве и братстве в исламе, его речь длилась долго, его слушали завороженно и плакали, казахи и турки стали обнимать друг друга. В знак благодарности за примирение двух народов Президент Казахстана подарил имаму машину.

Затем нас пригласили на карачаево-балкарскую ассамблею, где я, в очередной раз, убедился в большом авторитете этого мудрого человека. Дело в том, что участники съезда долго не могли выбрать председателя ассамблеи, споры шли между двумя кандидатурами. Слово дали Зулкарни-хаджи, он в своей речи напомнил о важности в исламе вынесения справедливого решения и предложил провести тайное голосование. Спор был решён мирно и демократично.

Вернувшись в Алмату, в сопровождении заместителя муфтия республики Асланбекова Мухаммад-Хусейна (тоже ученик Зулкарни-хаджи), мы отправились в Духовное управление мусульман, где стали свидетелями любопытной картины. В ДУМе проводили аттестацию религиозных деятелей, однако, выпускники меркинского медресе проходили аттестацию без сдачи экзаменов. Нам пояснили, что это связано с высоким уровнем знаний, заложенных в этом медресе, признанным одним из лучших исламских учреждений страны.

На сегодняшний день, ученики Зулкарни-хаджи работают во многих городах России и странах ближнего зарубежья, поддерживают связь со своим наставником, часто просят совета. Недавно звонил его ученик Батырбек – главный муфтий Монголии, приглашал на открытие Соборной мечети в Улан-Баторе. Вообще, распространением ислама в этой стране в 1990-ые гг. занимались именно ученики Зулкарни-хаджи. За это время было сделано немало, в том числе построено три мечети.

Лично для меня Зулкарни-хаджи Тилов является образцовым имамов, у которого можно многому поучиться. В его хутбах всегда призыв к благому, довольству Аллаха, к поиску знаний, очищению и покаянию. И слова его доходят до сердец людей, так как они видят последовательность его слов и дел, соответствие поступков сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Пусть Аллах дарует ему крепкое здоровье и долгих лет жизни!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. казах10.12.2012 17:40

    Слава Аллаху господу миров! Нам иншаллах нужно много братьев и сестер справедливых ученных!

    • Muhammad Amin10.12.2012 17:47

      Есть очень много ученых Ислама, но они не сотрудничают всякими муфтиятами из всяких ДУМ.Только в одном Дагестане их сотни,но у них не та акида которая подходит муфтиятам.

      • казах10.12.2012 18:07

        Да брат мы в курсе! В Дагестане идет сильное развитие, поэтому там кафиры постоянно разжигают конфликт, мусульмане тушат и кафиры опять начинают заказывать смуту, да и сама система правосудия работает на разжигание но не как урегулирование, ведь авторы системы, иснструций и отчетов – технологи яхуды во главе с иблисом.
        Шариат – путь мира и спасения любого народа с его человеческими культурными традициями , историей и религией. На территории Ислама в свое время спасались все.

      • turabi11.12.2012 11:50

        у тебя всегда деструктивные мысли!

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: