От воинствующего атеизма к религиозному плюрализму

Либерализм российского законодательства в сфере религии обусловил рост и расширение миссионерской деятельности

Либерализм российского законодательства в сфере религии обусловил рост и расширение миссионерской деятельности

Теги:

0
14 Октября 2009г. (24 Шавваль)
После победы Октябрьской социалистической революции СССР стал первой в мире страной, где атеизм был фактически возведен в ранг государственной идеологии. С 20-х годов прошлого века началась тотальная борьба с религией, продолжавшаяся с переменной ожесточенностью вплоть до начала Перестройки и последовавшего падения советской державы. За это время в стране были разрушены сотни мечетей и храмов. Гонениям подверглись не только имамы и священнослужители, но простые верующие, независимо от конфессиональной принадлежности.



Демократизация и открытие границ способствовали либерализации религиозной политики в России. В стране была провозглашена свобода совести и вероисповедания. Новое российское законодательство в области реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений стало соответствовать высоким международно-правовым стандартам. В статье 28 Конституции РФ говорится: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".



С одной стороны это привело к возрождению основных для России религий, а с другой – к появлению на территории РФ новых конфессий, в том числе и так называемых деструктивных религиозных организаций, и назреванию этноконфессиональных конфликтов. Принятый Верховным Советом РСФСР 25 октября 1990 г. закон "О свободе вероисповеданий" не смог остановить этих негативных процессов в религиозной жизни страны.



В 1997 г. был принят новый федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях", который в большей степени отвечал сложившимся реалиям в сфере отношений государства и религиозных конфессий. Закон в целом обеспечивает конституционный принцип вероисповедания и предоставляет широкие права всем религиозным организациям. Важнейшим фактом является закрепленное Законом положение о безвозмездной передаче религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.



Вместе с тем, ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" имеет ряд особенностей, которые на стадии его разработки и принятия вызвали бурную дискуссию в обществе. Критики отмечали, что закон выделяет некоторые "традиционные религии" (православие, ислам, иудаизм и буддизм), ставя их в несколько особое по сравнению с другими положение. Некоторые толкователи даже утверждали, что документ подчеркивает особое положение, прежде всего, православия, которое на протяжении веков играло лидирующую роль в России.



С точки зрения некоторых правозащитников и правоведов, подобный подход не полностью отвечает критериям формального юридического равенства. Однако критики закона, по всей видимости, упускали из виду специфику современной религиозной жизни России. А таковой является существенное с начала 1990-х годов увеличение количества религиозных организаций, как имеющих глубокие исторические корни в стране, так и новых, возникших в последние годы или появившихся в результате мощной религиозной экспансии из-за рубежа. В начале XXI века в России зарегистрировано более четырнадцати тысяч религиозных объединений, принадлежащих к шестидесяти различным вероисповеданиям. К сожалению, в некоторых привнесенных религиях и толкованиях существовали такие практики, которые посягали на права, связанные с имуществом, здоровьем, психологической безопасностью граждан. Отдельные псевдорелигиозные доктрины проповедовали правовой нигилизм и отказ от выполнения населением своего гражданского долга и обязанностей по отношению к государству и обществу. Серьезную опасность представляли также пропаганда религиозной исключительности, призывы к изменению конституционного строя и борьбе с представителями других "неправильных" религий.



Либерализм российского законодательства в сфере религии обусловил рост и расширение религиозной активности. Сейчас эта активность уже не ограничивается богослужебно-культовой практикой. Развивается миссионерская, просветительская, благотворительная деятельность религиозных организаций. Возник ряд общественных движений и политических партий конфессиональной направленности, которые активно действуют во внутриполитической жизни России и на международной арене.



Законодательно закрепленные широкие религиозные свободы и отказ государства от вмешательства в деятельность религиозных объединений отнюдь не означают отказа от регулирования сложных и важных процессов, происходящих в религиозной и межконфессиональной жизни. Межнациональные конфликты, происходившие в нашем государстве в последнее десятилетие, начинают приобретать и межконфессиональный характер. Задача российского государства состоит в локализации и ликвидации этих конфликтов, ведь в противном случае данные противоречия могут приобрести характер длящихся религиозных конфликтов, что негативно скажется на состоянии общественного порядка и государственной безопасности.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика