Рауль Мир-Хайдаров: Религия должна быть в душе каждого человека

Мир-Хайдаров: Ни разу не видел татарина, не знающего  родного языка, но отказывающегося от того, что он татарин

Мир-Хайдаров: Ни разу не видел татарина, не знающего родного языка, но отказывающегося от того, что он татарин

Теги:




0
13 Февраля 2012г. (20 Раби аль-авваль)
"В частной коллекции керамики областного прокурора Азларханова А.Д. вот уже несколько лет находятся предметы, изъятые из Балан-мечети селения Сардоба, представляющие особую религиозную ценность для мусульман этих мест.



В 1867 году торговый человек, уроженец Сардобы, Якуб-ходжа, на чьи средства и построена Балан-мечеть, совершил тяжелый караванный хадж в святую для мусульман Мекку. По возвращении он прожил недолго, умирая, все свое немалое состояние завещал мечети.



Среди многих предметов, доставшихся сельской мечети, особую ценность для верующих представляли два дорогих сосуда, инкрустированных серебром, внутри сосуды были обработаны особой серебряной эмалью – для хранения воды в долгой дороге.



Сосуды, по завещанию Якуб-ходжи хранившиеся до недавних пор в Балан-мечети, изготовил известный гончар двора эмира бухарского – Талимардан-кулал. Сосуды эти, представляющие, безусловно, и эстетический интерес, совершили долгий путь с Якубходжой в Мекку и вернулись в Сардобу и потому стали предметами, освященными в самых святых местах. После смерти ходжи они приобрели в глазах верующих мусульман еще большую ценность…"



Это отрывок из произведения известного татарского писателя Рауля Мир-Хайдарова "Пешие прогулки", с которым корреспондент ИА IslamNews встретился на днях в Татарском культурном центре в Москве.



- Мы знаем, что вы приняли активное участие в строительстве мечети на своей родине, в поселке Мартук Актюбинской области Казахстана. Скажите, какую роль играет в вашей жизни религия?



- Да, действительно, я вложил немало средств в возведение этого храма. Его строили что называется "всем миром": татары, казахи, азербайджанцы, чеченцы. Построив единый мусульманский храм, мы тогда мечтали о том, что он станет местом, куда будут приходить представители всех национальностей, исповедующих ислам. Но, к сожалению, не получилось. Мечеть посещают татары отдельно, казахи отдельно, представители других национальностей отдельно. У каждой нации свой имам. Я не понимаю, почему так происходит. Меня это удивляет. Я не нахожу ответа на этот вопрос. Я считаю, что это неправильно. Ведь все мы – мусульмане, мы должны быть вместе.



За свою жизнь я прочитал большое количество теологической литературы. У меня сложилось свое мировоззрение по поводу религии. Соблюдаю все каноны, связанные с исламом. Единственное, в связи с покушением на меня и серьезным ранением позвоночника, я не могу посещать пятничные намазы.



Но я знаю, что главное для мусульманина – это жить по законам, предписанным Кораном. Такой человек является примером добродетели,терпимости, высоконравственной личности. Он дарит окружающим мир, искреннюю любовь, уважение.



Я знаю, что одним из самых благих для мусульман является человек дающий знания: учитель, педагог, воспитатель, писатель. Это объясняется тем, что образованный мусульманин, воспитанный на моральных ценностях, несет людям любовь и уважение. И вообще, я считаю, религия должна быть в душе каждого человека.



На днях по телевидению показывали достижения Татарстана во всех областях, начиная с экономики, заканчивая культурой. Отрадно, что идет рост во всех сферах жизни. Татары объединены теперь как никогда. Есть у нас и свое Представительство в Москве, и Национальный культурный центр. "Сабантуй" – национальный праздник празднуется официально, строятся мечети. Да, согласен, мусульманских храмов не хватает, особенно в многонациональной, многоконфессиональной Москве. Как минимум 10 надо бы построить. Но, я думаю, постепенно и этот вопрос будет решен. Шаг за шагом все наладится. Я считаю, надо быть не только настойчивыми, но и терпеливыми.



- О вас говорят как о татарском писателе, которого очень много печатают…



- Да, говорят, что никто из татарских писателей так много не печатался как я. Это, конечно, приятно.



Писать я начал поздно, в 30 лет. Живя в Казахстане, еще юношей я понимал, что татары разбросаны по всему свету. Помню, на радио тогда существовала передача "Концерт по заявкам татар". Письма на нее шли со всего света. В то же время, живя в разных частях земного шара, они никогда не теряют свою идентичность. Может быть со временем они забывают свой родной язык, но свои обычаи, традиции они все равно сохраняют.



Я думаю, когда мы будем искать чистоту татарского языка, мы будем искать ее где-нибудь в глухих сибирских деревнях, в астраханских аулах и так далее. И вот эта нерушимая цепкость за свою нацию, образ жизни, песню всегда объединяла татар и роднила. Они всегда душой тянулись к своему народу, языку. Ни разу не видел татарина, не знающего

родного языка, но отказывающегося от того, что он татарин.



Когда я только начинал писать, я понял, что должен писать о тех татарах, которых я знаю. Где бы я ни был, куда бы меня не забрасывала судьба, я везде встречал их. Помню, когда я был на Дальнем Востоке, я ехал во Владивосток из Хабаровска на поезде. И вдруг передают концерт по заявкам моряков. В итоге 99 процентов заявок были от татар: мичмана Валиуллина, боцмана Хайруллина и так далее. И вот о них, разбросанных по всему свету, кто-то должен был писать. И я решил, что им буду я.



Мы всегда внутренне тянулись к Казани. Я и сам стартовал там. Помню, был там такой известный профессор Нуруллин. Очень святой человек, увлеченный литературой. В беседе с ним я выразил сожаление, что не умею писать на родном языке. Тогда он мне ответил: "Не переживай, хотя бы через тебя в мире будут знать о татарах".



- Вы долгое время жили в Средней Азии…



- Да, 30 лет. Мы должны быть благодарны среднеазиатским республикам, где выросло огромное поколение татар. В наше село Мардук до 1964 года приезжали полуказанские татары. Всем им в Казахстане нашлось место.



Среднеазиатские республики сейчас попали в такой исторический капкан. Я обращался с письмом к Президенту Татарстана с просьбой выделения хотя бы по 10 стипендий в казанских университетах для детей узбекской и казахской национальности. Ведь в свое время они нас приютили. Жизнь идет по кругу, история может повернуть вспять. Кто знает, может вновь понадобится их помощь. Надо уметь отвечать добром на добро…

Автор: Зиля Шейх

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика