Роль исламского адаба в современных условиях

news-nedk1of1TJ
С позиции философской науки современный мир представляет собой единство противоположностей. С одной стороны происходит невиданное развитие материального достатка в высокоразвитых странах, где на собачку миллионера тратятся тысячи долларов, с другой – десятки миллионов людей в Африке и Азии умирают от голода и болезней. Моральная развращенность выставляется напоказ, общество восхищается либеральной свободой, гарантирующей демонстрации представителей сексуальных меньшинств, в то же время религиозная этика подвергается критике из-за осуждения процессов, разлагающих общество изнутри.

При этом мало кто задумывается о том, что мораль буддизма, христианства и ислама прошла тысячелетнее испытание и доказала, что именно те нравственные нормы, которые обоснованы Всевышним Аллахом, обеспечили прогресс человечества от состояния варварства к культуре и цивилизованности. Особенно важную роль в современном мире в свете решения многих социальных проблем (предотвращение СПИДа, наркомании, алкоголизма, решение демографических вопросов) могут сыграть исламские морально-этические принципы.



Основу исламской морали и нравственности составляют важнейшие источники – Коран и Сунна пророка Мухаммада. В отличие от источников других религий, они представляют широкие возможности для решения тех проблем, которые формируются при развитии человеческого общества. Ислам предполагает активность мусульман в экономической, политической и культурной сферах, и поэтому моральные нормы предусматривают постоянное совершенство личности. Традиции и обычаи в исламе направлены на достижение общественного прогресса в этом мире и подготовку личности к бытию на "том свете" и не могут рассматриваться вне поля деятельности при решении данных задач. То есть, исламская мораль имеет смысловую целостность; поэтому не могут быть оправданными те или иные исключения из морали.



Морально-этические нормы в исламском обществе подразделяется на три группы. В первую группу входят те правила поведения, нарушение которых вызывает определенные меры государственного воздействия (шариат). Несоответствие поведения личности правилам второй группы не приводит к правовому вмешательству, кроме осуждения со стороны общества. Нарушение третьей группы норм морали не вызывает отрицательной реакции окружающих, так как они являются личным делом человека, ответственного непосредственно перед Аллахом, и не бросаются в глаза окружающих.



Дифференциация моральных норм ислама дает возможность их гибкого применения и дальнейшего совершенствования в соответствии с реалиями общественного развития. Примером такой гибкой эволюции нравственности является отношение к посту в месяце рамадан. Сейчас разрешается не соблюдать пост тем, кто совершает деловую поездку, больным и другим категориям мусульман. Обязанность поста они могут выполнить в более благоприятных условиях.



Однако это не означает возможности ревизии основополагающих принципов ислама в угоду современности. Например, сексуальная революция на Западе во второй половине прошлого века вызвала негативные последствия в сфере семьи, привела к появлению и распространению проблемы человечества №1 – СПИДа. В современном исламском мире данной болезни практически нет благодаря тому, что заповедь "Не прелюбодействуй!" остается принципиально важной и контролируется обществом.



Исламский адаб во многом отличается от этикета. Слово "этикет" происходит от французского термина и обозначает комплекс конкретных правил поведения аристократов во дворце королей. Адаб же предполагает выполнение правил всеми слоями исламского общества, начиная от самых "низов" и завершая правящими кругами страны. Западный этикет, даже в современном, демократическом обществе, остается принадлежностью определенного, "высшего" слоя общества. С другой стороны, исламская мораль, адаб, держит под контролем личность в течение всего дня, вынуждая его выполнять массу требований. Это связано с тем, что человек обязан помнить Всевышнего, посвящая ему все дела. Данный аспект приводит к тому, что привыкая с детства скрупулезно выполнять совокупность правил поведения, мусульманин без дополнительных воздействий со стороны общества становится полноценной личностью и гражданином. Западный же этикет предполагает выполнение определенных правил в определенных условиях, представляет свободу во всех нерегламентируемых ситуациях. В результате, личности становится свойственно усвоение не присущих культурному человеку аморальных поступков, включающих нецензурную брань, сексуальную свободу и игнорирование обязанностей в сфере семьи и т.д. В итоге западный "свободный" человек все более превращается в "супершимпанзе". Данный термин, обоснованный великим немецким философом Фридрихом Ницше более ста лет назад, как нельзя точно характеризует часть современного западного общества. Получив экономическую свободу, деньги, и не зная как использовать свободное время, большая часть молодежи Запада сжигает жизнь в ночных клубах, казино, которые более похожи на первобытные оргии дикарей, чем на достижения высокоразвитой цивилизации.



Основа адаба – нравственность, совершенствуя личность на основе духовности, категорически запрещая аморальные поступки, приводит к консолидации всего общества. Самоограничения личности во славу Аллаха, имеющие элементы пуританства, укрепляют духовное и физическое здоровье человека, формируют стойкую семью. Адаб воспитывает не только бережливое отношение к собственному здоровью, как к дару Всевышнего, запрещая спиртное, наркотики и курение. Он также не позволяет правоверному бесцельно тратить заработанное им богатство. Запрет на азартные игры, выдачу денег под проценты позволяет ценить честно заработанные деньги, а с другой стороны не дает возможности обогащения путем разных финансовых пирамид. Таким образом, адаб направлен на выполнение мужчиной главного своего предназначения – "добывать хлеб насущный потом своим". И только в условиях игнорирования духовных ценностей, прежде всего религиозных, возможны были появление разного рода "МММ", сулящих большие, причем заработанные не своим трудом, деньги.



В целом адаб предполагает формирование именно человеческих качеств, то есть таких, которые относятся не к биологическим, а социально-духовным компонентам личности. Теория биологического в человеке предполагает признание первичным эгоизма, конкурентной борьбы за обладание материальными богатствами, то есть стремления вывести оппонента из борьбы, амбициозности, понимания себя как творца при отрицании ведущей роли Высших Сил. Таким образом, согласно данному подходу, в человеке признаются те же ценности, которые главенствуют в природе между животными. По сути, принцип биологического в человеке есть признание приоритета законов природы, "законов джунглей" в среде человеческого общества. Ислам же, формируя запреты на проявление принципов, господствующих среди животных, воспитывает настоящего человека, как обладателя духовными ценностями. Главными качествами людей в исламском обществе становятся духовные, то есть те, которые основываются на мудрости и на таких прирожденных качествах, как Терпение, Добро и Любовь. Они становятся основами формирования таких ценностей, как уважение прав другого человека, приоритет личных обязанностей перед обществом, готовность оказать помощь нуждающимся, скромность, признание своих обязанностей перед членами семьи, стремление к просвещению и наукам, простота и т. д. И наоборот, адаб отводит личность от проявления природных навыков человека, нафса, выражающегося, прежде всего, в индивидуализме, эгоизме и гордыне. Индивидуализм и конкурентная борьба являются самыми главными проявлениями духовного атавизма людей в современном обществе. В Исламе же человеку позволено совершать только то, что не противоречит интересам другого человека, так как он сотворен Господом Богом. А Бог сотворил человека для поклонения, а не для его превращения в объект экономической, политической эксплуатации.



Мусульманский адаб, как свод правил поведения личности в обществе и семье, не имеет двойных стандартов и выражает универсальный характер. Это, несомненно, его положительная, демократическая сторона. Всесторонность, универсальность применения делают адаб действенной основой для решения многих социальных, политических и культурных проблем. Прежде всего, это то, что адаб дает возможность сближения разных социальных слоев на основе общих интересов и духовных ценностей.



Главная задача исламской морали в прошлом, и особенно сейчас – консолидация общества на основе высоконравственных норм поведения людей, обеспечивающая личностный и социальный прогресс. Поэтому многие принципы адаба отражают правила взаимоотношений людей в обществе. Их можно разделить на две структурные части. В первую можно включить те правила поведения, которые можно выразить как уважительное отношение к другим. Вторая часть состоит из запретов, мешающих создавать доверительные взаимоотношения между представителями разных социальных слоев.



Адаб создает такой фон для социального общения, где представители совершенно различающихся по доходу слоев не чувствуют себя обособленными и чужими. Это достигается, прежде всего, отказом от гордыни и признанием скромности как Богоугодного дела. Как бы не был богат мусульманин, он не отделен от общества, как это происходит на Западе. Прежде всего, он обязан посещать пятничные молитвы, где встает в один ряд с самым бедным из прихода. Далее, он обязан выделить определенную часть своего дохода для оказания материальной помощи бедным: больным, вдовам, сиротам, всем тем, кто не имеет возможности обеспечить себя. Адаб поощряет всяческие общественные мероприятия, сближающие мусульман.



Одна из особенностей адаба – это формирование у личности жизненного оптимизма, так как он создает здоровую обстановку в семье и в обществе. Как и христианство, ислам считает грехом уныние, плачевное настроение и другие проявления пессимизма. Все определяется Волей Всевышнего, и правоверному следует все воспринимать спокойно и достойно. Его не украшает недовольство погодными условиями: дождем, холодом, жарой и ураганами. Не разрешается проявлять недовольство своей судьбой. Это было бы признанием несправедливости Воли Аллаха. Судьба получена человеком, и он обязан нести свой груз до конца, без всякой жалобы на несправедливое, по его мнению, отношение к нему.



Следует отметить еще одну, имеющую принципиальную важность, сторону исламского адаба. Приоритет толерантности, терпеливого отношения к жизненным проблемам, готовность оказать помощь нуждающимся, уважение к жизни и свободе личности воспитывают такие качества людей, которые становятся основой иммунитета от формирования экстремистского мировоззрения. Мусульманин руководствуется тем законом, изложенным в Священном Коране, согласно которому неправомерное убийство человека представляет собой один из самых тяжких грехов. Таким образом, морально-этические нормы ислама могут и должны стать фундаментом предотвращения от увлечения экстремизмом и терроризмом.



________________________________________________________

Якупов Марат Талгатович, кандидат философских наук

Уфимский государственный авиационный технический университет

Автор: Марат Якупов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика