Информационное
агентство России
10°C
19 сентября, 08:54
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
4:146:0712:2415:4218:3820:23

Страна победившей толерантности

Отдельные фрагменты уверенной поступи мультикультурализма в исламском обществе

Rinat
Страна победившей толерантности
Стамбул разрушает самые стойкие стереотипы об исламе

Нестареющий Стамбул

Вряд ли кто проводил исследования, какие города мира занимают лидирующее положение по посещению их гражданами постсоветского пространства. Но и невооруженным взглядом (если можно так сказать) видно, что на первом месте был и продолжает оставаться нестареющий Стамбул. Причем поток людей в этот прекрасный город не ослабевает.

Безусловно, изначально массы людей воспринимают Стамбул, прежде всего, как место для выгодного шоппинга или средоточи восточных сладостей всех мастей, включая трепетные истории о гаремном периоде истории Османской империи. Другие одной из его значимых визитных карточек считают баталии между турецкми футбольными грандами – «Галатасараем», «Фенербахче» и «Бешикташем». Для третьих – это ассоциация с непрекращающимся геополитическим противоборством между Россией и Западом за влияние вокруг (и внутри) Босфора и Дарданелл. И т.д. и т.п.

Находясь же физически в сердцевине этой уникальной географической точки, расположившейся аккурат между Европой и Азией, сталкиваешься и со многими иными нюансами, характерными непосредственно для Стамбула. Тут свой исторический колорит, впитавший богатство многих культур. Рядом – присущий только этому городу облик, сохранившийся до сего дня вследствие первозданности многолетних зданий. По-соседству – потрясающая рыбная кухня, где дары водного пространства поглощаются в различных вариациях, будь то в донерной оболочке; в обжаренном (на твоих глазах) виде в одноразовых тарелочках; нанизываемой на вилку из дорогостоящей посуды фешенебельных ресторанов и др. На противоположном берегу рыба готовится в кухне-шаланде (практически при любой погоде), раскачивающейся на волнах.

Если же по ступенькам от рыбного базара взобраться на Галатский мост, что прокинут через Золотой Рог, вливающийся в Босфор, встречаешься с неимоверным количеством рыбаков, ожидающих попадания морских обитателей на крючок. На вопрос, сколько лир они платят за место, рыбаки недоуменно отвечают: «Море общее, оно наше и всех, какие лиры и за что платить кому-то?»

Вообще Золотой Рог – узковатый изогнутый залив, впадающий в Босфор в месте его соединения с Мраморным морем. Именно он разделяет Стамбул на «Европу» и «Азию». Городские власти по-хозяйски относятся к данной морской акватории, посредством использования современных пассажирских судов, т. н. «морских автобусов» (довольно объемные быстроходные паромы), осуществляющих регулярные морские рейсы между районами города, пригородами и близлежащими островами.

Другим важным видом стамбульского транспорта предстает забытый многими трамвай. На ул. Истиглал, напоминающей знаменитую бакинскую «Торговую» или московский «Арбат», трамваи представлены в двух «категориях»: «чисто» прогулочные (для ознакомления туристов с городом) и рейсовые (снующие по маршруту).

Ну и, конечно, тут как тут вездесущие такси с доброжелательными шоферами. Наверняка, гости Стамбула не могут не заметить культуры вождения или, если можно так сказать, воспитанности драйверов всех категорий. Звучит парадоксально, но узкие дороги в центре, когда в обе стороны стороны «движутся» лишь по одному ряду, совершенно не создают пробок (при отсутствии регулировщиков). Никто не сигналит в спину таксисту, когда он высаживает или набирает пассажиров; не пытается всеми правдами и неправдами выйти на встречную полосу, даже если она на мгновение освобождается.

Наверное, можно привести еще немало фоновых оттенков Стамбула, включая умопомрачительный аквариум Флория (третий по величине в мире), филигранную работу ткачей (кожевенных и шубных дел мастеров) или бесподобное гостеприимство местных жителей, помноженное на улыбки от души, но, все же, особыми красками здесь выделяется исламская составляющая.

Мечети и своеобразный да'ваат

Общепризнанным фактом является нахождение в Стамбуле одного из самых знаменитых и известных в мире мест посещения – мечети Айя-София. Расположена она на месте построенного в центре Византии Софийского собора, первый камень в фундамент которого в 537 г. заложил император Юстиниан. После вхождения Константинополя в Османскую империю в 1453 году собор был обращен в мечеть Аяя-София, с достройкой минаретов и усыпальниц для османских султанов. В 1935 г. по указу Ататюрка Айя София превращена в музей, с 1985 г. оказавшись в списке Всемирного наследия UNESCO.

Другим знаменитым Домом Божьим является мечеть «Сулеймание». Здесь всегда светло. Не только из-за попадания вовнутрь света через свыше 130 витражей, но и благодаря не высоко расположенным овальным конструкциям с лампадами по окружности. К слову, на каждой люстре установлены не бросающиеся в глаза колонки, позволяющие распространяться словам молитвы по всем уголкам мечети. Размещенные же в стенах здания специальные кувшины-резонаторы способствуют потрясающей акустике.

Так вот, в мечеть два входа: первый – для молящихся; второй – для туристов-немусульман. Последние свободно устраиваются на ковре, даже во время молитвы. Многие впервые видят воочию коллективный намаз, наблюдая за поклонами мусульман параллельно рассматриванию внутренних узоров мечети. Аналогичная ситуация характеризует и ситуацию в не менее известной Голубой мечети (Султан Ахмед джамиси).

Этот принцип свободного нахождения приверженцев Ислама и немусульман в здании мечети играет своего рода уникальную роль. Никого не удивит описание верующим своего состояния в мечети. Здесь «душа отдыхает и набирается сил», т.к. «внешнюю прелесть здания дополняет красота духовная, и эта гармония словно растворена в воздухе. В объятиях мечети возникает желание помолчать, уйти в себя, погрузиться в светлые и высокие мысли. В это время говорит душа: ей назначена великая встреча. Возможно, именно в стенах «Сулеймание» рождается любовь к Турции, ее истории, а также интерес к Исламу»(1).

Тонкость же в том, что похожие откровения оказываются естественными и для немусульман, также признающими особую атмосферу «Сулеймание», веющую спокойствием, умиротворением и приводящую к отсутствию ощущения, «что это совершенно чужая для тебя религия»(2).

Отметим, что вход во все мечети Стамбула, за исключением музея Ая-София, бесплатный, видеосъемка и фотографирование не пресекаются.

Вот спрашивается, не есть ли данный ракурс своего рода да'ваатом (призывом) в Ислам, когда ежедневно тысячи людей видят реальных мусульман, с пиететом относящихся к предмолитвенному омовению и намазу? Люди сосредоточенно входят в мечеть, где поклоняются Единому Богу, спокойно покидают Его Дом, возвращаясь к своим насущным делам. Не это ли демонстрация того образа, что пытаются обойти СМИ?

Такой богатый Ислам

Весьма симптоматична слышимость голоса призывающего к молитве муэдзина по всему Стамбулу. И если приезжие в первые два-три раза как-то вздрагивают при первых «нотах» азана, вскоре это становится для них естественным. Мало этого, в пятничный день, когда мусульманам предписана коллективная молитва, вслед за призывом к послеполуденному намазу, туристы нередко с восхищением наблюдают, как будто по команде, одноминутно прекращается торговля, и только что бойко призывающие приобретать товар продавцы направляются в сторону мечетей (многие не боятся не запирать лавки).

При этом в Стамбуле однозначно чувствуется, насколько государство взяло на себя функции защиты представителей немусульманских религий. Здесь с уважением относятся ко всем конфессиям. В самом южном архипелаге Принцевых островов – Buyukada (Большой остров) – расположено немало монастырей, среди которых возвышается православный – Святого Георгия (XII-XVII вв.). На северном холме Иса-Тепе выделяется небольшая часовня. Всего на острове насчитывается девять греческих православных церквей, по одной католической и армянской (Церковь Святого Григория Просветителя), синагога.

В самом Стамбуле на одной из улочек, ведущих к ул. Истиглал, практически напротив друг-друга расположены Католическая церковь и армянский лицей. В конце Истиглал также функционирует Католический храм. В этом контексте довольно символично, что при практическом отсутствии в Стамбуле фотографий премьер-министра Реджеб Тайипа Эрдогана, на Принцевых островах удалось встретить одну из его цитат – это было не что иное, как поздравление христиан с Рождеством. К слову, никто не возмущался, не рвал и не метал в связи с нахождением внутри котируемых торговых центров многометровых новогодних елок. Естественно, никто не препятствовал празднованию Рождества туристами. Наверняка, вышеизложенное также отражается на мировоззрении приезжающих в Стамбул.

Вместе с тем, значимым моментом во внутренней жизни страны является следующий. Автор уже отмечал, что в Турции и сегодня действует кемалистский запрет на ношение священнослужителями религиозной одежды в общественных местах. Посему какого-то внешнего отличия между группами населения (как между чиновниками от религии и «просто» верующими) удается избежать. Этот аспект весьма примечателен и в другом. В период месяца Рамазан, Курбан-байрама, да и ряда других дней (Мирадж и т.д.) турецкое государственное ТВ (TRT-1) проводит различного рода «круглые столы», обмены мнениями и др. Во время этих открытых дискуссий, если отсутствуют титры с должностями выступающих, невозможно визуально отличить кто высказывается – «гражданское» лицо или религиозный деятель. У всех – прекрасная подготовка, знание сути разговора, четкое «владение предметом» и… «одинаковая форма одежды». К слову, этот же государственный телеканал в течение всего Рамадана выделяет время для репортажей из мечетей, чтения сур, их комментариев. С учетом же поста, рекламные ролики на «продуктовую тематику» начинаются лишь в преддверие ифтара.

Еще один важный разрез, вырисовывающийся из программ TRT-1: во время демонстрирующихся «культурно-массовых» мероприятий, каких-то ток-шоу и т.д. в зале присутствуют и покрытые девушки, и нет. Никакого неприятия друг друга нет и в помине. Полнейшее взаимопонимание, что подтверждается во время нахождения в Турции(3).

И в этом – сила турецкого общества. Жители не осуждают друг друга, не называют кого-то плохими или чужими. Да, безусловно, здесь проходят, и в последнее время все чаще, митинги с противоположной повесткой дня (в плане, скажем, отношения к хиджабу), но, насколько усматривается в акциях такого рода все же неафишируемо высвечивается политический фон. Потому что, повторимся, никакой взаимной вражды в обществе между «соблюдающими» и «несоблюдающими» мусульманами не чувствуется. И у тех, и других есть великая цель – прилагать усилия к поддержанию политико-экономических завоеваний Мустафы Кемаля, являющихся основой независимости страны и укрепления нации. Посему практически все категории населения объединяет неимоверный патриотизм, любовь к своей земле, флагу, культуре и духовным ценностям.

Отдельной строкой на этом поле проходит отношение к спиртному, да и в целом ситуация вокруг него. Нередко впервые прибывающий в Стамбул сталкивается с проблемой приобрести алкоголь, вплоть до пива (даже безалкогольного) или сопроводить трапезу горячительными напитками. Причем с каждым годом этот фон распространяется на все большее количество «общепитовских» точек.

Конечно, многие склонны связывать сложившееся положение вещей с постоянными повышениями налога на крепкие спиртные напитки (по некоторым данным, последняя акция такого рода рода привела к увеличению налога почти на 40%). Но разве все так однозначно? Не секрет, что спрос рождает предложение. Следовательно, объем продаж в тех же рыбных ресторанах вполне может привести к увеличению доходов их хозяев, даже с учетом значительных налоговых сборов. Но ведь все равно многие популярные объекты не допускают реализации спиртного. В то же время, опять-таки, никто не смотрит косо не на того, кто торгует алкоголем по-соседству или потребляет его.

Вместе с тем, в Турции действует и закон не только о запрете курения в кафе, барах, ресторанах, торгово-развлекательных центрах (за исключением специально отведенных для этого мест), но и рекламы табачных изделий и их показа в фильмах, сериалах, музыкальных клипах.

В свете вышеотмеченного, нередко утверждается, что в Турции действует-де некая модель «умеренного Ислама». Касаясь данного термина, автор уже отмечал искусственный характер происхождения понятия, т.к. Ислам по сути своей не может делиться на те или иные «измы». Радикальный фон или акцент «lite» Исламу придают политики в собственных интересах. Турция же, просто-напросто, предстает реальным островом, в котором созданы условия для развития как Ислама, так и др. религий.

Некоторое время назад солидный канал Еuronews (Евроньюс) характеризовал Турцию преимущественно мусульманской страной, возглавляемой светским демократическим режимом. При этом отмечалось, что «турецкая модель» воплощает собой идею успешного сосуществования Ислама и демократии», в частности, «опыт демократии по-турецки доказал всему миру»: ислам и демократия «могут идти рука об руку»(4).

Не будем сейчас подробно останавливаться на изначальном соответствии понятия прав человека исламской религии(5), лишь отметим, что по определению известного азербайджанского философа Айдына Ализаде, данного им еще в 2007 г., став в Турции официальными, «светская модель правления и секулярное мировоззрение (лаицизм)» были применены «на доктринальном и теоретическом уровне» к государству, где преобладающей религией является ислам. То есть «турецкий лаицизм» оказался «первой фундаментальной светской и секулярной доктриной в мусульманском мире»(6).

Как бы то ни было, сегодня Турция пытается объединить Восток и Запад (Азию с Европой) не только посредством географических координат или согласно исторической канве, но и в конфессиональном аспекте. Причем данная тенденция совершенно не ослабляет позиций Ислама, если не наоборот. А не это ли предписано Кораном: «Среди Его знамений – сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом – знамения для обладающих знанием» («Римляне»: 22); «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (» Комнаты»: 13).

1.Бибинур Асадова. Мечеть Сулеймание – гармония архитектурных форм и искреннего намерения
http://www.islamisemya.com/kultura/kultura/arkhitektura/866-mechet-sulejmanie–garmoniya-arkhitekturnykh-form-i-iskrennego-namereniya
2.Мечеть Сулеймание
http://www.5travel.net/blog/Turkey/9.html
3.Нуждаются ли этнически мусульманские сообщества в воспитании религиозной культуры?
http://www.interfax-religion.ru/aze/?act=print&div=12573
4.Турция: модель для арабского мира?
http://ru.euronews.com/2011/03/25/turkey-a-model-for-the-arab-world/
5.Об этом см. подр.: Эльмир Кулиев, Теймур Атаев. Исламская умеренность или умеренный ислам. Видео
http://yurd.tv/verilishler/grani_duxovnosti/20111201213003988.html
6.Айдын Ализаде. Ислам и секуляризм
http://www.1news.az/authors/52/20071017112615472.html

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. alhariya12.01.2013 17:10

    Всегда хотел посетить этот город))

  2. lamantin12.01.2013 22:07

    Такое ощущение, что автор никогда не был в Стамбуле.
    — «На ул. Истиглал …трамваи представлены в двух »категориях«: »чисто« прогулочные (для ознакомления туристов с городом) и рейсовые (снующие по маршруту)».
    — На улице Истикляль ходит один единственный трамвай, старинный, как музейная достопримечательность. И уж никак не «снует», а еле движется, потому что людей на улице немеряно, а улица – пешеходная.
    — Немусульман в Султанахмет не пускают во время намазов.
    — «Нередко впервые прибывающий в Стамбул сталкивается с проблемой приобрести алкоголь, вплоть до пива»
    — Никаких проблем, абсолютно. Кто хочет, тот покупает за 5 сек.
    — «или бесподобное гостеприимство местных жителей, помноженное на улыбки от души»
    — или уличных разводил-чистильщиков обуви, ловящих лопоухих туристов на «щётку потерял!» ))))

  3. Kentart12.01.2013 23:17

    как раз в Стамбуле есть и туристический трамвай и пасажирский. все правильно. не помню какой на Истиклале. а мечети Султанахмед было много не мусульман. они видели как мы делали намаз. В Турции проблемы не мусулман и немусульман, а с курдами

    • lamantin13.01.2013 13:39

      В Стамбуле есть и метро. Но только на Истикляле его нет, как и «снующих трамваев» как пишет автор. Человек, который был там лично, и видел своими глазами, не напишет такое никогда. От обычного городского трамвая до «истикляльского» довольно долго нужно идти пешком в гору, или подняться к конечным остановкам «старого» трамвая – к остановке Тюнель от ост. Каракёй обычного трамвая или к Таксиму от ост. Кабаташ.
      И меня, как немусульманина, в Султанахмет не впустили, сказав, чтобы приходил после окончания намаза. После намаза – да, впускают всех желающих, и буклеты можно получить по исламу на нескольких языках.
      Что до алкоголя – я не поклонник его, но в любом магазине, даже в самом маленьком есть и пиво, есть и ракы. Про гостиницы и вовсе молчу, в них просто не может не быть.
      Так что понаставившие мне «минусов» тем самым только в своей глупости расписываются: против фактов не попрешь. Я думаю, автор просто надергал из чужих текстов разные куски текста, не вникая в суть, и так вот «сколотил» свой собственный… но это видно сразу.

  4. Сверчок14.01.2013 9:55

    Стамбул на самом деле такой. Толерантность там, как нигде. В других городах туристов меньше. Согласен насчет спиртного. Я сам не пью, но видел, в ресторанах говорили НЕТ когда спрашивали алкоголь. Еще удивился, что много немуслимов в мечетях и все фоткали. Никто им не сказал нельзя.

  5. lamantin17.01.2013 13:03

    Ну, хочется вам выдавать желаемое за действительное, так на здоровье, никто не запретит :) подскажите только такой ресторан в Стамбуле, где туристу скажут «нет», если он попросит стакан ракы или вина )))) Очень мне интересно на него взглянуть.
    А по поводу толерантности – там есть все. В туристских местах все для туристов, а попробуй залезть куда нибудь в бедные окраины, можно и ноги не унести. Но спорить с тем, что турки в целом гостеприимный народ – не буду, да, есть такое. Но надо понимать, что люди везде разные, и таксисты турецкие, и уже упомянутые мной чистильщики обуви – те еще штучки, и можно хорошо попасть на деньги, если не знать их фокусов, и не вести себя адекватно их закидонам.

  6. Хизбулла18.01.2013 22:06

    Уж таких таксистов как в России точно нигде нет .

    • Rinat Piterski20.01.2013 17:32

      Самые лучшие и самые честные таксиситы, это в Дубаи. Лучше я не видел. Турецкие часто обманывают, а российские всегда. В Дубаях таксисты тебя везут по самой короткой дороге, не пытаясь объездами от вас содрать побольше денег. И чисто в такси и разными освежителями пахнет. Таксисты одеты чисто, опрятно. Очень вежливы.

      • Kuds20.01.2013 18:29

        Наверное самый лучший таксист это мой друг.всегда всех понимает и прощает, надо будет подвезет до дома с хорошей лекцией по теме Ислам.

        • Rinat Piterski20.01.2013 23:07

          Я например когда куда то еду, всегда людей везу бесплатно. Денег не беру. Говорю, что я – мусульманин и это делаю просто так. Люди думают, что такое может быть только у мусульман.

  7. MD20.01.2013 16:59

    сулеймание – аквариум для туристов, вот это класс!!!. В москве бы такое сделали. В каждой мечети наверно такое нужно делать или пристроить. Я ислам принял, когда увидел, как люди молятся, сажда делают,сразу чувство неосознанно пришло, что я должен быть в этих рядах !!!

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: