Информационное
агентство России
21°C
20 июня, 14:28
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
1:513:4412:3217:0321:1823:12

В Общественной палате поднимут татарский вопрос

Rinat
В Общественной палате поднимут татарский вопрос
Татары - второй государствообразующий народ России

Семнадцатого декабря 2012 года в 10:00, в Общественной палате РФ (Миусская пл., д. 7, стр. 1) в рамках международной конференции «Евразийские чтения» состоятся общественные слушания по теме «Пути сохранения национально-религиозной идентичности татар России в современных условиях», организованная Духовным Управлением Мусульман г. Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият» совместно с Комиссией по межнациональным отношениями и свободе совести Общественной палаты РФ, МГЛУ а также Московским Центром Льва Гумилёва.

Сегодня крайне актуальна проблема евразийской интеграции в условиях глобализации ввиду того, что Российская Федерация исторически занимает особое геополитическое положение. Россия, изначально развиваясь как многонациональная страна, смогла органично интегрировать богатейшее наследие тюркских народов, в первую очередь татар в культурное пространство страны и это дает России устойчивость и историческую перспективу.

На протяжении всей истории представители татар играли огромную роль в становлении российской государственности. Многие видные имена имели связь с татарскими или тюркскими корнями. Известные политические деятели прошлого столетия, как П. А. Столыпин и первый глава Временного правительства князь Львов, были связаны соответственно с родами крымских ханов Гиреев и выдающегося суфийского шейха Тюклеш-ата.

В конце XIX—начале XX вв. выдающуюся роль в сближении мусульман Приуралья и Казахстана сыграл мударрис, ишан, шейх ордена Накшбандийа Зайнулла Расули (1833—1917). Огромный авторитет и личные отношения со своими учениками (мюридами) из Туркестана, Казахстана, Дагестана и Казани позволяли ему в определенной степени влиять на жизнь мусульман на огромных территориях. Особую роль он сыграл в просвещении и развитии культуры кочевников, в первую очередь, казахов. Трудно переоценить роль дипломатов и торговцев из числа представителей татар в укреплении отношений с мусульманским Востоком, в обеспечении экономических и политических интересов Российского государства в Средней и Центральной Азии. Татарские дипломаты сыграли значимую роль и в постимперскую эпоху. В частности, нужно отметить Карима Хакимова – первого посла СССР в Саудовской Аравии и Йемене в 1920–1930-е гг. Именно он положил начало сотрудничеству российского государства с мусульманскими странами, живущими по законам шариата.

Следует отметить, что татары, как вторая государствообразующая нация, неотъемлемая и активная часть российского общества, играли важную роль в развитии страны. Семь татарских мурз участвовали в избрании Романовых на Русский престол.

После утраты татарами своей государственности в 1552 г. многие татарские князья и мурзы перешли на службу русского царя и породнились с российскими дворянами. Известно, что более половины российских дворянских фамилий, среди которых много всемирно известных писателей, композиторов, ученых, художников, полководцев берут свое начало от татарских мурз (фельдмаршал М.И. Кутузов, адмирал Ф.Ф. Ушаков, Ф.М. Достоевский. Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы и другие).

Несмотря на трагические и драматические события, имевшие место в истории Золотой Орды и Московского княжества, Руси и Казанского ханства, мирное, доброжелательное, добрососедское сосуществование русских и татар генетически заложено в двух народах.

Татары на протяжении всей истории России всегда принимали активное участие во всех оборонительных и освободительных войнах. Не все знают о том, что одними из первых, вставшими на защиту России от польского нашествия в 17 веке, были отряды татар и башкир.

Этот год отмечается как год истории в России. В связи с данным событием, а также по случаю 200-летия со дня Бородинской битвы, особо стоит упомянуть об участии мусульман в Отечественной войне 1812 года. Зачастую шедшие в авангарде российской армии конные отряды, состоявшие из представителей мусульманских народов, наводили ужас на противника. По некоторым данным, именно конный полк, составленный из татар и башкир, первым вошел в Париж.

Мусульмане внесли огромный вклад в общую победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Свидетельство тому – тысячи ветеранов и еще большее количество погибших в боях от Москвы до Берлина. В тяжелые дни Великой Отечественной тогдашний Муфтий (ДУМЕС) Г. Расулев призвал единоверцев встать на защиту Родины. На это мусульмане откликнулись небывалым патриотическим подъемом и собрали деньги на строительство танковой колонны. И. Сталин направил тогда личную благодарность мусульманам.

По числу «Героев Советского Союза» татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению количества героев на весь народ – первое. По числу Героев России у татар второе место.

Как и в прежние времена, велика миссия татарского народа и сегодня. На протяжении многих столетий, находясь на перекрестке цивилизаций, татары могли бы и сегодня сыграть большую роль в углублении взаимопонимания, сближения и интеграции между народами России и всеми тюркскими народами Евразийского региона, а также способствовать выстраиванию конструктивного сотрудничества с исламским миром.

Учитывая, что Россия является евразийской страной, занявшей свое место на стыке многих культур, инициатива интеграции Евразийского пространства, выдвинутая Президентом России В.В.Путиным, является особенно актуальной для современной России. По словам Путина, «одна из важнейших задач евразийской интеграции – создать для народов, миллионов людей на этом пространстве возможность достойно жить и развиваться».
О важности тесной интеграции и создании Евразийского союза Президент страны отметил и в своем послании Федеральному Собранию 12 декабря этого года: «Мы приступили к созданию Евразийского экономического союза».

В настоящее время вопросы межэтнических и межконфессиональных отношений играют ключевую роль в укреплении федеративной целостности российского государства, создании Евразийского союза. Призыв президента к пассионарному оживлению российского общества должен быть реализован в общем созидательном деле.

Татарский народ является вторым по численности народом в Российской Федерации (численность на 2010 г. составляет более 5 млн. человек). Он сыграл важную роль в исторических подвигах России, и теперь занимает активную позицию в соборном строительстве Евразийского союза. Наряду с задачей укрепления общеевразийского русского мира, сохранение национальной идентичности, тесно связанной с родным языком, религией, культурой и традициями, является приоритетным направлением евразийской политики.

Сегодня необходим комплексный подход к развитию межнациональных и межконфессиональных отношений в рамках общественных евразийских интеграционных структур. Так же в условиях геополитической активизации Ближнего Востока, татары в сотрудничестве с другими народами России призваны выполнить евразийскую просветительскую миссию в деле создания дружественного, адекватного восприятия всего мусульманского мира.

В рамках Общественных слушаний предполагается обсудить современное состояние и перспективы развития татар в контексте многонационального и поликонфессионального российского общества, а также пути реализации конкретных проектов, направленных на сохранение и развитие татарской национально-религиозной идентичности, создание Евразийского союза. Также в рамках мероприятия состоится торжественная церемония вручения благодарственных писем известным общественным деятелям. Программа мероприятия также предполагает выступление татарских артистов и работу выставки произведений татарских деятелей искусств – Шакирова М., Гибатдинова Ф., Камалетдинова В. Пленарная часть конференции будет проходить в он-лайн режиме.

В мероприятии ожидается участие представителей государственной власти, среди которых представитель Администрации Президента РФ С.В.Бах, заместитель начальника Управления по связям с религиозными организациями Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Антон Игнатенко, муфтий Москвы и Центрального региона, член ОП РФ Альбир Крганов, заместитель Полномочного представителя Республики Татарстан в Российской Федерации по работе с общественностью и СМИ Файзуллин А.Р., представители научной общественности, среди которых академик Академии Наук Республики Татарстан Т.Р.Индусов, директор Межотраслевого института повышения квалификации при МГЛУ Ю.П.Губанов, тележурналист, историк, председатель Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести ОП РФ Н.К.Сванидзе, член комиссии по правам человека при президенте РФ А.С.Брод, директор Московского Центра Гумилева П.В.Зарифуллин, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской, член ОП РФ С.В.Ряховский, а также гости из стран СНГ, среди которых научный сотрудник Института истории АН Узбекистана, глава татарской диаспоры в Ташкенте Р.Н.Шигабдинов, эксперт Института стратегического анализа и прогноза Кыргызстана А.А.Салиев, представитель Центра Гумилёва в Баку Г.Ф.Мехдиева, представитель движения по защите прав народов Калашникова А.В., начальник Управления публичных коммуникаций и информационно-технического обеспечения МИД Приднестровской Молдавской Республики И.П. Шорников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. impuls15.12.2012 19:21

    РОДНОЙ ЯЗЫК
    Родной язык — святой язык, отца и матери язык,
    Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве
    я постиг!
    Качая -колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
    А сказки бабушки потом я научился понимать.
    Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я
    вдаль,
    ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
    Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз
    молил творца: — О боже, мать мою прости, прости меня,
    прости отца.
    1910

    НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

    (Из стихотворения «Надежды народа в связи с великим юбилеем»)
    На русской земле проложили мы след,
    Мы — чистое зеркало прожитых лет.
    С народом России мы песни певали,
    Есть общее в нашем быту и морали,
    Один за другим проходили года,—
    Шутили, трудились мы вместе всегда.

    Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
    Нанизаны мы на единую нить.
    Как тигры, воюем, нам бремя не бремя,
    Как кони, работаем в мирное время.
    Мы — верные дети единой страны,
    Ужели бесправными быть мы должны?
    1913
    Габдулла Тукай.

    • Туран 15.12.2012 19:38

      Пушкин белән Лермонтовтан үрнәк алам,
      Әкрен генә тауга таба үрләп барам.(Г.Тукай)

  2. Rafa 6615.12.2012 19:31

    Что касается царской России, мусульман во время войн отправляли в авангард войск, а в сражении в самое «пекло», что под собой подразумевает скрытый геноцид народов. Для сравнения, до похода Ивана-Хайвана на Казань, численность всех татар составляло около 6 млн человек, а население Руси около 8 млн, сейчас количество татар осталось на прежнем уровне, а государство образующая нация возросла в десятки раз.

    • miskin-0015.12.2012 21:51

      «численность государствообразующей нации выросла в десятки раз»-это результат русификации(не скажу,что добровольной)малых народов.вот такая национальная политика.как могла такая нация завоевать 16 часть суши?!

      • miskin-0015.12.2012 21:52

        1/6часть суши

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: