Информационное
агентство России
19°C
25 июня, 11:19
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
1:523:4512:3317:0421:1923:11

“Левиафан” – фильм, расколовший общество

Rinat
“Левиафан” – фильм, расколовший общество
Кадр из фильма

В преддверие российской премьеры фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» оказался в центре всеобщего внимания. Одни критики называют фильм «самым прямым и жестоким высказыванием о современной России» и трагедией, почти достигшей античных высот, другие говорят об искажении представлений о России.

Напомним, что картина переосмысливает историю библейского персонажа Иова в условиях российской действительности. Действия происходят в российской глубинке. Коррумпированный мэр при помощи административного ресурса и с одобрения архиерея пытается отнять у простого работяги дом и землю для того, чтобы построить на этом месте особняк. Фильм завоевал несколько международных кинопремий и теперь претендует на «Оскара».

Довольно разные оценки дали картине представители российских политических, общественных, творческих и церковных кругов.

В частности, министр культуры Владимир Мединский, позитивно воспринявший известия о победах «Левиафана» на международных кинофестивалях, вместе с тем отметил, что фильм «не кажется чисто российской историей». «Вижу ли я в героях фильма некую русскую особость? Не вижу. Сколько бы авторы ни заставляли их материться и пить литрами водку из горла, настоящими русскими это их не делает. Себя, своих коллег, знакомых и даже знакомых знакомых в персонажах «Левиафана» я не увидел», – подчеркнул Мединский.

Официальная РПЦ назвала фильм необъективным и оскорбительным. «Наверное, у авторов было стремление потрафить западным представлениям о России: водка, какой-то блуд беспорядочный, жуткая государственная система, Церковь какая-то тоже жуткая такие мифы о России там очень удачно воспроизведены», – отметил глава отдела по взаимоотношению церкви и общества Всеволод Чаплин.

В свою очередь православные активисты, возмущенные показом фильма, выступили за лишение его прокатного удостоверения.

Между тем, по мнению митрополита мурманского и мончегорского Симона запрещать киноленту не следует, так как она честно раскрывает насущные проблемы. В то же время владыка отметил негативное воздействие картины и неприязнь к отдельным личностям (героям фильма), в том числе, митрополиту.

«Кроме стыда за мат, ужасно удручает водка-водка-водка, которая везде и всюду. Однако в целом фильм вдохновляет тем, что в нем указано на жизненные проблемы страны, как на зияющие раны тела, от которых оно разлагается, страдает и умирает. Необходимо серьезное врачевание», – заявил митрополит.

Театральный режиссер Константин Богомолов считает неверной мейнстримовскую реакцию на фильм и опасается за его судьбу в связи с тем, что в нем затронута религиозная тема.

«В фильме «Левиафан» не вполне лицеприятно показаны представители РПЦ. Если государство начнет вторгаться в такие вещи, это катастрофа», – заявил Богомолов на одной из дискуссии в рамках Гайдаровского форума. Как отметил режиссер, он напуган информацией, согласно которой в министерстве культуры якобы обсуждается вопрос выдачи или невыдачи прокатных удостоверений картинам, которые будут оцениваться как нарушающие национальное единство. «Здесь мы заходим в какую-то дикую сферу. Государство не должно использовать культуру как прикладной инструмент», – уверен Богомолов.

В Новосибирске, на родине Звягинцева, местные власти выразили готовность назвать в честь кинорежиссера одну из улиц города. О такой возможности заявил глава областного минкульта Василий Кузин. Идею своего министра культуры поддержал губернатор Владимир Городецкий, о чем он сообщил на традиционной встрече с журналистами.

Своеобразным апофеозом ажиотажа вокруг скандальной картины стало заявление члена Общественной палаты, политолога Сергея Маркова, который предложил режиссеру встать на колени для того, чтобы на Красной площади просить публично прощения за идеологическое обоснование геноцида русского народа.

Впрочем, от критиков досталось не только режиссеру, но и актерскому коллективу. Депутат Самарской губернской думы Дмитрий Свиркин назвал актера Валерия Гришко «не шибко грамотным, беспринципным и очень не любящим Родину совком» за то, что он «снялся в хамской роли архиерея, оскорбляющей церковь». Позже Свиркин назвал одним из возможных разрешений конфликта «церковное покаяние Гришко, потому что он, оскорбив своей ролью весь русский епископат, оскорбил всех верующих людей России».

Согласно сюжету, главный герой «Левиафана», автослесарь Николай Сергеев, живет вместе с женой Лилией и сыном от первой жены Романом в маленьком городке Прибрежный близ Баренцева моря.

Когда коррумпированный мэр города пытается изъять почти все имущество Николая, последний прибегает к помощи старого друга по армии Дмитрия Селезнева, ныне уважаемого столичного адвоката.

Мэр серьезно напуган, однако, посовещавшись с местными правоохранителями (судья, прокурор и начальник полиции), наведя справки на адвоката и заручившись моральной поддержкой местного церковного иерарха, решает не идти на поводу у шантажиста, а заманивает его в безлюдное место, где вместе со своими приспешниками избивает Дмитрия и угрожает ему убийством. Вскоре жену Николая Лилию обнаруживают погибшей при неясных обстоятельствах.

Николая арестовывают по подозрению в убийстве собственной супруги и сажают на 15 лет, а его дом разрушают экскаватором. Мэр, узнав про приговор, выражает явное удовлетворение – «будет знать, на кого залупаться».

В финале епископ в присутствии мэра и других важных гостей читает проповедь в большом храме, построенном на месте снесенного дома автослесаря.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: