Информационное
агентство России
18°C
16 августа, 21:34
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
2:505:0212:3516:3620:0522:11

Муфтий Межиев: Чеченцы приняли ислам около 1400 лет назад

Rinat
Муфтий Межиев: Чеченцы приняли ислам около 1400 лет назад
Коллективный мавлид в Грозном

Чеченцы стали мусульманами около тысячи четыреста лет назад – во времена второго праведного халифа Умара ибн Хаттаба (634—644).

«Мы, чеченцы, все мусульмане, и пришли в Ислам во времена сподвижника Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Всевышний). С тех пор, испокон веков, мы всегда почитали и почитаем священный месяц Рамадан. В частности, в этот благословенный месяц мы прощаем друг другу даже кровную месть, все споры, распри, очень много заключается примирений, все постятся, ходят в мечеть для совершения намазов в джамаате, вместе проводят таравих намаз, читают священный Коран, раздают милостыню (саадака)», – сказал Салах Межиев в интервью эмиратскому телевидению.

«Чеченцы, будучи мусульманами, стараются быть набожными и придерживаются наиболее строгих правил, чтобы получить милость Всевышнего, – рассказал муфтий. – Ни для кого не секрет, что во времена Советского Союза были репрессии, очень много наших ученых было выслано из своих земель и убиты. Мы потеряли много ученых, праведников, настоящих мужчин, но по воле и милости Всевышнего Аллаха, мы выстояли и всегда, несмотря на запреты и преследования коммунистов, наш народ придерживался религии Ислам – постились, делали намаз, читали мовлиды у себя в домах, хотя это было очень сложно. В 20-30-х годах мечети и медресе были закрыты, но вопреки этому, желающие брали знания у известных шейхов на дому, посещали уроки и пополняли багаж религиозных знаний».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Дагир21.05.2018 16:24

    Чем это подтверждается? Понятно,что кавказцы,в их числе чеченцы прошли долгий путь развития, пока не встали в вопросах веры на единственный правильный путь-единобожия! Хотя известно, что идея единобожия зародилась в глубокой древности прежде всего у евреев (вспомним почитаемого и мусульманами еврейских пророков,- Сулим-пайхамар (Соломон), Дауд-пайхамар (Давид)Ибрахим-пайхамар (Авраам) и конечно Иса-пайхамар (Иисус). Последний почитался евреями как посланник Единого Бога, но христиане исказив истину окрестили его в бога… Однако окончательную победу единобожие одержало в Исламе. Так когда же проник именно Ислам на Кавказ? Известно, что в VII веке, как только зародился Ислам, взоры мусульманских миссионеров устремились на Кавказ. В середине этого века арабы предпринимают походы на Северный Кавказ,неся с собой новую, более совершенную монотеистическую идеологию. Во главе мусульманских воинов стояли такие полководцы, как Салман,Джеррар,Маслам, Мирона и др. Первые походы были неудачны. Пробиться на Север через Дербентский проход было трудно, да и христианство в Прикаспии при хазарах (не забываем про Хазарский каганат,хотя и потухающий к этому времени) имело сильную позицию. Лишь полководцу Мирвану удалось сокрушить Хазарию в Прикаспии,центр которой переместился на Волгу, где возникла новая столица-Итиль. В результате только с IX века Ислам занимает довольно позицию в Дербенте. Еще до этого у входа в Джейрахское ущелье арабы построили крепость Бар-сур (ворота войск) и прочно обосновались здесь, хотя влияние ислама на аборигенов данной территории вайнахов было незначительно (Об этом пишет первый чеченский академик Чокаев Каты Зайндинович),в книге “Тернистый путь в науку”). Есть утверждения грузинского христианского миссионера, католикоса Евфимия, времени правления царя Грузии Багрянородного,совершавшего в 1345 году инспекторскую поездку в Чечню, что “В стране Нахче мирно уживается христианство,мусульмансво и иудейство”. Было конечно распространено по другим источникам и языческие верования. После победы Тамирлана над золоордынским ханом Тохтамышем в битве на Тереке в 1395 году в Чечне и Северном Кавказе произошли катастрофические события. Тамерлан, как пишут историки, со своей ордой прошел вдоль и поперек весь Северный Кавказ и Дагестан, подвергая страшным погромам селения и всё, что имело какое-то отношение к другим доисламским верованиям. В частности в работе Тарасова Н. “Тимур на Кавказе”,имеются письменные свидетельства о придании им огню и мечу сотни селений по реке Аргун. Именно эти карательные меры в какой-то мере сдержали проникновения ислама в Чечню. После ухода Тамерлана,ушедшие в горы стали вновь возвращаться на плоскост, что было тоже сопряжено определенными трудностями. Почему. Обратимся академику Чокаеву К.З.”ДЕЛО В ТОМ,ЧТО ЗДЕСЬ,НА ПЛОСКОСТИ,УЖЕ ПРАВИЛИ ТЕ,КТО УЦЕЛЕЛ ПОСЛЕ НАШЕСТВИЯ ТАМЕРЛАНА,НО ИСПОВЕДУЮЩИЕ ИСЛАМ. ЭТО КУМЫКСКИЕ И ЧЕРКЕСКИЕ КНЯЗЬЯ,КОТОРЫЕ СПУСКАВШИМСЯ С ГОР ВАЙНАХАМ СТАВИЛИ ОПРЕДЕЛЕННОЕ УСЛОВИЕ,ЧТОБЫ ТЕ,ПОСЕЯЛИСЬ НА ПЛОСКОСТИ,ОСТАВИЛИ В ГОРАХ СВОИ ХРИСТИАНСКИЕ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ,ЧТОБЫ ПЕРЕСТАЛИ КРЕСТИТЬСЯ И СОБЛЮДАЛИ ВСЕ ПРЕДПИСАНИЯ КОРАНА”.

    • готлиб израиль21.05.2018 17:55

      во первых Хазария сушествовала 600 лет и у хазар было две столицы одна на волге тогда называлась река итиль вторая в Чечне Хазария долго воевала как с арабами так и со словянами что касаеться кавказа то еще в 19 веке ингушей на кавказе считали евреями и сейчас в Чечне есть названия еврейские Как известно в Средние Века на территории Чечни и Дагестана возникло еврейское государство Хазария.

      Хазары исповедовали Иудаизм, и по словам хазарского еврея, приближённого к царю хазар Юсуфу-Иосифу, происходят от евреев Армении. Согласно арабским источникам, после разгрома Хазарии, хазары и их царь отреклись от Иудаизма, и приняли ислам.

      В одной же арабской рукописи прямо сказано, что чеченцы – потомки хазар и евреев: поздняя арабская рукопись, хранящейся в одной из личных чеченских библиотек, Две ее части переписаны в месяце рамадане 1309 г.х. (1891 г.) племянником известного муршида тариката накшбандийя Тау-Султана Темиром, сыном Батала. Текст состоит из трех частей.

      Наиболее интересна третья часть – две страницы, частично текстуально совпадающие. Из уникального памятника “Сира халабийя” выписаны фрагменты, содержащие имя “Мансур” и тем самым предсказывающие появление шейха Мансура – Ушурмы. Он был родом из элистанжу – чеченского племени (кабила), о чем говорил Тау-Султан. Согласно приведенной версии, Мансур вышел из “Вара ан-нахра, (области) Ферганы Вашаш” (варианты “Вишваш”, “Зашваш”), а “это – название племени, которое на неарабском (аджами) языке называют м-дж-г-ш”. Здесь находим замечание: “Гумикцы называют чеченцев именем ал-м-дж-г-ш”. (мичкизы – кумыкское название чеченцев) Появление Мансура будто бы было предсказано Пророком: “Выйдет человек со стороны запада из-за реки, называемой Адана, а это – река ал-Фарганы, называемая (так) на неарабском (аджамийя) языке тюрками тринадцатого колена (насл)”. Тринадцатым коленом текст считает хазар после принятия ими Иудаизма.

      “Ал-Вашаш – то же, что аш-Шишан (ЧЕЧЕНЦЫ), ОНИ ИЗ ХАЗАР, народ, которому суждено одержать победу в области (минтака) Б-й-туга(х), где ислам одержал сокрушительную победу над общиной неверных”. На полях читаем: “Джу и джуй на языке чеченцев значит ал-йахуд (евреи), и ЧЕЧЕНЦЫ ПРИНАДЛЕЖАТ К НАРОДУ АЛ-ЙАХУД”.(1)

      Хазария легко переводится на нахском языке. Это по-чеченски и по-ингушски можно перевести как «Красивая страна (красивое поле)» («хаз аре», букв. “красивое поле”).

      Вспомним слова Шамиля Басаева (я сам их слышал в одном из его интервью) о том, что война чеченцев – это реванш за разгром хазар. Басаев не отрицал происхождения чеченцев от хазар.

      Чеченский писатель Герман Садулаев тоже считает, что некоторые чеченские тейпы – потомки хазар (2)

      Некоторые чеченцы тоже говорят об “иудеях-чеченцах, которые потом занимали высшие посты в Хазарии” (3) и что вообще хазары – нохчи (чеченцы) (4)

    • kamilkkkk21.05.2018 19:12

      Извиняюсь , а разве Ибрахим ( мир ему ! ) был евреем ?

      • готлиб израиль21.05.2018 19:27

        Ибрахим это по арабски на еврейском это Авраам

        • kamilkkkk21.05.2018 20:51

          готлиб , и что дальше , его , как и многое , многое другое вы тоже себе приписываете ?

          • 22.05.2018 8:53

            Ему, похоже, бессмысленно что-то объяснять, – он всё пропускает мимо ушей, и только талдычит своё, как заведенный.

            А вот с чеченцами муфтий уже совсем “загнул”, – дальше осталось только заявить, что чеченцы были первыми сахабами, и распространяли Ислам в Аравии.

  2. готлиб израиль21.05.2018 18:38

    вот пусть достопочтимый уважаемый шейх почитает историю своей собственной страны или может ему на иврите написать ? извиняйте но чеченский я ненихт ферштейн … Хронология

    Впервые хазарская армия столкнулась в арабской в 642 году во время рейда на Кавказ Абд ар-Рахмана ибн ар-Рабиа, который достиг Дербента.

    Имеются известия о войне с хазарами Абд ар-Рахмана и его брата Салмана ибн Рабиа в 643 году и их походе на хазарский город Баланджар. Он находился где-то в пределах Дагестана, к северу от Дербента.

    В 645−646 годах силы Арабского халифата разгромили армию Византийской империи в Армении, в которой сражались контингенты из хазар и алан.

    В 652−653 году тот же Абд ар-Рахман ибн Рабиа, используя осадные машины, пытался захватить хазарский город Баланджар, но потерпел поражение и погиб (по другим источникам, это случилось с Салманом) — между арабами и хазарами произошло крупное сражении; обе стороны прибегли к катапультам и баллистам. 4 тысячи арабских воинов были убиты, включая полководца Абд ал-Рахманда ибн Рабиаха, остальные в беспорядке бежали[2].

    «Дербенд намэ» говорит о том, что в 692−693 годах «хазарское племя, пройдя через крепость Нарын, через Азербайджан и Дагестан, доходило до пределов Рума и совершало нападения и грабежи».

    Смуты и столкновения в Арабском халифате в 670-х годах настолько ослабили государство, что такие страны как Армения, Грузия, Албания (Азербайджан) смогли получить фактическую независимость.

    В 684 году произошло мощное вторжение хазар на Закавказье, которое по-видимому явилось ответом на самовольные действия Алп-Илитвера, женившегося на дочери албанского князя и принявшего христианство. Алп-Илитвер связывал свои владения с Албанией (современный Азербайджан) и в меньешй степени с Арменией — на эти страны и устроили набег хазары. Хазары полностью опустошили несколько областей, захватили трофеи и пленных. В битвах с хазарами погибло большое количество людей, включая правияель Армении Григория Мамиконяна и несколько видных албанских и грузинских князей. Албанию хазары обложили тяжёлой данью.

    В 692 году правитель арабской Армении Мухаммед Ибн-Огбай прошёл с армией через Албанию и захватил город Дербент в Дагестане. Мухаммед Ибн-Огбай желал создать надёжный «щит» против набегов хазар. Некоторое время хазары, занятые дворцовыми интригами Юстиниана II, не мешали Арабскому халифату. Но затем Ибн-Огбай не смог даже удержать захваченный Дербент так как в 708 году арабская армия опять его захватывала. В 710 году Дербент вновь захватила армия Хазарии.

    В 713 году прославленный арабский полководец Хабиб Ибн-Маслама с огромным трудом оттеснил хазарское войско из Албании (Азербайджана) и вновь садил Дербент, который держал оборону 3 месяца. Обороняли Дербент хазарский гарнизон в 3 тысячи воинов. Хабибу Ибн-Масламе удалось взять город только благодаря измене одного из городских жителей, показавшего подземный ход в крепость. Арабы, не надеясь удержать крепость, решили разрушить её стены и башни.

    После взятия Дербента арабы вторглись в Хазарию и дошли до города Тарку (Семендер). Здесь арабы встретились с хазарской армией, во главе которой стоял каган. Противоборствующие армии несколько дней стояли в бездействии, выпуская только отдельных удальцов для единоборств. Хабиб Ибн-Маслама, опасаясь численного превосходства хазар, тайно отвёл свою армию назад, в Грузию, оставив для разграбления лагерь, полный имущества, и даже собственный гарем. После этого хазары вновь захватили часть Албании.

    4 года хазара хозяйничали в северной части Азербайджана, а в 721 году вторглись в Армению и уничтожили стоявшее там арабское войско.

    Джеррах Ибн-Абдаллах ал-Хаками, новый арабский наместник Армении, выступил против Хазарского каганата с вновь сформированным сильным войском. С этого похода разгорелась длившаяся более 15 лет война Арабского халифата против Хазарии.

    Арабская армия совершила несколько походов в глубь Хазарии, что сопровождались разгромом городов, разорением страны и гибелью многих жителезахватил его почти без сопротивления, затем прошёл дальше и в самой Хазарии встретился с 40-тысячной хазарской армией, возглавленной сыном кагана Барджилем. Несмотря на численное превосходство хазар (арабское войско насчитывало было 25 тысяч воинов), они потерпели жестокое поражение.

    Джеррах быстрым маршем подошёл к Семендеру и осадил город. Жители Семендера сдались на милость победителя, и Джеррах пощадил их и сам город оставил целым, лишь из цитадели выселил людей. Цитадель заняли сами арабы.

    • готлиб израиль21.05.2018 18:38

      От Семендера Джеррах направился к Беленджеру. По дороге арабский полководец встретился с беленджерцами, пытавшимися преградить путь арабскому войску. При этом беленджерцы пользовались старинным способом обороны — они поставили на пути арабов огромный лагерь, окружённый связанными телегами. Арабам удалось разрушить тележную баррикаду: несколько воинов пробрались к телегам, разрезали связывающие их веревки и под тучами стрел растащили преграду. С большим трудом арабы одержали победу в рукопашном упорном бою — противник сражались до смерти. Правителю Беленджера с 50 воинами удалось бежать. Арабы захватили его жену и детей. Джеррах отослал знатных пленников вслед за беглецом, и пообещал князю Беленджера сохранить еговладение, чем завоевал симпатии и поддержку последнего. Однако страну арабы безжалостно разграбили. Каждый конный арабский воин получил имущества на 300 динаров, а пеший — на 100. Если учитывать, что в казну халифа шла 1/5 часть захваченной добычи, контрибуция была огромной.

      Тогда же подверглись ограблению богатейшие курганы близ Беленджера. Пал и сам город. Жители стали выплачивать арабам подать, благодаря этому Беленджер, как и Семендер, остался цел.

      Джеррах желал продолжать поход, но, получив известие, что хазары собрали новую армию, вернулся на зимние квартиры в Албанию. Перезимовав, он не решился, однако, идти в Хазарский Каганата, так как не получил поддержки из халифата.

      Джеррах предпочёл более слабого противника — алан, которых в 724 году обложил подушной податью. Разорённые арабами захватчиками аланы, оставили насиженные и обжитые предгорья и двинулись в верховья Северского Донца, Оскола и Дона.

      В 724 году в Арабском халифате умер халиф, на место которого к власти пришёл новый халиф Хишам. Видимо, Джеррах не принадлежал к его партии и поэтому сразу же был снят с высокого поста правителя Армении и Албании.

      Место Джерраха занял Маслама, не знающего поражений полководца, что говорит о важности и сложности «хазарского фронта» для арабов. Своим заместителем Маслама поставил Саида Ибн-Амра ал-Хараши, известного зверствами при подавлении мятежа в Согде. Но от хазар Саид стал терпеть поражение за поражением.

      В 727 году Маслама лично возглавил поход против хазар, завершившийся разграблением одной из областей Хазарского каганата. Хазарское войско избежало битвы и осталась мощной силой, нависшей над северными регионами Арабского халифата.

      В 728 году Маслама вновь с большой армией направился в Хазарию. Более месяца Маслама, переходя с места на место и изматывая тем самым свою собственную армию, пробыл там. Несколько раз между арабской и хазарской армиями происходили стычки, но уйти из страны Масламе пришлось не из-за них, а якобы из-за проливных дождей, размывших дороги и наполнивших почти пересохшие русла бурными потоками.

      В ответ хазарами был произведён новый набег на Албанию в 729 году.

      Поражение Масламы и его заместителя привело к тому, что халиф отозвал их и вновь назначил на пост Масламы Джерраха. В то же время, сил и средств Джерраху было выделено недостаточно.

      В 730 году хазары совершили поход в Закавказье. Во главе их войска стоял, как и 9 лет назад, Барджиль, сын кагана. Барджиль ворвавшись в Албанию приказал своим воинам повсеместно убивать мусульман, сам же с основными силами подошёл к Ардебилю. Там, у стен города произошла битва, в которой Джеррах был разбит.

      • готлиб израиль21.05.2018 19:30

        После осады пал и Ардебиль.

        После этого, хазары, воодушевлённые успехом, рассеялись по стране. Новый арабский полководец Ал-Хараши, начал с уничтожения этих небольших хазарских отрядов. В сражении происшедшем в Муганской степи, арабы чуть не захватили в плен самого Барджиля, разбили хазарскую армию, захватили их лагерь, и почти все награбленные хазарами трофеи вернулись к арабам.

        Когда Маслама дошёл до Закавказья, хазарская армия отступила в Дагестан. Маслама, отстранив от командования Саида, попытался преследовать хазар, но дошёл лишь до Дербента и, оставив в нём гарнизон, отправился зимние квартиры в Албанию.

        Весной 732 года Маслама вновь осадил Дербент, из которого арабов уже выбили хазарские солдаты. В крепости Дербента засел отборный хазарский отряд, состоявший из 1 тысячи воинов. Маслама не стал брать крепость, а через город двинулся прямо в Хазарию.

        Маслама жёг и разорял всё на своём пути, брал в плен жителей, угонял стада. Таким образом Маслама дошёл до Семендера, у которого его встретил каган с большой армией. Маслама испугался, и тайно, ночью, разведя для отвода глаз костры, отступил с позиций и стремительным маршем в один день довёл свое войско до Дербента. Хазары бросились в погоню, но, когда они подступили к стенам Дербента, арабы уже пришли в себя и, выдержав мощные атаки хазар, укрепились в городе. Хазарский перебежчик в конце дня указал на место, где стояла ставка кагана. Арабы опять ринулись в атаку, прорубая себе путь к повозке кагана через несколько рядов отборных хазарских солдат. Несколько арабов достигли ставки каганат, которого им удалось ранить. Каган сумел бежать, но вдохновлённые неожиданным успехом арабы оттеснили хазар и сорвали их вторжение в Кавказскую Албанию.

        После этого Маслама с большими трудностями отбил у хазар цитадель Дербента. Хазары держались до последней возможности, и только тогда, когда Маслама по наущению какого-то дербентца отравил воду в источнике, из которого шла вода в цитадель, хазары ночью оставили крепость и отступили.

        Маслама укрепил захваченный Дербент, построил там арсенал и поселил в городе колонию сирийцев, которым поручил охрану крепости. После этого Маслама покинул Закавказье, передав командование и управление двоюродному брату халифа — Мервану Ибн-Мухаммеду, известному арабскому полководцу.

        Захватив какое-то количество скота, Мерван вернулся в Албанию.

        В 735 году Мерван предложил кагану мир. Хазары в ответ также отправили к арабам посла. Мерван захватил посла и, подготовив армию в 150 тысяч (в том числе с отрядом армян во главе с князем Ашотом), направил её двумя путями в Хазарию. Одну армию он вёл сам через Дарьял, другая армия шла через Дербент.

        Когда арабы углубились на территорию Хазарии, Мерван наконец отпустил хазарского посла к кагану. Своим сообщением о неожиданно надвинувшейся опасности посол так напугал кагана, что тот обратился в паническое бегство, даже не попытавшись организовать оборону каганата. Каган бежал в новую волжскую столицу страны — ал-Байду, а затем, оставив там армию для охраны города, отправился на восток для мобилизации населения в армию.

        Мерван не стал тратяить времени на осаду ал-Байды, и двинулся в погоню за каганом на север по правому берегу Волги. Командир хазарского войска, узнав, что арабы разоряют буртасов, направился за арабами по левому берегу Волги.

        Мерван, узнав о двигающемся параллельно его армии хазарской армии, ночью по понтонному мосту переправился на левый берег. Арабские разведчики в случайной стычке убили хазарского полководца. Затем арабы обрушились на отдыхающую хазарского войско. Арабам удалось убить хазарского полководца Хазар-Тархана, и разбить в течении нескольких часов его войско, убив 10 тысяч, пленив 7 тысяч хазарских солдат.

        • готлиб израиль21.05.2018 19:32

          Хазарский каган запросил у арабов мира. Мерван потребовал от кагана обращения в ислам, под угрозой посадить на хазарский трон арабского ставленника. Посол хазар попросил 3 дня сроку, чтобы съездить в ставку кагана и вернуться к Мервану с ответом. Видимо, каган стоял недалеко, но при этом отступать ему было некуда. Кагана согласился принять требование Мервана. Каган на некоторое время стал мусульманином.

          В результате этого разгрома кагану пришлось подальше от арабов перенести столицу государства из Семендера на Тереке, в Итиль на Волге. Однако, от ислама вскоре хазарский каган отрёкся.

          Эти победы арабов были разрушены походом хазарского полководца Растархана в 764 году. Растархан атаковал области Албании и Восточной Грузии. Одно арабское войско хазары разбили, а другое обратили в бегство[3].

          [править] Итоги

          В целом, хазары 100-летнюю войну с халифатом сумели свести в ничью, и на этом фронте наступил на время мир. Хазария остановила тогда продвижение ислама в Восточную Европу, дав возможность Руси стать христианской. Кроме того, в борьбе с арабами, хазары были союзниками Византии.

          Граница с мусульманскими странами на юге у Хазарии стабилизировалась, и вплоть до падения Каганата, хазары угрожали мусульманам южного Каспия, а не наоборот.

  3. готлиб израиль21.05.2018 18:41

    Арабо-хазарские войны • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега с Хазарией • Война Святослава против Хазарии • Война хазар с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар против Хазарии • Гражданская война в Хазарии • Русско-хазарские войны • Русско-хазарский поход на Бердаа • Русско-хазарский поход на Византию

    Битвы
    Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля

    Цари Хазарии
    Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка

    Известные хазары
    Барджиль • Булан • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • Песах • Тармач

    Хазарский каганат
    Хазары • Хазарский язык • Хазарская армия (вооружение, наёмники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы хазарского происхождения • Дань хазарам • Доросская митрополия • Еврейско-чеченское государство Хазария • Жидовин • Ислам • Кабары • Маджалисский документ • Миссия Константина Философа в Хазарию • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Потомки хазар • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Хазарская дипломатия • Хазарская литература • Хазарский флот • Хазары и Русь • Чуваши и хазары • Шеляг • Хазария после 965 года

    Города Хазарии
    Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Варачан • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Самватас (Киев) • Муни • Саркел • Семендер • Семикаракоры • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Яхудлык • Хазарские топонимы

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: