Информационное
агентство России
10°C
17 октября, 21:01
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
5:147:0312:1614:4817:2619:08

О побочных эффектах калама и тасаввуфа

muh
О побочных эффектах калама и тасаввуфа

О каламе и тасаввуфе[1] как науках Ибн Таймийя высказывается критически: «В постижении религии и ее научного знания у людей имеется один законный и два еретических пути. Первым из путей ведущих к вероотступничеству является метод калама, а вторым – линия аскетов и суфиев. Законный же путь сводится к следованию Сунне, переданной благороднейшим Посланником, а также в аргументации и действии в соответствии с ней.   Мудрость шариата, дарованного благороднейшим Посланником, искажена в книгах по каламу. Эта наука – путь, приводящий к сомнению; подавляющая часть из тех, кто занимался ею, в конце своей жизни оказались в смятении, а некоторые объявили о своем возвращении к вере большинства. (Естественно, это были люди, знающие и понимающие истину, ведь те, кто получает знания путем одного лишь таклида, конечно же, не впадут в смятение!) (1)[2]. Потому-то саляфы (мусульмане былых времен), запрещали заниматься наукой калама. Среди благородных сподвижников и почтенных таби‘инов не встречались те, кто доказывал сотворенность мира возникновением движения и покоя, тела (джисм) и субстанции (джавхар). Несмотря на то, что некоторые указывают в качестве причины порицания калама саляфами наличие в нем таких новоизобретенных терминов, как “субстанция”, “тело”, “акциденция” (‘арад), на самом деле, это не так. Поводом к порицанию калама является то, что он ложен по своей сути. Многие его принципы противоречат Корану и Сунне (1)[3].

В последние времена приверженцы тасаввуфа, связывая данный путь с ‘Умаром и ‘Али[4], сообщают о причастности их обоих к «хирке»[5]. По их мнению, у хирки ‘Умара имеется два иснада, один из которых через Увайса аль-Карани[6], а второй через Абу Муслима аль-Хавлани[7]. Иснад хирки ‘Али в одном случае проводят через Хасана аль-Басри, Хабиба ‘Аджами, Давуда Таʼи, Ма‘руфа Кархи, Сари Сакати,[8] Джунайда, в другом – через ‘Али бин Муса Рида[9], Ма‘руфа Кархи, Сари Сакати, Джунайда. Тем не менее данные иснады, с точки зрения науки иснадов, являются ложными (2)[10]. Нет сомнений в том, что Джунайд беседовал с Сари, а Сари с Ма‘руфом. Это подтверждено историей. Однако отсутствуют сведения не только о беседе Ма‘руфа Кархи с ‘Али бин Мусой ар-Рида, но даже об их встрече. Ма‘руф был всецело погружен в богослужение, отстранившись от мира в местечке под названием Карх[11]. ‘Али бин Муса же являлся престолонаследником халифа. Ни в одной книге, написанной о Ма‘руфе, нет сообщений о возможной встрече. Слова “Ма‘руф стал мусульманином рядом с ‘Али бин Мусой ар-Рида, служа у него привратником” являются ложью. Так же не достоверно то, что Ма‘руф беседовал с Давудом ат-Таʼи, а Давуд Таʼи – с Хабибом ‘Аджами. Знаменитые историки единодушны в том, что Хасан аль-Басри не общался с хазратом ‘Али (1)[12]. Он обучался у таких сподвижников ‘Али, как Ахнаф бин Кайс и Кайс бин ‘Аббад[13]. Как видите, у нас имелись сведения о тасаввуфе, иснады которого мы сочли необходимым проверить. Это и есть полученный нами результат – мы представили его здесь. Среди благородных сподвижников и таби‘инов вообще не существовало таких вещей, как облачение в хирку, шейхство[14] и муридство[15], муршидство[16] и дервишество[17]. Ни один из них не посвящал себя другому, но обучался нравственности и знаниям у тех, кто был рядом. Для них шейхи и учителя были подобны имамам в коллективной молитве и проводникам во время хаджа; они следовали за ними тогда, когда те были правы, и не следовали тогда, когда те ошибались. Во всяком случае, они не относились к шейхам и учителям как к идолам. Много тех, кто хвалит сторонников тесаввуфа, как и тех, кто их ругает, – те и другие проявляют одинаковую чрезмерность в преступании границ. В действительности же, нельзя отрицать, что среди последователей суфизма есть как очень хорошие и полезные люди, так и зловредные».

__________________________________-

[1] Тасаввуф – суфизм, мистико-аскетическое течение в исламе.

[2] (1)        «Я оставил все мнения калама

Вводящему нововведения,

который призывает ими к погибели.

Я придерживаюсь последователей хадиса, ведь они

Зовут к путям благонравия и прямоты.

Разве человек теряет какую-то цель,

Когда говорит: «Я следую за пророком Мухаммадом»», Бугйа аль-ву‘а. С. 246.

[3] (1) Мувафака сарих аль-ма‘куль ли-сахих аль-манкуль. Т. 1. С. 138-139.

[4] ‘Али Абу Талиб (правил 35-41/655-661 гг.) – четвертый праведный халиф и зять пророка Мухаммада.

[5] Хирка – духовное посвящение (дословно: ветхая одежда, тряпьё, которое мюрид одевает в знак признания и присяги шейху).

[6] Увайс аль-Карани. Увайс бин ‘Амир бин Харб аль-Карани (ум. 37/657) – табиин родом из Йемена, один из «восьми аскетов», почитается как святой, погиб в битве при Сиффине, сражаясь на стороне ‘Али.

[7] Абу Муслим аль-Хавлани (ум. 65/684) – табиин из Дамаска, один из «восьми аскетов».

[8] Хасан аль-Басри. аль-Хасан бин Йасар аль-Басри (21-110/642-728) – один из самых известных табиинов, богослов, знаток хадисов, аскет; к нему восходят силсилы множества суфийских орденов.

Хабиб ‘Аджами. Хабиб бин Мухаммад ‘Аджами аль-Басри (ум. 120/737) – мистик персидского происхождения, ученик Хасана аль-Басри.

Давуд Таʼи. Абу Сулайман Давуд ат-Таʼи (ум. 165/781) – знаменитый мистик.

Ма‘руф Кархи. Абу Махфуз Ма‘руф бин Фируз аль-Кархи (ум. 200/815) – знаменитый суфий из Багдада, одна из ключевых фигур тасаввуфа.

Сари Сакати. Абу аль-Хасан Сари бин аль-Мугаллис ас-Сакати (ум. 253/867) – суфий из Багдада.

[9] ‘Али бин Муса Рида (ум. 203/818) – восьмой шиитский имам, богослов, в 817 году халиф Маʼмун назначил его своим престолонаследником.

[10] (2) Ибн Таймийя не проявлял по отношению к современным ему суфиям такой же симпатии и любви, как к приверженцам хадиса и тафсира. И это неудивительно. Каждый человек, естественно, смотрит благожелательно на людей, разделяющих его убеждения. «Каждая партия радуется тому, что у нее». (Коран, 30:32). Ибн Таймийя в этом не исключение. Часть мухаддисов не принимает хадисы от некоторых шейхов тарикатов, называя причиной этого их приверженность суфизму. Ибн аль-Джавзи сказал о Газали и даже о Джунайде и Шибли: «Клянусь, эти свернули лист шариата, ох, если бы они не становились суфиями!». Ша‘рани передает от Абу аль-Хасана аш-Шазили: «Признаки святого известны лишь самим святым, как же может не святой отрицать святость какого-либо человека? Это всего лишь фанатизм, как мы видим это в наше время от Ибн Таймийи, когда он опровергает нас и наших братьев. Ибн Таймийя в тех своих произведениях, которые видели мы, отрицает не [наличие] святости в людях, а знание о чьей-либо святости. А это разные вещи.

(Ибн аль-Джавзи. Абу аль-Фарадж ʻАбд ар-Рахман бин ʻАли аль-Кураши (ум. 597/1200) – историк, правовед и мухаддис из Багдада.

Газали. Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали ат-Туси (450-505/1058-1111) – богослов, правовед, философ родом из Ирана. Автор «Ихйаʼ ‘улум ад-дин» («Возрождение религиозных наук»).

Шибли. Абу Бакр аш-Шибли (247-334/861-945) – суфий персидского происхождения, ученик Джунайда.

Абд аль-Ваххаб аш-Ша‘рани (898-973/1492-1565) – египетский суфий и богослов, эпоним тариката ша‘равиййа.

Абу аль-Хасан аш-Шазили (593-656/1196-1258) – богослов и суфий из Марокко, основатель тариката шазилийа).

[11] Карх – район Багдада.

[12] (1) «аль-Хасан аль-Басри из числа больших табиинов, видел ‘Усмана и слушал его хутбу, видел ‘Али, и не достоверно, что слышал его». Табакатуль-мудаллисин. Хафиз Ибн Хаджар. С. 8.

[13] Ахнаф бин Кайс (ум. 67/687) – табиин, полководец.

Кайс бин ‘Аббад (ум. 80/699) – таби‘ин.

[14] Шейх – в данном случае наставник или глава суфийского ордена.

[15] Мурид – ученик суфийского шейха.

[16] Муршид – учитель, наставник в суфизме.

[17] Дервиш – нищенствующий суфий.

 

Из книги Ризаетдин Фахретдина «Ибн Таймийя»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. странник13.10.2018 12:49

    Комментарий скрыт, потому что пользователи посчитали его недопустимым . Нажмите, чтобы просмотреть.

    • Салафит из Баку13.10.2018 13:21

      Ты не знаком Сунной Посланника Аллаха, а хотя делаешь, типа попытку мол знаком. Пророк Мухаммад (салаллху ва саллям ) не пробовал арбуз? Абсолютное вранье, даже бухтан на имама Ахмада. Вот хадис:
      Мать правоверных Аиша рассказывала что “пророк на наших глазах съел арбуз и финики” –
      Абу Дауд 3836,Тирмизи 1844. Так что прежде чем что то скажешь изучи предмет. Из за твоих лживых рассуждений кто то прочитает и перестанет есть арбуз.

      • странник13.10.2018 14:35

        Комментарий скрыт, потому что пользователи посчитали его недопустимым . Нажмите, чтобы просмотреть.

  2. Джаудат14.10.2018 3:17

    более того, при изучении усуль фикх первый пример правила того, что не все,что делал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является сунной, так это еда тыквы, которую любил лучший из людей.

  3. imran saleeh14.10.2018 20:06

    Ассаламу алейкум. Мир вам. Хотел бы обратиться к редакторам : Уважаемые редакторы, пожалуйста, если вы вознамеритесь писать что то о Пророке(мир ему и благословение) то не забудьте пожалуйста хотя бы фразы : (мир ему), (с.а.в) или иную форму благословения. Это очень важно для верующих . Я очень люблю читать и делиться вашими статьями со своими знакомыми. Но этот нюанс никак не даёт мне покоя. И я надеюсь что если вы отреагируете на мою просьбу, то по Милости Всевышнего, у вас приумножится количество читателей. Мир вам. Всех благ. С уважением “читатель

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: