Отсутствие навыков ручной работы отрицательно сказывается на интеллекте детей

Чередование физической и умственной активности идет школьникам только на пользу

Чередование физической и умственной активности идет школьникам только на пользу

Теги:




0
03 Августа 2008г. (30 Раджаб)
Сокращение в школах программ, обучающих навыкам ручной работы с различными по структуре и свойствам материалами, например тканями, глиной, деревом, металлом, пищевыми продуктами, по мнению специалистов, пагубно сказывается на развитии школьников.Известный британский психолог Арик Сигмэн провел исследование, в котором в течение нескольких лет велось наблюдение за освобожденными от ручного труда подростками. Оказалось, что у участников экспериментов уровень IQ, способность к концентрации и схематизации были ниже, чем у их сверстников, занимающихся в кружках бисероплетения, лепки и работы по дереву. При этом интеллектуальный разрыв не уменьшался и по прошествии времени – став взрослыми людьми, «лентяи» показывали худшие результаты интеллектуальных тестов, нежели «трудолюбивые». В связи с этим доктор Сигмэн уверился в необходимости введения в британских школах обязательных уроков труда. И эти выводы получили горячую поддержку со стороны Национального союза учителей Великобритании.

«Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде бисероплетения, вышивания, вырезания, напрямую влияет на работу мозга, – считает кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения Николай Хвалько. – На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов, через которые в мозг поступают нервные сигналы. И чем тоньше будет ручная работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что как бы тренирует мозг. У детей нервные импульсы проходят быстрее, поэтому их мозг после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением когнитивных способностей. Однако даже если взрослые люди будут несколько часов в неделю посвящать ручному труду, показатели их памяти и скорости мышления заметно улучшатся».

Ситуацию с дефицитом занятий для развития мелкой моторики усугубляет информационная революция, ведь время, которое еще 20 лет назад дети тратили на рисование, склеивание моделей самолетиков и собирание конструкторов, новое поколение проводит за игровыми консолями. В то время как чередование физической и умственной активности идет школьникам только на пользу – ребенок изучает различные формы и способы познания окружающей действительности.

«Дело в том, что любые физические упражнения укрепляют тело человека, создавая тем самым нормальные условия для развития интеллекта, – отметил Николай Хвалько. – При физических нагрузках улучшается кровоснабжение и поступление кислорода. Мозг получает все необходимые вещества для полноценной работы. А отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижая концентрацию внимания и выносливость».

Помимо этого еще выдающийся русский физиолог Владимир Бехтерев доказал, что манипуляции рук напрямую воздействуют на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают снять напряжение с речевого аппарата, улучшая произношение звуков и развивая речь ребенка. «Зона в мозге, ответственная за речевую моторику, расположена в непосредственной близости от зоны, отвечающей за пальчиковую моторику. И любые движения пальцами рук, активизируя зону пальчиковой моторики, также способствуют активизации речевой моторики», – рассказала старший научный сотрудник НИИ психологии и развития способностей Лариса Шелудченко. – А так как речь и мелкая моторика требуют определенных навыков и постоянного развития, зоны мозга, связанные с ними, гораздо больше по своей площади, нежели зоны мозга, регулирующие работу других частей тела. Поэтому с первых месяцев жизни ребенка необходимо развивать движения кистей рук. Кстати, самые высокие результаты по развитию вербального интеллекта будут достигнуты, если совмещать пальчиковые упражнения с речевыми».

Кроме того, именно последовательные занятия физическим и умственным трудом позволяют избежать нервных перегрузок, которые всегда влекут за собой снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, нервные срывы и нежелание учиться.

РБК daily

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика