Почему мусульмане плетутся в хвосте научно-технического прогресса?

Как и в «старые добрые времена» мусульман используют на неквалифицированных, мало оплачиваемых работах, с преобладанием ручного труда

Как и в «старые добрые времена» мусульман используют на неквалифицированных, мало оплачиваемых работах, с преобладанием ручного труда

Теги:



5
09 Мая 2018г. (23 Шабан)
Продолжение. Начало здесь

Конец 15 –начало 16 века в европейской историографии носит название «Эпохи великих географических открытий». Этому предшествовал длительный период накопления знаний, в том числе в области географии, астрономии и инженерии, что позволило европейцам развить кораблестроение, подходящие для длительных плаваний в открытом море. В распространении знаний важную роль сыграло освоение Иоанном Гутенбергом технологии книгопечатания.

Впрочем, географическими открытиями дело не ограничилось: из Южной Америки европейцами были вывезены колоссальные богатства – 1700 тонн золота и 73000 тонны серебра.

Здесь необходимо отметить, что основой денежных систем как европейских стран, так и Османской империи была серебряная монета.

В итоге поток дешевого серебра, хлынувший в Европу произвел «революцию цен», которая выразилась с одной стороны в удешевлении денег и инфляции, а с другой – в подорожании товаров. Кроме этого стало выгодно использование наемного труда и ускорило переход  к мануфактурному производству.

Кроме этого  приток дешевых денег вызвал снижение процентных ставок по кредитам и тем самым способствовал концентрации финансового капитала в тех европейских странах, где поощрялось ростовщичество, прежде всего в Голландии.

Именно туда устремилась после падения мусульманской Гранады в 1492 году часть испанских евреев.

Распространившийся в северной Европе протестантизм в отличие от католичества благосклонно относился к ростовщичеству и, во многом, поэтому банковское дело начало там процветать.

В сельском хозяйстве стало выгоднее сдавать землю в аренду, чем эксплуатировать труд зависимых крестьян и это был первый шаг в деле перевода сельского хозяйства на товарное производство.

Османская империя в результате «революции цен» получила ощутимый удар по своей финансовой системе. Империю буквально наводнила серебряная монета из Европы – испанские пиастры и голландские левендалеры.

Денежная единица империи – акче сильно обесценилась.  Так, если при султане Мехмеде Фатихе  (середина 15 века) из 100 дирхамов серебра чеканилось 400 акче, то к концу 16 века из 100 дирхемов серебра чеканили уже 800 акче.

В дальнейшем финансовая система Османской империи лишь деградировала. В результате это государство практически всю свою оставшуюся историю боролось с дефицитом государственного бюджета, который не могло покрыть даже 5-кратное увеличение налогов.

В Европе же развитие капиталистических отношений стимулировало и развитие научно-исследовательской деятельности, ибо все достижения прогресса капитализм ставил себе на службу извлечения прибыли. Инновации были изначально заложены в себестоимость продукции капиталистических предприятий, а концентрация капитала позволяла вкладывать в самые перспективные отрасли промышленности и получать  повышенную отдачу.

Стоит отметить, что инновации внедрялись по инициативе самих капиталистов, заинтересованных в получении максимальной прибыли и практически не регулировались государством.

Известный английский экономист Ангус Мэддисон, занимаясь сравнительно-историческими исследованиями развития экономики в разных частях мира в этой связи указал, что если в 1000 году нашей эры ВВП, в том числе на территориях населенных мусульманами был выше чем в Европе, то в 1500 году ВВП европейских стран начал превышать ВВП  мусульманских стран.

Стоит отметить, что к 1820 году ВВП Запада уже втрое превышал ВВП стран, населенных мусульманами.

В Османской империи переход к промышленному производству сдерживался наличием ремесленных гильдий (ахилик), которые регулировали количество и качество производимых ремесленных изделий, исключая какое-либо разделение труда внутри той или иной отрасли.

Концентрация банковского капитала, развитие науки и образования, которое помогало обмениваться научными идеями, возникновение крупных торгово-промышленных центров, введение системы законодательства, гарантировавшего права собственников и возникновение в Европе отдельных национальных государств, которые соревновались между собой в развитии, привели к промышленной революции на Западе  в 60-х годах XVIII века и переходу от аграрного общества к индустриальному.

В исламском мире ничего подобного не произошло. Это и стало главной причиной отставания в развитии Османской империи и всего исламского мира от Запада.

Главной проблемой интеллектуального и правящего класса Османской империи было то, что элита не осознала сути социально-экономических процессов, происходивших на Западе и той угрозы самому существованию исламскому цивилизационному проекту, которые они несли.

Справедливости ради стоит отметить, что эти процессы даже на Западе удалось полностью осмыслить лишь к концу XIX века, что нашло свое отражение в появлении теорий развития общества, в том числе и широко известного марксизма, который был, в свою очередь, творчески переосмыслен Лениным.

Смена парадигмы развития на Западе и появление капитализма при отсутствии альтернативного пути развития в исламском мире сделали вопрос проигрыша цивилизационного соревнования лишь делом времени.

Стоит отметить, что в 1913 году, за несколько лет до краха Османской империи или халифата ВВП Запада превосходил ВВП мусульманских стран в 5 раз.

Исламский мир до того как перестал существовать как единое целое так и не смог перешагнуть от аграрной экономики в индустриальную. Это повлекло за собой тяжелейшие последствия в новейшей истории – исчезновение даруль-ислам и жесточайшую колониальную эксплуатацию его бывших территорий.

Социально-экономическая система исламского мира показала свою полную несостоятельность в Новое время.

Свержение колониализма, казалось бы, открывало новые возможности для территорий, населенных мусульманами, но они не были реализованы. Страны, возникшие в результате крушения колониальной системы так и остались в разряде стран «третьего мира».

Почему, перефразируя известный лозунг, ислам не стал решением? Будем искать ответ на это в следующей части нашего обзора.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Isa 10 Мая 2018г.
Ответить

Османская империя не была к концу своего времени даруль-исламом. Страна, где был распространен ширк, монилопоклонничество, чрезмерное почитание шейхов всевозможных тарикатов, причисление им некоторых божественных функций и т.д. и поощрение всего этого на государственном уровне, была далека от своего предшественника, реального халифата. И идеи реформировать систему в Османской стране уже давно имели под собой почву и до Аттатюрка, он был лишь "толчком", который открыто выступил с этим)

странник 09 Мая 2018г.
Ответить

Концентрация банковского капитала, развитие науки и образования, которое помогало обмениваться научными идеями, возникновение крупных торгово-промышленных центров, введение системы законодательства, гарантировавшего права собственников и возникновение в Европе отдельных национальных государств, которые соревновались между собой в развитии, привели к промышленной революции на Западе в 60-х годах XVIII века и переходу от аграрного общества к индустриальному. ========================= О,вторая причина успеха. А некоторые продолжают впаривать нам давно провалившиеся идеи некоего особенного "и...
Читать дальше

рита 09 Марта 2020г.
Ответить

Если нет интеллекта, изобретательности , ума, то и не будет движения вперёд т.е. прогресса, а будет чёрный мешок на голове и чалма ,там же.

рита 09 Марта 2020г.
Ответить

Кто же не даёт им развиваться, ? Развивайтесь у себя дома,что же вы прёте все в Россию ?

Яндекс.Метрика