Станут ли "второсортными" коренные народы России (ВИДЕО)

Выступление Ихвана Гериханова
11 июня в «Штабе» татар Москвы по инициативе руководителя Фонда развития мусульманских народов Гаяра Искандярова состоялся Международный круглый стол «Проблема сохранения и применения региональных языков, а также языков национальных меньшинств в рамках Конституции России и международного права».

На него были приглашены эксперты в области лингвистики, языкознания, международного и российского права.

Поводом для встречи стали недавние новости о внесении поправок в закон о добровольном изучении национальных языков, слушания по которому должны пройти в ближайшее время в Государственной Думе.

Открывая заседание, его ведущий Г. Искандяров отметил, что народы России – это генофонд страны и с исчезновением языков они и сами исчезнут, а это уже – угроза будущему. Он также подчеркнул, что все это происходит вразрез с законодательством.

В этом его поддержала  один из докладчиков, член-корреспондент РАН, заведующий отделом урало-алтайских языков Института языкознания РАН  Анна Дыбо. Она отметила, что в данной ситуации закон касается двух аспектов: преподавания родных языков и государственных языков республик, а что касается изучения государственных языков республик – то это требование Конституции.

Родной язык – это язык определенного народа и если прекратить его изучение и использование, то возникает угроза утраты сразу нескольких его функций и его развитие останавливается на бытовом уровне, при этом не развивается научный стиль данного языка.

При отказе от обязательного изучения государственных языков республик  может возникнуть социальная напряженность из-за разделения учеников по национальному признаку.

Она также выступила против предложения создать частные татарские школы, подчеркнув, что это приведет к социальному расслоению, так как далеко не все родители могут себе это позволить.

Выступивший после нее управляющий партнёр адвокатского бюро «Драконта», член Королевского института арбитров CIArb адвокат Дагир Хасавов отметил, что тюркские народы внесли большой вклад в становление и развитие Российского государства, а в русском языке много тюркских слов.

Оценивая ситуацию с точки зрения права, он указал, что 68 статья Конституции России дает право республикам устанавливать государственные языки.

Он рассказал, что в случае нарушения прав в части получения образования на родном языке или изучения государственных языков  республик необходимо обращаться в судебные инстанции и после их последовательного прохождения есть возможность обращения в Международный суд по правам человека.

Сменивший его первый зам. председателя Международного арбитражного суда, член комиссии ООН по правам человека Ихван Гериханов обратил внимание на моральную подоплёку происходящего.

По его словам родной язык – язык матери, душа народа. Если утрачивается язык, то утрачивается и культура народа. Обязательность одного языка и необязательность другого ставят их в неравное положение. Финансирование необязательных языков будет сокращаться. Утрата национального языка для народа – это утрата чувства родины.  Все это будоражит национальные чувства.

По его словам, в Европе принята Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, которая гарантирует сохранение и изучение национальных языков. Она подписана Россией, но не ратифицирована. Кроме этого существует международный пакт ООН о национальных меньшинствах, где прописан запрет на уничтожение национальных языков. В Совете Европы предусмотрена должность Верховного комиссара по национальным меньшинствам, но, как сообщил Гериханов, туда не поступило ни одного обращения из России.

Со своей стороны он предложил созвать съезд коренных народов России, чтобы на нем обсудить назревшие проблемы.

Выступавший после него член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин со своей стороны отметил, что в России за ее новейшую историю уже потеряно 7 языков. Процесс исчезновения языков влечет за собой  исчезновение исторического знания  и знаний об окружающей природе и утерю опыта предшествующих поколений.

Обязательность и необязательность языков ведет к формированию «второсортности» по отношению к народам – носителям этих языков, исчезают средства массовой информации и прекращается преподавание на этих языках.

В связи с этим он предложил свою программу по сохранению языков:

1.Обязательное изучение родного языка

2.Государственную поддержку бесписьменных языков

3.Отнесение языковой культуры к нематериальному духовному наследию ЮНЕСКО

[caption id="attachment_5607152094" align="alignleft" width="300"] Андрей Бабушкин (крайний справа)[/caption]

4.Разработку федеральной целевой программы по сохранению языков и развитию культуры многоязычия.

Он выразил уверенность, что под видом заботы о языке предпринимается попытка столкнуть между собой народы Российской федерации.

Со своей стороны Вице-президент Молодежной ассоциации финно-угорских народов Артем Малых отметил ошибочность формулировки об изучении национальных языков  «не в ущерб русскому языку». Он указал, что национальные языки никак не могут нанести ущерб русскому языку в России.

Выступавшие наряду с ним представители национальных организаций из Мари-Эл и Калмыкии высоко оценили усилия официальных представителей и общественности Республики Татарстан в деле отстаивания преподавания национальных и государственных языков народов России и выразили им свою полную поддержку.

От имени Круглого стола была принята резолюция, в которой отмечается, что в течение последних лет область применения родных языков сужается резкими темпами. «Попытки законодательно ограничить школьное образование на родных языках коренных народов, а также государственных языков республик в конце концов ведут к потере языков, а вместе с ними – утрате самобытных культур и исчезновению народов, с незапамятных времен, сосуществующих на российской земле… Внедряемый под предлогом соблюдения прав человека принцип добровольного изучения государственных языков – не что иное, как покушение на государственность народов РФ, составной части российского федерализма – основы государственного строя», – говорится резолюции.

В связи с этим участники круглого стола считают, что законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» необходимо снять с рассмотрения, а также привести Федеральные государственные образовательные стандарты  в прежнее состояние.

«Государственные языки в национальных республиках должны быть обязательными для их граждан. Считаем, что необходимо существенно доработать данный закон, а также ФЗ «О языках народов Российской Федерации» и др. в части предоставления широкой трибуны народам России в центральных СМИ, обязанности государства расширять применение родных языков коренных народов в соответствии с международными нормами, возможности получения среднего образования на родном языке, достаточного для продолжения дальнейшего обучения в ВУЗах страны», – отмечается в резолюции круглого стола.

По завершении круглого стола прошел ифтар.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Юсуф 12 Июня 2018г.
Ответить

Любой русский, начиная с последнего бомжа и кончая великим академиком русским, в первую очередь великорусский ш-т. Дай ему только сохранить великую Россию, и земля чеченская чтобы была исконно русской землей. И только через это, и только после этого он тебе друг. И если ты в этом с ним не согласен… Начиная с взятия Казани руководители России: князья, цари, попы, премьер-министры, генеральные секретари коммунистов столетиями, веками воспитывали дух: русский народ великий, Россия великая и где сегодня стоит Россия, все земли исконно русские земли! При этом самой Россией не занимались! Чинг...
Читать дальше

Яндекс.Метрика