Информационное
агентство России
15°C
15 августа, 02:41
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
2:495:0012:3516:3720:0722:12

Станут ли “второсортными” коренные народы России (ВИДЕО)

В Москве прошел круглый стол по проблеме изучения языков народов России

tatar-malay
Станут ли “второсортными” коренные народы России (ВИДЕО)
Выступление Ихвана Гериханова

11 июня в «Штабе» татар Москвы по инициативе руководителя Фонда развития мусульманских народов Гаяра Искандярова состоялся Международный круглый стол «Проблема сохранения и применения региональных языков, а также языков национальных меньшинств в рамках Конституции России и международного права».

На него были приглашены эксперты в области лингвистики, языкознания, международного и российского права.

Поводом для встречи стали недавние новости о внесении поправок в закон о добровольном изучении национальных языков, слушания по которому должны пройти в ближайшее время в Государственной Думе.

Открывая заседание, его ведущий Г. Искандяров отметил, что народы России – это генофонд страны и с исчезновением языков они и сами исчезнут, а это уже – угроза будущему. Он также подчеркнул, что все это происходит вразрез с законодательством.

В этом его поддержала  один из докладчиков, член-корреспондент РАН, заведующий отделом урало-алтайских языков Института языкознания РАН  Анна Дыбо. Она отметила, что в данной ситуации закон касается двух аспектов: преподавания родных языков и государственных языков республик, а что касается изучения государственных языков республик – то это требование Конституции.

Родной язык – это язык определенного народа и если прекратить его изучение и использование, то возникает угроза утраты сразу нескольких его функций и его развитие останавливается на бытовом уровне, при этом не развивается научный стиль данного языка.

При отказе от обязательного изучения государственных языков республик  может возникнуть социальная напряженность из-за разделения учеников по национальному признаку.

Она также выступила против предложения создать частные татарские школы, подчеркнув, что это приведет к социальному расслоению, так как далеко не все родители могут себе это позволить.

Выступивший после нее управляющий партнёр адвокатского бюро «Драконта», член Королевского института арбитров CIArb адвокат Дагир Хасавов отметил, что тюркские народы внесли большой вклад в становление и развитие Российского государства, а в русском языке много тюркских слов.

Оценивая ситуацию с точки зрения права, он указал, что 68 статья Конституции России дает право республикам устанавливать государственные языки.

Он рассказал, что в случае нарушения прав в части получения образования на родном языке или изучения государственных языков  республик необходимо обращаться в судебные инстанции и после их последовательного прохождения есть возможность обращения в Международный суд по правам человека.

Сменивший его первый зам. председателя Международного арбитражного суда, член комиссии ООН по правам человека Ихван Гериханов обратил внимание на моральную подоплёку происходящего.

По его словам родной язык – язык матери, душа народа. Если утрачивается язык, то утрачивается и культура народа. Обязательность одного языка и необязательность другого ставят их в неравное положение. Финансирование необязательных языков будет сокращаться. Утрата национального языка для народа – это утрата чувства родины.  Все это будоражит национальные чувства.

По его словам, в Европе принята Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, которая гарантирует сохранение и изучение национальных языков. Она подписана Россией, но не ратифицирована. Кроме этого существует международный пакт ООН о национальных меньшинствах, где прописан запрет на уничтожение национальных языков. В Совете Европы предусмотрена должность Верховного комиссара по национальным меньшинствам, но, как сообщил Гериханов, туда не поступило ни одного обращения из России.

Со своей стороны он предложил созвать съезд коренных народов России, чтобы на нем обсудить назревшие проблемы.

Выступавший после него член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин со своей стороны отметил, что в России за ее новейшую историю уже потеряно 7 языков. Процесс исчезновения языков влечет за собой  исчезновение исторического знания  и знаний об окружающей природе и утерю опыта предшествующих поколений.

Обязательность и необязательность языков ведет к формированию «второсортности» по отношению к народам – носителям этих языков, исчезают средства массовой информации и прекращается преподавание на этих языках.

В связи с этим он предложил свою программу по сохранению языков:

1.Обязательное изучение родного языка

2.Государственную поддержку бесписьменных языков

3.Отнесение языковой культуры к нематериальному духовному наследию ЮНЕСКО

Андрей Бабушкин (крайний справа)

4.Разработку федеральной целевой программы по сохранению языков и развитию культуры многоязычия.

Он выразил уверенность, что под видом заботы о языке предпринимается попытка столкнуть между собой народы Российской федерации.

Со своей стороны Вице-президент Молодежной ассоциации финно-угорских народов Артем Малых отметил ошибочность формулировки об изучении национальных языков  «не в ущерб русскому языку». Он указал, что национальные языки никак не могут нанести ущерб русскому языку в России.

Выступавшие наряду с ним представители национальных организаций из Мари-Эл и Калмыкии высоко оценили усилия официальных представителей и общественности Республики Татарстан в деле отстаивания преподавания национальных и государственных языков народов России и выразили им свою полную поддержку.

От имени Круглого стола была принята резолюция, в которой отмечается, что в течение последних лет область применения родных языков сужается резкими темпами. «Попытки законодательно ограничить школьное образование на родных языках коренных народов, а также государственных языков республик в конце концов ведут к потере языков, а вместе с ними – утрате самобытных культур и исчезновению народов, с незапамятных времен, сосуществующих на российской земле… Внедряемый под предлогом соблюдения прав человека принцип добровольного изучения государственных языков – не что иное, как покушение на государственность народов РФ, составной части российского федерализма – основы государственного строя», – говорится резолюции.

В связи с этим участники круглого стола считают, что законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» необходимо снять с рассмотрения, а также привести Федеральные государственные образовательные стандарты  в прежнее состояние.

«Государственные языки в национальных республиках должны быть обязательными для их граждан. Считаем, что необходимо существенно доработать данный закон, а также ФЗ «О языках народов Российской Федерации» и др. в части предоставления широкой трибуны народам России в центральных СМИ, обязанности государства расширять применение родных языков коренных народов в соответствии с международными нормами, возможности получения среднего образования на родном языке, достаточного для продолжения дальнейшего обучения в ВУЗах страны», – отмечается в резолюции круглого стола.

По завершении круглого стола прошел ифтар.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Юсуф12.06.2018 18:52

    Любой русский, начиная с последнего бомжа и кончая великим академиком русским, в первую очередь великорусский ш-т. Дай ему только сохранить великую Россию, и земля чеченская чтобы была исконно русской землей. И только через это, и только после этого он тебе друг. И если ты в этом с ним не согласен…

    Начиная с взятия Казани руководители России: князья, цари, попы, премьер-министры, генеральные секретари коммунистов столетиями, веками воспитывали дух: русский народ великий, Россия великая и где сегодня стоит Россия, все земли исконно русские земли! При этом самой Россией не занимались!

    Чингисхан, Батый-хан (как русские говорят: «Татарское иго!») с завоеванных ими народов брали 10%-ный ясак (десять!).
    Сегодня российское правительство отбирает у Татарстана 75% бюджета. В 7,5 раза больше, чем монгол.

    • XAK12.06.2018 22:05

      Ты в Судный день готов поделиться своими благими делами со всеми, кого, не имея на то знания (не будучи знакомым с любым, всеми русскими)? Не слишком ли много у тебя знакомых среди чужого народа, что ты можешь поручиться за всех их?…

      • Юсуф13.06.2018 13:22

        Хак, брат, мы любим тебя ради Всевышнего.Разве меккаские мухаджеры не стали брятьями мединским ансарам? Это в отношении нас. Русские мусульмани,которые вышли на политическую арену в России,помимо традиционных существующих -почвеннников(славяновилов) и лейбиральных(западников)- становятся опорой для мусульман России.Я тебе говорил, что русские мусульмани -это подарок от Аллаха для нас,как в свое время был Л.Н.Толстой.Вот что он писал в “Хаджи Мурате”:

        “Садо, у которого останавливался Хаджи-Мурат, уходил с семьей в горы, когда русские подходили к аулу. Вернувшись в свой аул, Садо нашел свою саклю разрушенной: крыша была провалена, и дверь и столбы галерейки сожжены, и внутренность огажена. Сын же его, тот красивый, с блестящими глазами мальчик, который восторженно смотрел на Хаджи-Мурата, был привезен мертвым к мечети на покрытой буркой лошади. Он был проткнут штыком в спину.
        Благообразная женщина, служившая, во время его посещения, Хаджи-Мурату, теперь, в разорванной на груди рубахе, открывавшей ее старые, обвисшие груди, с распущенными волосами, стояла над сыном и царапала себе в кровь лицо и не переставая выла. Садо с киркой и лопатой ушел с родными копать могилу сыну. Старик дед сидел у стены разваленной сакли и, строгая палочку, тупо смотрел перед собой. Он только что вернулся с своего пчельника.
        Бывшие там два стожка сена были сожжены; были поломаны и обожжены посаженные стариком и выхоженные абрикосовые и вишневые деревья и, главное, сожжены все ульи с пчелами. Вой женщин слышался во всех домах и на площади, куда были привезены еще два тела. Малые дети ревели вместе с матерями. Ревела и голодная скотина, которой нечего было дать. Взрослые дети не играли, а испуганными глазами смотрели на старших.
        Фонтан был загажен, очевидно нарочно, так что воды нельзя было брать из него. Так же была загажена и мечеть, и мулла с муталимами очищал ее.
        Старики хозяева собрались на площади и, сидя на корточках, обсуждали свое положение. О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения.
        Перед жителями стоял выбор: оставаться на местах и восстановить с страшными усилиями все с такими трудами заведенное и так легко и бессмысленно уничтоженное, ожидая всякую минуту повторения того же, или, противно религиозному закону и чувству отвращения и презрения к русским, покориться им.
        Старики помолились и единогласно решили послать к Шамилю послов, прося его о помощи, и тотчас же принялись за восстановление нарушенного»

        Как мы могли убедиться, о ненависти к русским и России в Чечне действительно никто не говорил: ни в середине XIX века, в разгар Кавказской войны, ни тем более сегодня, в разгар «контртеррористической операции» Путина. Чеченцы говорили и говорят о других, более сильных, чувствах по отношению к русским. Но эти чувства ныне под запретом, их нельзя описывать, иначе можно легко попасть в список «пособников террористов». И не дает покоя вопрос: занесут ли в этот список Льва Толстого? Или в России ограничатся тем, что генерал КГБ-ФСБ Алексий II повторно предаст Толстого анафеме и снова отлучит его от своей церкви? По правде говоря, есть за что.

        http://chechenews.com/о-ненависти-к-русским-никто-и-не-говори/

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: