Сын своего времени. Ибн Таймия и его мировоззрение (ВИДЕО)

Труды Ибн Таймийи

Ибн Таймия (Таймийя) – одна из наиболее противоречивых фигур в исламском богословии. Абдуль-Ваххаб использовал его идеи для развития собственной концепции. Ибн Таймию цитировал Усама бин Ладен. Многие мусульманские традиционалисты не согласны с различными положениями его взглядов. Свое исследование о личности Ибн Таймийи провела востоковед, кандидат философских наук, старший преподаватель Института философии СПбГУ, сотрудник Лаборатории анализа и моделирования социальных процессов СПбГУ Анна Маточкина. Редакция ИА IslamNews представляет основные выдержки из лекции, с которой востоковед выступила в Казанском Федеральном Университете. Ибн Таймия – образ, который сформировался в мусульманской и немусульманской среде под влиянием разных источников. Он был одним из ярких представителей  ханбалитской школы мусульманского права – фикха. Его мировоззрение формировалось в определенных исторических обстоятельствах. Тогда  исламскому миру только-только удалось с большим трудом отбиться от крестоносцев, которые все еще владели узкой прибрежной полосой в Ливане и Палестине. Угроза мусульманской умме со стороны монголов также была ощутимой.


Несмотря на то, что в 1260 году в битве при Айн-Джалуте мамлюки одержали верх над ними, грозные кочевники регулярно появлялись вблизи Дамаска и неоднократно предпринимали попытки взять город. Сам Ибн Таймия из-за этого стал беженцем. В 1268 году его семья бежала от монголов из Харрана, где он родился, в Дамаск. Ибн Таймия происходил из семьи достаточно авторитетных богословов. Его дед Маджд ад-Дин составил сборник хадисов, который пользуется хождением до сих пор. В 1300 году, когда монголы осадили Дамаск, Ибн Таймия в составе делегации пошел на переговоры с монгольским Казан-ханом и упрекал его в том, что он нарушил свои обязательства и напал на Дамаск. Тогда удалось добиться не только того, чтобы монголы ушли,  но и освободили всех захваченных в походе пленных. Многие монголы в то время уже официально приняли ислам и перед Ибн Таймией встал вопрос, как получить богословское обоснование для защищать своих земель от монгольских захватчиков, особенно учитывая, что определенные политические круги были настроены на сговор с завоевателями.


Учитывая, что монголы не соблюдали нормы ведения боевых действий, предписанные шариатом, а руководствовались Ясой (сводом законов, разработанных  Чингиз-ханом), Ибн Таймия вынес решение о том, что с ними можно сражаться и защищать мусульманские территории. Многое из того, что он писал, давая теологические основания борьбе с монголами было адресовано мамлюкским султанам. Кстати, он и сам принял участие в боевых действиях против монголов, когда в следующем году они вновь подошли к Дамаску, и сражался как простой воин. Этому предшествовала его встреча с мамлюкским  султаном Калауином, которого Ибн Таймия призвал  поддержать сирийцев в борьбе против монголов. Кроме внешней угрозы, по мнению ученого, существовала угроза раскола мусульманской уммы изнутри. Эпоха, в которой жил Ибн Таймия, характеризовалась расцветом религиозной философии, элементы которой использовали в своих трудах ашариты и суфии. Однако Ибн Таймия считал, что разделение мусульман на различные течения препятствовало их единению и это  вызывало критику с его стороны.


У него было много критических сочинений в адрес ашаритов, философов, шиитов, мутакалимов, мутазилитов, суфиев. В 1295 году жители города Хамы попросил его издать фетву об атрибутах Бога, и он написал сочинение «Аль-Хамавия аль-кубра», где отрицательно отозвался об ашаритах и каламитах. На основании этого текста он был обвинен в антропоморфизме. Например, Такиуддин Али ибн Абдуль-Кафи ас-Субки (683-756 х/1284-1355 н.э) в своей книге «Ад-Дурра аль-мудыйя фи-р-радд аля Ибн Таймия» писал: «Он …нарушив иджма и заявил о телесности Аллаха, о возможности того, что Он нуждается в Своих же частях и что с Ним со временем происходят изменения». Ибн Таймия осуждал опору на философскую терминологию, пришедшую от древних греков, свойственную для каламитов и ашаритов. 


На это его утверждение ответил Шейх Саид Абдул-Латиф Фуда в своей книге «Тад’им аль Мантик» (В защиту логики): «Слова Ибн Таймии неверны, так как он сказал: «Аллах не обязал нас изучать греческую логику…» Иными словами, он полагал, что, если Шариат не предписывает изучать греческую логику, то нет и предписания изучать логику в целом. Это очевидная ложь. Ни один алим не говорил, что изучение логики предписано Шариатом именно из-за того, что это греческая логика. Я не знаю никого, кто бы говорил такое, а из-за того, что Ибн Таймия отрицает это, создается впечатление, будто бы были те, кто высказал такое [мнение]». Ибн Таймия не отрицал умеренный суфизм, который опирался на тексты Корана. Он лишь отвергал концепцию Ибн аль-Араби «Вахдат аль-Вуджуд» (единство бытия). При всем этом он был бескомпромиссной личностью и не боялся высказать свои мысли открыто, не думая, что о нем скажут представители других школ мусульманского права и вслед за этим подвергался критике.


Современные исследователи-исламоведы склонны считать,  что мнение о нем, как  об «отце» исламского фундаментализма, сложилось под влиянием этой критики. Так, например, он считал троекратное единовременное произнесение формулы развода единичным разводом, и это противоречило  мнению большинства мусульманских правоведов, которые считали ее окончательной. В связи с этим султан Насир аль-Мухаммад издал указ о том, чтобы Ибн Таймия воздерживался о вынесении фетв о разводах. Фетвы Ибн Таймии вызывали широкий общественный резонанс и споры, часто противоречили мнению признанных богословов и за них он несколько раз подвергался тюремному заключению. Как сказал о нем Хафиз Абу Зурра Валийюддин аль-Ираки (762-826 х/1361-1423 н.э), «что касается шейха Ибн Таймии – он имам с обширными знаниями, с множеством достоинств и похвал, аскет в мирском, склонный к ахирату по пути праведных предшественников. Однако... его иджтихад привел его к нарушению иджма ученых во многих вопросах. Говорят, что их число доходит до шестидесяти.


По этой причине люди стали обсуждать его и осуждать. Он был подвергнут испытанию и умер в заключении». Основными источниками мусульманского права Ибн Таймия  считал Коран, Сунну, иджма, кияс, истисхаб, масляхат. Коран, Сунну и иджма он считал главными источниками. Из них выводится кыяс и истисхаб. Масляхат – общественное благо в качестве источника он рассматривал с определенной осторожностью, так как большинство нововведений оправдываются именно соображениями пользы для общества. В то же время Ибн Таймия уважительно относился ко всем школам мусульманского права и считал их различия незначительными. Главным критерием при оценке как получаемого знания, так и того или иного действия он считал соответствие тексту, и поэтому рекомендовал следовать установкам ханбалитской правовой школы.


Религия и власть в учении Ибн Таймийи тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.14, кандидат философских наук Маточкина, Анна Игоревна




 






 






Автореферат

 











 



Диссертация

 






 




Артикул: 432348





Год:


2011




Автор научной работы:


Маточкина, Анна Игоревна




Ученая cтепень:


кандидат философских наук




Место защиты диссертации:


Санкт-Петербург




Код cпециальности ВАК:


09.00.14




Специальность:


Философия религии и религиоведение




Количество cтраниц:


202




Оглавление диссертации кандидат философских наук Маточкина, Анна Игоревна



Введение. I. Ибн Таймийа и его эпоха. 1.1 Биография Ибн Таймийи. 1.2 Исторические предпосылки формирования теории Ибн Таймийи. 1.3 Методология Ибн Таймийи. II. Социально-политические взгляды Ибн Таймийи. 2.1 Теория халифата (имамата) в учении Ибн Таймийи. 2.2 Концепция управления (вилайа) в трактате ас-Сийаса аш-шар'иййа. III. Ибн Таймийа и движение ас-салафийа. 3.1 Ибн Абд ал-Ваххаб и учение Ибн Таймийи. 3.2 Ибн Таймийа и современные радикальные движения в исламе.




Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

rafidit13 13 Июня 2017г.
Ответить

Касательно Ибн Таймийя ан-Насиби, то будь он хоть четырежды великим ученым, его оскорбительные высказывания в адрес оппонентов и призыв к вырезанию шиитов делают его не выше пыли на Тельце яхудов, которому поклонялись помимо Аллаха. Вся его жизнь есть сплошное недарозумение. Его "борьба с нововведениями" - это борьба с Пророческой Школы Ислама.

Путник 13 Июня 2017г.
Ответить

Да!..И девушка представившая нам Ибн Таймию.,впечатляет не меньше самого Таймии..Не говорю да же о её пурпурных щёчках и утончённых чертах лица.Меня искренне вдохновил её прозорливый,альтернативный и обстоятельный подход к вопросам исламского фундаментализма!!

Gunter King 13 Июня 2017г.
Ответить

Ибн Таймия = Океан знаний. Как и любой сын Адама имел ошибки но едва ли кто может похвастаться такой смелости какая была этого человека. Смотреть в глаза монгольским ханам от которых содрогался в страхе весь мир и выдвигать им требованиям мог только этот муслим. Современные мусульманские проповедники не могут отстаивать даже элементарные потребности верующих даже мирное время.

Яндекс.Метрика