Тяжесть мусульманского поста

Ограничения в месяц Рамадан гораздо гуманнее, чем многие себе их представляют

Ограничения в месяц Рамадан гораздо гуманнее, чем многие себе их представляют

Теги:




0
24 Сентября 2008г. (23 Рамадан)
В нынешнем году день 1 сентября стал не только началом нового учебного года, но и первым днем мусульманского поста в священный месяц Рамадан. Как известно, традиционный мусульманский календарь не совпадает с календарем григорианским, из-за чего месяцы в нем «сдвигаются» относительно привычного нам календаря. Поэтому и получается, что время поста все ближе «подкрадывается» к лету, когда ночи короче, а дни длиннее и соблюдать пост, соответственно, труднее.

Не хотелось бы все внимание уделять рассказу о том, кто, как и почему должен соблюдать пост, поэтому обрисуем ситуацию вкратце. Итак, пост в месяц Рамадан (по-арабски пост называется «саум») – один из столпов ислама, соблюдение его – непререкаемая обязанность каждого правоверного мусульманина. Во время поста запрещается пить и есть в светлое время суток, но есть и другие нюансы.

Во-первых, курильщикам на время Рамадана приходится отказываться от своей вредной привычки (что, в сущности, для них же лучше), поскольку вдыхать табачный дым и благовония запрещается. Во-вторых, не рекомендуется принимать лекарства (в том числе глазные, ушные и прочие капли), делать инъекции – конечно же, если такое воздержание не нанесет вреда здоровью. В-третьих, в период поста приходится повременить с сексуальной жизнью. Тело постящегося должно быть как бы закрыто, изолировано от внешних воздействий. Разумеется, нельзя злиться и сквернословить. Особое внимание в месяц Рамадан уделяется помощи обездоленным: раздача милостыни является такой же обязанностью мусульманина, как и воздержание. Поститься начинают обычно с семилетнего возраста, так что детям-мусульманам приходится пропускать школьные завтраки...

На самом деле мусульманский пост гораздо гуманнее, чем многие себе его представляют. Есть целый ряд категорий людей, которым позволяется либо полностью, либо частично освободиться от поста. А в том случае, если пост пришлось нарушить, то всегда есть возможность восполнить пропущенные дни по окончании месяца Рамадан. Кстати, послаблений таких довольно много. Беременные и кормящие женщины, путешественники, престарелые – это далеко не весь список. Основной принцип поста заключается в том, чтобы его соблюдение не навредило самому верующему.

В нашей стране соблюдение мусульманского поста не есть дело государственной важности, как, например, в Саудовской Аравии. В месяц Рамадан нагрузку в школе никто не уменьшает и отгулы на работе не дают. Но чтобы вовремя встать на работу или на учебу, ночью надо спать. Наедаться же вечером перед сном – довольно обременительно и дискомфортно, ложиться спать голодным, стараясь растянуть на весь день энергию, полученную за завтраком, – тоже не лучший выбор. Как же быть мусульманину в светском государстве?

Ответ, пожалуй, один – терпеть. Пост – он на то и пост, чтобы усмирять плоть и производить усилие над собой. В конце концов некоторое самоограничение вреда не нанесет. Это в полной мере относится ко взрослым, а вот со школьниками несколько сложнее. Все-таки зимой поститься намного легче: солнце встает поздно и садится рано. В сентябре же световой день еще довольно длинный, пост тяжел, что вкупе со школьными нагрузками может негативно сказаться на развитии юного организма. Наверное, родителям-мусульманам следует в таких случаях обратиться к знакомому имаму или мулле за советом. Впрочем, вряд ли можно что-нибудь придумать в обход религиозных правил. В конце концов в делах веры уверток быть не может.

Эта статья не проповедь, но все же стоит отметить, что пост (не только мусульманский) имеет и свои положительные стороны. При правильном питании пост – это хороший способ разгрузить свой организм, дать ему отдохнуть. Особенно актуально это сейчас, когда люди привыкли перекусывать на бегу и желудок постоянно вынужден переваривать, прямо скажем, не очень-то полезную пищу наподобие фаст-фуда. Организм только обрадуется такой «разгрузке» – конечно, если помнить, что перед сном наедаться до отвала не следует.

Пост дисциплинирует не только пищеварение, но и человека. Ведь если вы целый месяц не ругались и не злились, то почему бы не попробовать продолжить эту весьма приятную для окружающих практику? А уж о том, что благотворительность – вещь не только богоугодная, но и общественно полезная, говорить не приходится.

Трудно сказать, когда мусульманам было легче соблюдать пост, – в те времена, когда ислам был молодой религией, или теперь, когда очень многие религиозные установления (причем не только в исламе) подвергаются новому истолкованию и переоценке.

Мусульмане со времен Пророка Мухаммада живут в тесном соседстве с представителями иных вероучений, однако такого взаимопроникновения народов и культур, какое можно наблюдать теперь, в эпоху глобализации, не было никогда. Раньше мусульмане старались жить сплоченно, даже в городах – обособленными кварталами, в которых так или иначе постились все от мала до велика. Сегодня же можно наблюдать, как в школе за одной партой сидят двое – один постится, а второй обедает. Хорошо это или плохо – судить не нам. Да и стоит ли вообще судить?

Неверующему человеку, конечно, вряд ли удастся до конца понять феноменальную сущность поста, ибо понимается он через религиозное чувство. Индифферентный к религии человек всегда будет спрашивать: зачем нужен пост? Кому нужны эти ограничения? Видит ли это Всевышний? Верующий человек заранее знает ответы на эти вопросы.

Часто можно встретить и такое утверждение: пост – это несовременно, настоящая вера – в сердце человека, а не в том, соблюдает ли он ряд тех или иных религиозных правил. Мне не хотелось бы выступать арбитром в этом бесполезном споре, где каждая из сторон может привести массу аргументов в свою пользу. В сложном многонациональном и многорелигиозном обществе, в котором мы живем, важно уметь уважать чужую позицию и стараться, насколько это возможно, к ней прислушиваться. Для верующего человека вопрос «Нужно ли соблюдать пост?» не имеет смысла. Никакие хитросплетения человеческой мысли не могут поставить под сомнение обязанность, установленную Аллахом. И уж коли человек неверующий задался означенным выше вопросом, ему лучше проявить тактичность, не вступать в полемику с постящимся и не брать на себя неблагодарную роль искусителя.

Камиль Айсин – сотрудник Центра изучения религий (ЦИР) Российского государственного гуманитарного университета

Автор: Камиль Айсин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика