Адалет Джабиев: Мусульмане несут ответственность за свою страну

Участие доктора Адалета Джабиева стало ключевым событием форума

Участие доктора Адалета Джабиева стало ключевым событием форума

Теги:



2
20 Декабря 2010г. (13 Мухаррам)

В Перми завершил свою работу Мусульманский форум-2010, организованный Духовным управлением мусульман при поддержке администрации Пермского края и города Перми. Главным событием мероприятия, проходившего с 17 по 18 декабря, стало участие доктора Адалета Джабиева – основоположника развития исламских финансов в России, генерального директора инвестиционно-финансовой компании «Аш-Шамс Капитал», основателя и владельца первого в стране исламского банка «Бадр-Форте».

Представители кредитных организаций, финансисты, предприниматели, духовные лица, преподаватели и студенты – всего мероприятие посетили более 150 слушателей, которые прибыли из Риги, Уфы, Казани, Москвы, Саранска, Екатеринбурга, Гремячинска, Барды, Уинского и других населенных пунктов России.

В первый день работы форума доктор Адалет Джабиев выступил в качестве ведущего на семинаре «Исламские инвестиции на Западном Урале. Возможности и перспективы», где рассказал о теоретических основах исламских финансов, их принципиальном отличии от традиционной экономической модели, а также о возможностях и перспективах региона по привлечению инвестиций из стран исламского мира.

Эксперт отметил, что Россия на протяжении 20 лет пребывает в состоянии постоянного экономического кризиса, который время от времени обостряется.

«Российская финансовая система ходит по кругу от одного кризиса к другому. Реализуя различные модели управления экономикой по указке некоторых советников, нанятых в 90-е годы, Россия до сих пор пребывает в поиске выхода из тупика. В нашей стране продолжают существовать две параллельные экономики – финансовый сектор с блестящими офисами, богатой инфраструктурой, и деградирующий реальный сектор», – сказал Джабиев, добавив, что такая экономика приближает страну к финансовому коллапсу.

При этом, по его словам, «традиционные банки встали на путь откровенного грабежа», они делают все возможное, чтобы обмануть потребителя: начиная от красочной рекламы и заканчивая использованием мелкого шрифта в договоре, которым прописываются наиболее значимые условия. «Создают ли современные банки полезный продукт или являются паразитами на теле экономики?» – риторически спрашивает он.

Исламское вероучение накладывает на мусульман ответственность за будущее собственной страны. И сегодня мусульманская община предлагает руководству России реальное решение по выводу страны из экономического тупика.

«Религиозные установки накладывают на мусульман ответственность за процветание не только своей общины, но и территории, на которой они проживают. Поэтому мусульманская умма, как субъект гражданского общества, считает своим долгом обратить внимание российских властей на существование принципиально иной экономической модели, которая призвана служить на благо всей страны», – подчеркнул Джабиев.

Он также отметил, что использование исламских финансовых инструментов позволит «привить серьезный иммунитет экономическому организму России против спекулятивных атак».

Исламская экономика как часть авраамических традиций

Джабиев указал на то, что развитие исламского финансирования в России необходимо не только 20-миллионной мусульманской общине, но и остальным гражданам страны. Исламская экономическая модель основывается на авраамических традициях, о существовании которых сегодня позабыли многие последователи монотеистических религий.

«Исламская экономическая модель зиждется на парадигме, сформулированной авраамическими традициями, провозглашающими справедливость, прозрачность, определенность, умеренность потребления и равенство в экономических отношениях», – пояснил он.

Развитие исламского финансирования в нашей стране невозможно в рамках нынешнего законодательства. В этой связи Адалет Джабиев ранее выступил с предложением разработать и принять на государственном уровне в качестве документа «дорожную карту», которая представляет собой план с указанием конкретных шагов по развитию исламских финансов в России и предусматривает скорейшее внесение определенных изменений в законодательство.

Развитие исламских финансов вопреки международному лобби

В период обострения мирового экономического кризиса многие страны, в особенности Европы, были вынуждены обратить внимание на альтернативную систему финансирования (так зачастую называют отрасль исламских финансов), доказавшую свою устойчивость и эффективность, и принять определенные поправки в законодательство, позволившие развивать данную отрасль в структуре общей экономики. В этом, по мнению Джабиева, проявился «инстинкт самосохранения» властей этих стран.

В то же время возможности развития исламских финансов носят ограниченный характер из-за существующего международного антиисламского лобби, которое управляет современной финансовой системой.

Джабиев отметил, что тема исламских финансов все это время упорно не замечалась российскими регуляторами. Однако теперь, благодаря большей активности мусульман, проведению тематических круглых столов и конференций, эта тема получает все большее освещение, и финансовые власти вынуждены обращать на нее внимание и как-то реагировать.

По мнению эксперта, одна из причин, почему российские чиновники препятствуют внедрению исламских финансов, может быть обусловлена их опасением в связи с тем, что слово «ислам» будет связано с позитивными изменениями в экономике. Следовательно, это будет способствовать росту авторитета мусульман, что, в свою очередь, отнюдь не входит в повестку дня определенных сил.

Он напомнил, что в 2007 году президент Исламского банка развития (ИБР) по просьбе мусульманской общины России адресовал письмо с предложением о сотрудничестве председателю Центрального банка РФ Сергею Игнатьеву, которое в итоге им было проигнорировано.

«Не ответить на письмо главы Исламского банка развития все равно, что проигнорировать обращение президента Европейского банка реконструкции и развития. Это является серьезным нарушением международного протокола, нанесшим серьезный ущерб имиджу нашей страны», – считает Джабиев.

Москва это не Россия

Эксперт выразил надежду, что негативное и предвзятое восприятие системы исламского финансирования существует исключительно внутри Садового кольца, широко известного своей исламофобией.

«Я очень надеюсь, что на уровне регионов мы встретим большее понимание, нейтральность и меньший уровень бюрократии. Также надеюсь увидеть в лице региональных руководителей соратников и единомышленников, как людей, которые находятся ближе к своему народу», – отметил он.

Учитывая право региональных властей на налоговое регулирование, на некоторые законодательные инициативы, Джабиев указал на возможность применения некоторых механизмов исламского финансирования на местном уровне в той мере, в которой они не противоречат региональному законодательству.

Как известно, Россия является наблюдателем в Организации Исламская конференция с 2005 года. В этой связи, по мнению эксперта, мусульмане должны делать все возможное, чтобы донести до инвесторов из стран исламского мира осознание того, что Россия не ограничивается одной лишь Москвой.

«Нам необходимо устранить пробел в знаниях исламского инвестиционного сообщества о регионах России, чтобы они увидели нашу страну как совокупность отдельных территорий, в большинстве случаев самодостаточных», – пояснил эксперт.

Инвестиционный климат прежде всего

Главной проблемой деятельности исламских инвесторов в России Джабиев назвал акционерное законодательство страны, которое в полной мере не защищает зарубежный инвестиционный капитал. Дело в том, что основу исламской экономики составляет частная собственность, право собственности, в свою очередь, является одним из незыблемых прав в исламе.

Говоря об условиях прихода исламских инвестиций в Пермский край, равно как и в любой другой регион России, эксперт указал на важность формирования местными властями благоприятного инвестиционного климата. В качестве примера он привел опыт Татарстана, где благодаря взвешенной политике властей республики удалось создать все условия для комфортной деятельности исламских инвесторов.

«Инвестиционный климат это, прежде всего, отношение к людям, и уже потом налоговый климат, льготы, преференции и защита иностранных инвестиций», – пояснил Джабиев.

Поездка в Бардымский район

На второй день форум переместился в село Барда Пермского края, где участники провели выездную рабочую сессию, встретились с руководителями администрации Бардымского района и обсудили конкретные инвестиционные проекты и возможности их реализации.

Отметим, что Бардымский район интересен прежде всего тем, что издревле является компактным местом проживания татар и башкир, сохранивших свою этнокультурную общность и говорящих на местном диалекте. Сегодня район насчитывает около 30 тысяч жителей, из которых 95% являются этническими мусульманами. На площади почти в 2500 квадратных километров, такова территория Бардымского района, действует 31 мечеть. При этом здесь самая высокая плотность сельскохозяйственного населения в крае, насчитывается более 10 тысяч личных подсобных хозяйств.

Местные предприниматели представили участникам форума некоторые из своих инвестпроектов, в частности, по производству халяльного мяса и мясопродуктов, молочной продукции, мёда, а также по производству и переработке овощей.

Мусульманская община как самоорганизованный субъект

По словам Адалета Джабиева, для работы с исламскими инвесторами мусульманская община должна обладать высокой степенью самоорганизации.

«Приглашая исламских инвесторов, мусульмане должны представлять собой самодостаточный субъект предпринимательства, нравственности и хозяйствования. Только в этом случае можно предложить кому-то иметь с этим субъектом дело», – сказал эксперт.

В то же время он отметил, что новые власти района делают все для того, чтобы такой субъект сложился.

Кроме того, мусульманская община должна помнить, что у нее имеются колоссальные внутренние ресурсы, которые она обязана уметь в нужный момент мобилизовать.

Для наглядности Джабиев привел следующий пример: «Представим, что у нас есть условно 25 инвестиционных проектов, совокупной стоимостью 100 млн. рублей. Если каждое из десяти тысяч хозяйств внесет в знак солидарности свой вклад в размере всего лишь 1 тыс. рублей в реализацию данных проектов, собрав тем самым 10 млн. рублей, то можно смело идти к инвестору и заявлять о существовании важных проектов для социально-экономического развития района».

По его словам, такой подход принципиально меняет восприятие общины в глазах инвестора. «Это свидетельствует о том, что этой общине можно доверять, она хорошо организована, она умеет себя обустроить»,- пояснил он.

Кроме того эксперт убежден, что реализация таких 25-ти инвестпроектов в совокупности позволит вывести район на уровень хорошо развитых районов по стране в целом, где будет широкополосный доступ в интернет, качественные образовательные учреждения, инфраструктура.

Обустраивая мусульманскую умму, обустраиваем Россию

Джабиев выразил мнение, что обустройство отдельно взятой мусульманской семьи внесет лепту в превращение исламской уммы в реальный активный субъект социально-экономической, политической и культурной жизни страны.

Он также подчеркнул, что обустраивая свою общину, мусульмане, являясь гражданами своей страны, обустраивают Россию в целом.

«Баракят (Божественная благодать – IN) существует в общинности, религиозной установке, которая прививается нам с плотью и кровью. Когда в семье есть единство, то у этой семьи есть баракят. Это распространяется и на всю общину», – добавил он.

В заключение, комментируя представленные инвестиционные проекты, Адалет Джабиев отметил, что на данный момент они носят характер пояснительной записки. В то же время, он пообещал помочь предпринимателям довести их проекты до уровня бизнес-планов в соответствии с современными нормами, учитывающими требования, предъявляемые инвестиционными фондами.

«Во главу угла должны быть поставлены максимальная степень определенности и прозрачности, присущие исламской экономической модели», – заключил эксперт.

Автор: Арина Фролова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

bygush 06 Марта 2011г.
Ответить

Прежде чем высказать свое отношение к материалу, хотелось бы внести ясность в понятия. Что, например, подразумевается под "исламскими финансами"? Если это ничем не обеспеченные бумажки, будь то доллары, евро или фунты стерлингов и прочие тугрики-мугрики, которые нам предлагают за реальные ценности, то что в этом исламского? На мой взгляд, менять следует систему, а не направления финансовых потоков, источники которых не российские и не исламские

bygush 06 Марта 2011г.
Ответить

Прежде чем высказать свое отношение к материалу, хотелось бы внести ясность в понятия. Что, например, подразумевается под "исламскими финансами"? Если это ничем не обеспеченные бумажки, будь то доллары, евро или фунты стерлингов и прочие тугрики-мугрики, которые нам предлагают за реальные ценности, то что в этом исламского? На мой взгляд, менять следует систему, а не направления финансовых потоков, источники которых не российские и не исламские

Яндекс.Метрика