Информационное
агентство России
12°C
24 сентября, 11:45

«Лес» против «ихванов», или «Аль-Каида» против «Братьев-мусульман»

art_dev
«Лес» против «ихванов», или «Аль-Каида» против «Братьев-мусульман»
«Аль-Каида» строит свою идеологическую доктрину, в значительной степени противопоставляя ее и себя саму доминирующему в исламском мире подходу политического возрождения уммы

Чем большую эскалацию диверсионной войны мы наблюдаем на Кавказе, чем более рельефно и выпукло оформляется идеология непримиримых боевиков лесного и городского подполья, тем глубже обозначается идеологический конфликт радикалов и умеренных. Наиболее четко линии противостояния, круг спорных вопросов и взаимные претензии обозначились после недавнего митинга «Ислам против террора», прошедшего в Москве после подрывов станций столичного метро «Лубянка» и «Парк культуры».

«Ихванизм», как обвинение

Данный митинг, на самом деле, стал мощным катализатором, ускорившим реакцию идеологического размежевания двух групп – вышедших на тропу войны с российским государством, и тех, кто видит для себя возможности взаимодействия с государством. Подобное разделение не является чем-то оригинальным. Как мы уже писали ранее, оно существует во всем мире, где мусульманская политическая активность также разделена между этими двумя полюсами.

После проведения упомянутого митинга, на котором активисты московской общины мусульман «Дар аль-Аркам» во главе со своими лидерами Мухаммадом Карачаем и Мухаммад-Басыром Гасановым решительно осудили любые проявления насилия в отношении мирного населения под прикрытием Ислама, на них обрушился шквал критики со стороны «леса». Признаться, критика умеренных мусульман на сайтах, поддерживающих «Имарат Кавказ», звучала и ранее.

Общим местом для этой критики всегда было обвинение умеренных мусульман в предательстве «идеалов джихада», оставлении вооруженной борьбы с «государством неверных», соглашательстве с немусульманским правительством и даже готовности принимать участие в общественной и политической жизни немусульманского государства.

Однако с каждым месяцем подобная критика становилась все более детальной и искушенной. Каждого лидера российских мусульман, выступающего за легальную проповедническую деятельность, авторы «лесных» сайтов обвиняли в симпатиях к «мадхалитам» (от имени Раби аль-Мадхали, саудовского ученого, выступавшего против вооруженной войны с правителями мусульманских стран), «ихванам» (от названия всемирного исламского движения «Ихван аль-муслимун», или «Братья-мусульмане») и «мурджиитам» (от названия одного из ранних течений, утверждавшего, что дела мусульманина не влияют на уровень его веры).

Весьма широк и ряд эпитетов, которые авторы на этих сайтах применяют к мусульманам, избравшим путь мирной проповеди Ислама – «отсиживающиеся», «замененные» (от обещания Аллаха заменить пассивных мусульман другими) и т. д. Однако в данной статье нас интересует обвинение умеренных мусульман со стороны радикальных проповедников в симпатиях или даже причастности к движению «Ихван аль-муслимун», или «Братья-мусульмане».

«Аль-Каида» против «Братьев»

Дело в том, что идеологический конфликт между мусульманами, подобный конфликту «лесных» и умеренных мусульман России, в точности воспроизводится и на глобальном уровне между, условно говоря, «Аль-Каидой» (здесь мы имеем в виду не полумифический медиа-фантом американских СМИ, а конгломерат крайних групп, имеющий схожую идеологическую базу) и самим движением «Братья-мусульмане».

Вообще, «Аль-Каида» строит свою идеологическую доктрину, в значительной степени противопоставляя ее и себя саму доминирующему в исламском мире подходу политического возрождения уммы, принадлежащему «Братьям-мусульманам». Более того, радикальные активисты в своей пропаганде активно критикуют и разоблачают «предательскую» сущность «Братьев».

На протяжении многих лет «Братья» пытались игнорировать нападки «Аль-Каиды», сосредоточившись на укреплении своей организационной и идеологической альтернативы правящим светским режимам в арабском мире и за его пределами. Эта тенденция резко изменилась после 11 сентября 2001 года, когда «Братьям» стало труднее игнорировать «Аль-Каиду». И два этих движения начали более открыто конкурировать за лидерство в общемировом исламском пространстве.

В центре спора между «Аль-Каидой» и «Братьями» лежит столкновение двух различных концепций джихада и его целей в современных условиях. «Аль-Каида» продвигает глобальное видение вооруженного джихада, в рамках которого всякая мусульманская земля «от Гранады до Кашгара», как заявил Айман аз-Завахири, должна быть «освобождена» от неисламского правления.

Джихад понимается, как долг каждого конкретного мусульманина (фард аль-айн), который верующий должен выполнять, борясь словом и делом против врагов мусульман из числа «евреев и крестоносцев», а также против «отступников» из числа «предательских режимов мусульманских стран».

Братья, напротив, по причинам как идеологическим, так и тактическим, склоняются в течение последних десятилетий к более широкому пониманию джихада (в смысле усердия на пути Аллаха в самом широком смысле) в сочетании с проповеднической деятельностью и организованной политической борьбой. «Братья», например, официально отказались от применения насилия в целях свержения существующих режимов в мусульманских государствах.

Хотя «Братья» горячо поддержали вооруженную борьбу мусульман против немусульманских оккупационных сил в таких странах, как Ирак, они также стремятся предложить альтернативу тотальному «джихадизму». Более того, даже иракское отделение «Братьев» пришло в последние годы к тому, чтобы признать поддерживаемую США политическую систему постсаддамовского Ирака и включиться в политическую борьбу в рамках этой системы.

Оппонент «Аль-Каиды»

Во всей этой истории удивителен тот факт, что сама «Аль-Каида» выросла на той почве антисоветского афганского джихада, для обеспечения которого добровольцами и средствами «Братья» выстроили мощную сеть сбора, распределения и направления людских и материальных ресурсов.

Сам Усама бин Ладен впервые поехал в Пакистан в качестве посланника «Братьев» к пакистанскому «Джамаат-е-Ислами», которому было поручено доставить материальную поддержку афганским моджахедам. Бин Ладен присоединился к палестинцу Абдулле Аззаму в Пешаваре, где в 1984 году они вместе создали «Мактаб аль-хидмат» («Бюро услуг»), всемирную сеть рекрутирования и финансирования афганского джихада.

Аззам, который впоследствии станет известен как «духовный наставник» бин Ладена, ранее входил в жесткое противостояние с руководством иорданских «Братьев» за их нежелание одобрить военную помощь афганскому джихаду. По инициативе «Мактаб аль-хидмат», Аззам и Бин Ладен фактически освободились от зависимости от «Братьев».

Отход Аззама и Бин Ладена от «Братьев» произошел во время катастрофического по последствиям разгрома сирийской ветви «Ихванов» режимом Хафиза Асада в городе Хама в 1982 году. Это событие положило начало ожесточенным дебатам в среде «Братьев» по поводу того, может ли создание исламского государства быть достигнуто путем революционного или повстанческого джихада.

В конечном счете, сторонники революционного или военного варианта потерпели поражение в этих дебатах. А основным методом политической деятельности «Братьев» была избрана легальная политическая борьба и участие в существующих политических системах с целью изменения их изнутри.

Разочарованные в таком идеологическом повороте «Братьев», молодые и горячие головы начали отходить от движения и устремились к Пешавар, к «Бюро услуг» Бин Ладена и Аззама для присоединения к делу афганского джихада. В Пешаваре этих разочарованных активистов «Братьев» встречали убежденные египетские радикалы, глубоко враждебно настроенные по отношению к «предательству «Братьев».

Два из этих египетских лидеров, Саид Имам аш-Шариф (более известен под псевдонимом «Доктор Фадль») и Айман аз-Завахири обвинили «Братьев» в сотрудничестве с «режимами-отступниками». Этот «анти-Братский» фон имел решающее значение в идеологическом оформлении «Аль-Каиды», которое было основано в августе 1988 года. Аз-Завахири тогда собрал все свои материалы против «Братьев» в нашумевшей книге «Горький урожай», которая была опубликована в Пешаваре и распространена по всему миру растущими сетями радикалов.

В этой книге Аз-Завахири изложил все претензии к «Братьям» за их «предательство принципа верховенства власти Аллаха» (аль-Хакимийя) из-за готовности принимать участие в политической жизни неисламских режимов путем формирования политических партий. Также он обвинил их в «предательстве в отношении исламского обязательства джихада» из-за их отказа от вооруженного захвата власти и принятия более ограниченной (или, наоборот, расширенной) концепции джихада.

Однако «Аль-Каида» никак не ожидала, что самый серьезный идеологический оппонент и конкурент, с которым она не может справиться и по сей день, как раз вызреет изнутри самого движения «Братьев». Речь идет о Движении исламского сопротивления (ХАМАС), которое в противостоянии израильской оккупации взяло под свой контроль сектор Газа, начало консолидацию своей власти и последующее усмирение ориентирующихся на крайние идеи группировок.

Продолжение следует…

Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат политических наук
"Ислам.ру"

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Igleberger22.05.2010 17:05

    Фитна крайне опасное дело.Кто провоцирует и разжигает фитну тот враг АЛЛАХА номер 1!Очень горько наблюдать когда мусульмане ссорятся между собой на радость лицемерам и врагам АЛЛАХА.АЛЛАХУ барт тоболба бусулба нях.Да поможет нам АЛЛАХ преодолеть наши разногласия и не выносить необоснованные такфиры в отношении друг друга.ИншаАЛЛАХ!

  2. python33922.05.2010 18:25

    Скорее не конфликт между мусульманами, а между мусульманами и… дураками. Которые по какой-то случайности считают себя мусульманами

  3. казах22.05.2010 20:22

    Пузон 339 будь осторожен в словах. Если кто то ошибается Аллах ему судья. Они наши братья по вере, основа одна (их пять), иман от Аллаха, убеждения бывают разными. Силен тот кто может всех объединить, наша честь, наше имущество, наша жизнь не дозволенна ни для кого. Сделай тауба пока эти слова не вернулись тебе. Аллах принимающий покояния! О Аллах объедини нашу умму, дай правильного понимания религии, и сильных правителей! Аллаху Акбар!

  4. Дарья22.05.2010 21:26

    аль-каида ваши братья, казах? это в суть вашей любви и поддержки террористов вы мне постоянно предлагаете проникнуть, призывая принять ислам?)))

    или может быть вы думаете что ваше возмущение "исламофобией" будет казаться мне менее лицемерным после такого?

  5. python33922.05.2010 21:34

    Пузон? :)))

    Казах, в реальной жизни часто не Аллах судья, а Шестая армия США. За ошибки дураков мы, мирные и толерантные мусульмане, расплачиваемся своей карьерой, свободой и жизнью.

    Те кто больше всех орут "всех в Ислам!", при первой же опасности прячутся в кусты. Именно этот сброд даёт повод сионистам и янки превращать наши страны в руины, заполненные человеческим мясом.

    Пока мы не перестанем требовать от всего мира тотально идти в нашу религию, от нас никогда не отстанут.

    А я не хочу и не буду "обьединятся" с теми, кто считает буддистов-японцев или католиков-австрийцев "неполноценными", потому что они не мусульмане.

    В таком случае абсолютно не понятно, чем эти "мусульмане" отличаются от нациствующих сионистов. У которых они одни "богоизбранные", а все остальные жалкие "гои"

  6. Mitad-122.05.2010 22:52

    "On-Tot,Kto otpravil Svoego Poslannika s vernim rukovodstvom i istinoy religiey,chtobi prevoznesti ee nad vsemi ostal'nimi religiyami,dazhe esli eto nenavistno MNOGOBOZHNIKAM.("Pokayanie":33) Hochu dobavit' chto lyuboy kto ne soglasen s Allahom-on mushrik(mnogobozhnik)."Ved',kto pridaet Allahu sotovarish'ey,tomu Allah zapretil ray. Ubezhish'e dlya nego-ogon',i net dlya nepravednih pomosh'nikov!"(Trapeza-72)

  7. avar_zaur22.05.2010 23:47

    Питон, как понять ваши слова "..в реальной жизни часто не Аллах судья, а Шестая армия США.."? Т.е. для вас Всевышний — недостаточно реален? Во всяком случае, 6-я армия США для вас куда реальнее, как я понимаю? Исправьте меня если я не прав.

  8. python33923.05.2010 1:42

    Mitad
    "Hochu dobavit' chto lyuboy kto ne soglasen s Allahom-on mushrik(mnogobozhnik)"

    Не надо вырывать цитаты из контекста.
    Этим очень любят заниматься националисты в Голландии. Приравнивая писания Священного Корана к Mein Kampf Адольфа Гитлера

    А ещё ты уточни, мушрик — кто не согласен с Аллахом, или не согласен с Казахом?

    Avar Zaur, в принципе я могу поддержать и вашу точку зрения.
    Значит, и геноцид палестинцев, истребление иракцев и афганцев — правосудие Аллаха за их грехи. Только руками кяфиров и йехудов. Логично

  9. казах23.05.2010 11:02

    Дарья не надо рвать из контекста моих высказываний. Наша религия и отличается тем что у нас присутствует чувство терпимости и наша задача объединить, разъяснить, постараться держать умеренного, среднего пути не нарушая законов равенства на земле без агрессии и навязывания своих идей, своего образа жизни. Это нам пытаются постоянно что навязать то запрещают одно, то посылают войска в наши регионы. Естественно растет сопротивление местного населения и через время в районах проведения военных операций, или террора против местного населения народ становиться не грамотным и далеким от истины. Все! Работа сделана, исламский мир представлен террором и экстремизмом! Но мы продолжаем разъяснять истину ислама и сталкиваемся с такими зомби как …., которые уже не понимают или не хотят понять Ислам как образ жизни , а не как инструмент для одних политической , а для других экономической власти.
    Что касается алькаиды:
    Происхождение организации непосредственно связано с деятельностью Ладена. Он начал боевую и политическую деятельность в Афганистане в 1979. Ладеном были созданы строительные организации, возводившие дороги и тоннели в интересах исламской уммы. Вместе с тем он непосредственно присоединяется к боевым операциям в Афганистане.
    На собственные средства, используя сеть "Мактаб аль-Кидамат" он вербовал по всему миру и обучал добровольцев, желающих принять участие в джихаде против СССР и освобождению афганского народа от агрессора. Существенную роль в становлении Ладена как лидера фундаменталистского режима сыграло ЦРУ США, поддерживавшее материально и технически афганскую оппозицию, преследуя чисто политические цели.
    Спустя десять лет после формирования Аль-Кайда в феврале 1998 Ладен объявил о формировании объединённой организации "Исламский Мировой Фронт борьбы против Евреев и Крестоносцев"
    Аль-Каида рассматривает все происходящие на Ближнем Востоке конфликты как борьбу правоверных мусульман, с одной стороны, и еретиков и безбожников — с другой. К врагам ислама относятся как умеренные исламские режимы (Саудовская Аравия и т.п.), так и США. Присутствие войск США в Саудовской Аравии рассматривается Ладеном как новый крестовый поход христианского Запада против Мусульманского Востока, как оккупация святых мест, что является дополнительным мотивом антиамериканских настроений.
    Пузон брат мне нечего тебе сказать кроме как пожелать тебе двигаться в этом мире не на эмоциях а на знаниях Корана и Сунны.

  10. sergej23.05.2010 12:32

    Митад:

    _QUOTE
    lyuboy kto ne soglasen s Allahom

    Мы Ему, во-первых, не равны, чтобы так вот соглашаться или нет. Постарайтесь меня правильно понять.
    Во-вторых, крайность в любом деле вредна, в первую очередь своей бесплодностью, поглощением усилий, а то и жизней, без нормального результата.
    Статья по делу.

  11. avar_zaur23.05.2010 12:47

    Питон, "впринципе" согласиться можно со многим, но мне интересно именно ваше мнение.
    "Значит, и геноцид палестинцев, истребление иракцев и афганцев — правосудие Аллаха за их грехи. Только руками кяфиров и йехудов. Логично"
    Не знаю насчет правосудия — мне это не ведомо. Но то, что происходит это все не иначе как по воле Всевышнего — это так. Не по воле 6-й армии, а по воле Всевышнего. Во всяком случае, именно такому исламу меня учили. А вас какому?

  12. _cCc_23.05.2010 14:29

    avar_zaur,
    Ты прав по воле Всевышнего! Мы отошли от своей религии именно по этому всевышний наказывает нас и АлхамдуЛлах многие возвращаются к Истине.
    сура «аль-Маида» 54! «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий»

    Мусульмани невкоем случае не слушайте убеждения и довады кафиров, вперёд убеждении и доводов Мусульман.
    «Бакара» №217! «Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут»
    «Бакара» 120! «Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии»
    аль-Анфаль 36! «Воистину, неверующие расходуют свое имущество для того, чтобы сбить других с пути Аллаха»

    Хотят многие принемать это или нет но Джихад предписан нам, как выший и самый трудный вид поклонения это и есть Ислам. Сагнуть голоу перед кафиром жить по его законам и проявлять к ним милость никогда не был исламом!
    Аллах с.т. в Куране и наш Пророк с.а.с. в хадисах не однократно призывает нас к сражению и обретению силы, мощи так как без силы и мощи, без того что бы нас боялись не будет не даавата не самого Ислама в его истенном виде как образ-суть жизни, а не обряд поклонения.
    п.с.
    на любой конкретный вопрос привиду конкретное докозательство ИншааЛлах, не надо меня обвинять не вчём не приводя далил из Курана или Сунны.
    Запомните Ислам это не то что вы хотите, а то что предписано нам как способ достижения довольство Аллаха

  13. Mitad-123.05.2010 15:05

    Pithon…iz kogo et konteksta chto to virvano? Kakoe ti imesh' pravo obvinyat' uchenie po ponyatiyam o edinobozhii(tawhide),sravnivat' s kakimi to kafirskimi pisaninami,v kotorih krome tebya v istorii nikto ni kakogo shodstva ne obnaruzhil. A esh'e utochnyayu chto esli Kazah soglasen s Allahom,sootvetstvenno on edinobozhnik,po etomu mushrik ne mozhet bit' soglasen s edinobozhnikom i naoborot. I voobsh'e ayat kotoriy ya privel,on bil nisposlan po povodu togo chto mushriki,kotorie privodyat Allahu sotovarish'ey iz ego zhe tvoreniy,i kotorie vseh bol'she nenavistni Allahu ne mogut bit' ravni edinobozhnikam, i sochustvuyush'iy im,mushrik,brosaet vizov Allahu. A emu eto nado?. …Sergey brat…konechno mi ne vprave ne soglashatsya, no neuzheli ti hochesh' skazat' chto vse soglashayutsya? Togda mozhet i ada net? (astagfirulla). I ne poymu v chem kraynost'? v azah religii?

  14. Mitad-123.05.2010 15:21

    Da Zaur…tovarish',ne tol'ko pridal Allahu sotovarish'a,chto yavlyaetsya bol'shim shirkom,on dazhe pereuserdstvoval v svoem mnogobozhii,postaviv kafirskuyu armiyu sheytana nad Nim.(a'uzubillyahi). Pust' pokayatsya. Slezno.

  15. python33923.05.2010 18:31

    Я суфий. Исповедую учение Инайят Хана (да благословит его Аллах).
    Согласно ему Ислам надо нести через музыку, литературу, театр, и т.д., с помощью искусства.
    Да, если на мою страну нападают — я обязан защищаться. В остальных случаях я должен либо сам заниматься музыкой, писать книги, или хотя бы помогать людям искусства. Причём не обязательно единоверцам. В качестве исключения есть пара-тройка хадисов, где суфиям даже разрешено писать картины. Если это на пользу Исламу — даже это можно.
    Человек, исполненный доброты и уважения к другим, никогда не будет не любим Аллахом. Значит и не страну его никогда не нападут — Он не допустит. Неси добро и уважение к другим, и в первую очередь искусства

  16. Дарья23.05.2010 21:22

    казах, а чем ваша терпимость? когда я слышу о терпимости вашей религии, для меня всегда загадка в чем она заключается эта терпимость?

  17. Дарья23.05.2010 21:24
    _QUOTE
    без агрессии и навязывания своих идей, своего образа жизни.

    http://www.thepetitionsite.com/takeaction/350/488/764

    это как? и почему из мусульманских стран бегут все немусульмане — терпимости вашей не понимают?

  18. _cCc_23.05.2010 22:38

    Дарья,
    Мы терпимы к тем кто ведёт себя по человечески,но простите если уж мы взрываем тех кто приходит на наши земли со своими законами,убивают нас не моргнув при этом! Гитлер,Сталин тоже наверно были Мусульманами, или Буш с Путиным? Они настолько терпимы что терпят только тех кто прилизывает их сапоги и даже этих они готовы раздавить при малейшей прихоти.Это у Мусульман тюрьмы забиты "неверными" это Мусульмани бомбят города без разбору борясь с тероризмом? Или когда гибнет ЕЖЕДНЕВНО сотня другая Мусульман где-то в Ираке или Афганистане то это мелочи, а как в метро пол сотни взорвут эта катастрофа?
    Вроде у Русских есть хорошая поговорка про бревно в глазу?

  19. _cCc_23.05.2010 22:42

    python339,

    _QUOTE
    Я суфий. Исповедую учение Инайят Хана

    тебе бы изучать учения Мухаммада С.А.В.С.

  20. I_am_Muslim23.05.2010 22:47

    Дарья вы говорите про толерантность….тогда я скажу вам что вы ничего про етот мир не знаете приезжайте в чечню или ингушетию поживите тама немного и вы все про вашу так называю "терпимость" поймете кто терпит и надееться только на бога а кто бога забыл и творит в этом мире беззаконие….подумайте над этим

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: