Единобожие в экономической практике

Если мы смоделируем сферы экономической жизни общества на основе единобожия и шариата как его проявления, то получим духовно и социально гармоничное общество

Если мы смоделируем сферы экономической жизни общества на основе единобожия и шариата как его проявления, то получим духовно и социально гармоничное общество

Теги:



8
30 Ноября 2010г. (23 Зу-ль-хиджа)
Передовая западная научная мысль предложила своё видение мирового кризиса: причиной всему – человеческая жадность. Не посягая на научность выдвинутой гипотезы, предложим свою: природа кризиса кроется в идеолого-методологическом тупике, в который загнала себя светская наука.



Размышления большинства современных экономистов о природе кризиса грешат отсутствием осмысленной конкретики, а рецепты по выходу из него апеллируют к инструментам времён мирового кризиса 1929 – 1933 гг. Надо, говорят одни, стимулировать спрос, и тогда за ним последует рост производства. Чтобы стимулировать спрос, надо выдавать дешёвые кредиты населению, предприятиям… Стоп! Не дешёвые ли кредиты стали причиной кризиса? Надо накачать банки средствами, чтобы … Стоп! Не банки ли выдавали рисковые кредиты, приведшие к кризисам ликвидности и неплатежей? Не банки ли из кровеносной системы экономики деградировали в биржевых игроков и посредников? Надо снизить налоги на производство… Стоп! А из каких тогда средств финансировать социалку? Увлечённые большими проектами, вожди наций предлагают ввести мировую валюту (тоже несвежие идеи, кстати)… Стоп! Есть только одна крепкая мировая валюта – золото.

Даже те из экономистов, которые признают, что нужны совершенно новые модели мировых финансов, экономики, ограничены лишь констатацией факта. Тупик экономической научной мысли. Естественный, если обратиться к истокам самой науки, призванной снабжать теорией экономическую практику.



С ног на голову



Принято считать, что методологией светскую науку снабжает философия. Это, так сказать, пранаука. Тысячи трудов в философии, в частности в философии науки, посвящены вопросам истины: что есть истина, абсолютная она или относительная? Пространный ответ, который она даёт на второй вопрос (на первый она его, в принципе, не даёт), заключается в том, что истина бывает абсолютной до тех пор, пока её не опровергнет новое научное знание, теория. Такое представление об истине приводит к своеобразному делению наук на естественные и гуманитарные. В приоритете оказываются естественные, так как в них есть некоторая устойчивость в виде «абсолютной» истины. Абсолютной до тех пор, пока ей на смену не придёт новая «истина». А гуманитарные науки обречены на «экзистенциализм» как метод. Разъясню на примере «науки» психологии: Зигмунд Фрейд объяснял человека через его либидо, Густав Юнг – через типологию личности и т. п. В гуманитарных дисциплинах является обычным делом наличие академических школ, по-своему трактующих одни и те же явления. В подавляющем большинстве случаев эти теории рождаются постфактум, объясняя свершившееся, но не в состоянии спрогнозировать будущее, дать дельные рекомендации (ярчайший пример – марксизм). Более того, они нередко обслуживают конъюнктурные интересы властной элиты.

Без ясного представления об истине здание светской науки лишено фундамента.



Познание в исламе



В исламе абсолютная истина – Аллах, Вечный, Сущий, Создатель Вселенной и Господь миров, и всё в мире происходит по Его воле, способность постичь которую у человека ограничена. Из единобожия проистекает вся методология исламского научного познания, его универсальные принципы и ценностные установки.Познание в исламе начинается с веры в сокровенное, сокрытое (Гайб): человеку не дано познать всю полноту мудрости Всевышнего, и потому он должен верить в ниспосланное ему и опираться на Коран и Сунну как универсальное руководство.

Таким образом, исламская наука объективна, а не пребывает слугой у субъективного. Она не «гонится» за человеком, человеческими страстями, адаптируясь к его тёмным и непредсказуемым сторонам. Большинство так называемых гуманитарных дисциплин как раз этим грешат: социология, политология, менеджмент – отсюда сомнительный, ненаучный и частный характер их методологии в виде различного рода опросов, экспертных оценок, попыток обобщить бесконечное множество индивидуальных предпочтений и пристрастий.

От методологии единобожия перейдём к практике. В данном случае – экономической.

Сферы экономической жизни общества: социальное обеспечение, финансово-кредитная сфера, налогообложение, госуправление и госбюджет, бизнес – устроены как система сообщающихся сосудов. Если мы смоделируем их устройство на основе единобожия и шариата как его проявления, то получим духовно и социально гармоничное общество.



Жизнь по науке экономикс



Начнём с системы социального обеспечения. В западных странах расходы на него достигают 30 % ВВП. Такой «социализм» скользит по ржавым рельсам тупика индивидуализма, отводя государству роль всеобщего донора. Известно, к примеру, что пенсионная система переживает глубокий кризис. Научная мысль, ограниченная мировоззренческими установками индивидуализма и гендерного равноправия, не в состоянии найти выход из фундаментального противоречия: количество пенсионеров растёт, а поступления в пенсионные фонды уменьшаются ввиду сокращения доли населения трудоспособного возраста. Дискуссии ведутся вокруг преимуществ распределительной и накопительной систем пенсионного страхования. В первом случае пенсии выплачиваются за счёт отчислений из фонда оплаты труда работающих. Во втором – работник сам копит на старость. Понятно, что старение населения в развитых странах привело к кризису распределительной системы, так как единственный выход здесь – увеличивать и без того высокие налоги на работающее население. Но переход к накопительной системе требует огромных расходов: государство должно взять на себя обеспечение пенсией людей в возрасте от 45 до 60–65 лет, которые уже не успеют отложить денег на достойную пенсию. Распределительная система себя исчерпала, а накопительная только усугубит индивидуализм, кризис семьи и проблему низкой рождаемости.

Найдутся среди читателей этих строк оппоненты, которые приведут довод о выборах в демократических государствах, в ходе которых социалистов разных мастей сменяют либералы. Дескать, либералы тут же урезают расходы на соцобеспечение, и это даёт эффект в виде роста экономики. Да, даёт эффект – в ограниченных масштабах, так как речь не идёт о жизни в рамках системы ценностей и институтов, гарантирующих гармоничное развитие общества и индивида. Та же безработица адептами экономикс считается полезным явлением. В пределах «нормы» она расценивается как резерв для расширения производства в условиях роста спроса и цены на продукцию. Здесь во главу угла поставлены интересы производства, а не человека (гражданина): как только улучшатся условия производства, людям станет легче. Хотя со временем эффект от роста спроса и цены приводит как раз-таки к откату: перегреву экономики, падению производства, выбросу на биржу труда партий безработных и т. п.

Недаром практически во всех странах либералов во власти сменяют социал-демократы и наоборот. То есть, по западной научной мысли, интересы развития производства несовместимы с интересами развития человека.



Аманат



В исламе труд и разрешённые виды заработка есть одна из форм поклонения Аллаху (с.т.), то, что приносит довольство Аллаха в этом мире и награду в мире вечном. Коранических свидетельств тому множество: «Питайтесь тем, чем он наделил вас из благого», «Скажи, о мой Пророк, кто запретил украшения этой жизни?..», «Питайтесь дозволенными и разрешёнными благами». Пророк (с.а.с.) сказал: «Каждый из вас пастух, и каждый ответственный за свою паству: муж ответственный за свою жену, семью (предводитель – за население)». Аманат есть то, что Всевышний вверил мусульманину и за что ему придётся отвечать в Час Суда. В категорию «аманат» входят: семья, жена, дети, родители, имущество, а для правителя это население его государства.

Ответственность за социальное обеспечение лежит на членах уммы. Так, глава семьи несёт ответственность за всех её членов: жену, детей, стариков, сирот – детей ближайших родственников и т. д. Мусульманин становится заинтересованным в многодетной семье как гарантии обеспеченной старости. Необходимость приводит его к высокой социальной и предпринимательской активности, невозможной без личной свободы и независимости его и членов его семьи. Обратите внимание, как этот принцип самостийности мусульманина гармонирует с природным инстинктом самосохранения и размножения. Без каких-либо программ стимулирования рождаемости и материнских капиталов.

Государство же берёт на себя гарантии обеспечения только социально незащищённой части населения (сирот, одиноких, нищих и т. п.) из средств общественной казны – байтуль-мал. И даже в этом случае ответственность за наличие нищих и голодных с уммы в целом не снимается. Так, передают со слов Ахмада ибн Ханбала, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Если среди жителей какого-либо селения человек остаётся целую ночь голодным, то они будут лишены покровительства Всевышнего Аллаха».

В другом хадисе сообщается, что Пророк (с.а.с) мужчине, обратившемуся к нему в поисках заработка, дал топор и указал, чтобы тот рубил дрова и продавал их. Глубокий смысл хадиса заключается в том, что государство не должно предоставлять работу – оно должно создавать условия для того, чтобы люди имели возможность заработать.



Налогообложение налогов



Теперь о государстве. В демократиях государство – это госаппарат, слуга народа, существующий за счёт отчислений налогоплательщиков. Идеальное государство для либералов – маленькое государство. Для точности относительно исламской модели мы будем употреблять не термин «государство», а конкретно – «госаппарат».

Функции госаппарата в исламе оговорены рамками шариата. Помимо нормативного регулирования сдерживают расширение госаппарата и фиксированные шариатом величины ставок по налогам и сборам. В светских налоговых системах норма – 20 и более процентов, в то время как в исламе основной вид сборов – закат – 2,5 %, а самый высокий сбор – отчисление от военных трофеев – составляет пятую часть добычи. Сам факт отказа от нагрузки на госбюджет в виде массово доступного социального обеспечения предполагает гораздо меньшую налоговую нагрузку на население.

Налогообложение в исламе преследует цель справедливого распределения богатства в обществе. Всё имущество на земле принадлежит Аллаху, и богатство людей образуется по Его воле. Богатый человек несёт ответственность перед Всевышним за то, как он использовал вверенное ему имущество (аманат). Таким образом, основной налогоплательщик в исламе – состоятельный человек. Байтуль-мал формируется за счёт его отчислений. А сами расходы из средств байтуль-мал не могут облагаться налогами, так как есть расходы на общественно значимые нужды.

От идеальной модели обратимся к существующей. В Дагестане 45 % налоговых поступлений республиканского бюджета приходится на налог на доходы физических лиц, главным образом учителей и врачей, госслужащих. Согласно нормам шариата налоги (закат) должен платить человек, чистый годовой доход которого (за минусом расходов на удовлетворение минимальных жизненных потребностей) превышает стоимость 85 г золота (нисаб). Более того, учителя и ученики – те, кто даёт знания, и те, кто их получает, – пребывают на пути Аллаха, а следовательно, входят в категорию тех, на которых расходуются средства заката и которые не являются его плательщиками. К тому же деятельность социальных учреждений как богоугодных заведений, независимо от формы собственности, вообще не облагается налогом. Разве что доход собственника частного учреждения, но только в случае достижения установленного минимума (нисаба). Расходы на строительство дорог, школ, больниц по канонам ислама также не облагаются налогами. В противном случае выходит, что деньги общественной казны – байтуль-мал, – сборы по сути своей, вторично облагаются налогами.



А слуги кто?



Обратимся к эффекту принципов шариата в финансово-банковской сфере.

Ростовщическая банковская система и распространение процентных операций ведут к тому, что банки, помимо государства, становятся центрами эмиссии денег, их деятельность приводит к выбросу в экономику различного рода платёжных средств, а наводнение ими экономического оборота приводит к инфляции, превращению, как ни странно, денег в товар, дорогой и дефицитный.

Кредитование с использованием процента ведёт к удорожанию стоимости товаров, обеднению населения и перманентным переделам собственности. Приобретая тот или иной товар в кредит, человек платит за него цену, в которой сидит плата за кредит, взятый его производителем, и плата за кредит, заимствованный самим потребителем.

Запрет на ростовщичество (риба), партнёрское, а не процентное участие банка в бизнесе нивелируют банковскую эмиссию денег и инфляцию, так как привязывают увеличение денег в экономике к росту объёмов производимой продукции.

В исламе предусмотрено чёткое разграничение функций кредитования и эмиссии денег. Эмиссию может осуществлять только государство. А запрет процентных финансовых операций в исламе закрывает каналы избыточной эмиссии денег на финансовом рынке в виде облигаций, займов, кредитов, прочих платёжных средств. Иначе банки, банковский капитал подменяют собой государство.

Одно из следствий применения ростовщического банкинга – передел собственности. Мы являемся свидетелями того, как промышленные активы крупнейших российских компаний из-за долгового бремени их владельцев переходят к крупнейшим банкам: Сбербанку, Внешэкономбанку, ВТБ. Повторимся: партнёрские отношения в исламском банкинге исключали бы такой сценарий: убытки несли бы солидарно и банк, и компания, без предъявления исковых претензий, раскручивания спирали неплатежей, кризиса ликвидности и вытягивания средств госбюджета на решение интересов частных предприятий. А чем же, как не перекладыванием ответственности на налогоплательщиков за мошенничество менеджеров компаний-банкротов, являются антикризисные программы России, США и других западных стран? Вообще, ТНК во всём мире легко манипулируют налоговой оптимизацией и к тому же лоббируют для себя госконтракты. Так для кого же существует государство? Для налогоплательщиков? Или и вправду за их счёт?



--



Надира Исаева – главный редактор дагестанского еженедельника "Черновик", лауреат премии "Свобода прессы 2010".

Автор: Надира Исаева

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Islam - Truth 17 Марта 2011г.
Ответить

Жизнь не была божественной - вся божественность принадлежит только одному АЛЛАХУ! Но если человек живёт по законам Господа, любит АЛЛАХА, боится Бога при искушениях, то человек будет счастливым, и в жизни народа будет мир, и у народа будет будущее.

лёша 05 Декабря 2010г.
Ответить

И что жизнь была божественной?

Зухра 03 Декабря 2010г.
Ответить

Леша, в исламе нет разделения по принципу Кесарю - кесарево,Богу - богово. Законы ислама охватывают все сферы жизни человека: поклонение, мораль, экономику, политику, отношения между полами и т.д. Поскольку человек ошибается и не может найти правильное решение своих проблем, Господь, Который не ошибается, в исламе ниспослал человеку решения всех его проблем. Начиная с Пророка (с.а.с.) до начала 20 века по законам ислама жило целое государство - Халифат позднее Османская Империя.

лёша 01 Декабря 2010г.
Ответить

Что же такое ислам? Такой вопрос у меня возникает когда я читаю некоторые статьи на этом сайте. Из этой статьи складывается впечатление, что ислам это экономическая теория. Из других статей получается, что это политическая или правовая или научная теория. Не правильнее разделить как говориться "Кесарю - кесарево а Богу - богово"

Зухра 01 Декабря 2010г.
Ответить

Еще одним принципиальным отличием исламской экономической системы от капиталистической и социалистической являются 3 вида собственности. В капитализме есть частная и государственная собственность. В социализме только государственная, а в исламе есть государственная, частная и общественная собственность. К общественной собственности относятся: дороги, водоемы, пастбища, леса, природные ресурсы (нефть, газ и т.д.)согласно хадису: Люди совладельцы в трех вещах:огне, воде и пастбище" (Абу Дауд). То есть прибыль от продажи тех же природных ресурсов должна поровну делиться между граждана...
Читать дальше

Islam - Truth 17 Марта 2011г.
Ответить

Жизнь не была божественной - вся божественность принадлежит только одному АЛЛАХУ! Но если человек живёт по законам Господа, любит АЛЛАХА, боится Бога при искушениях, то человек будет счастливым, и в жизни народа будет мир, и у народа будет будущее.

Зухра 03 Декабря 2010г.
Ответить

Леша, в исламе нет разделения по принципу Кесарю - кесарево,Богу - богово. Законы ислама охватывают все сферы жизни человека: поклонение, мораль, экономику, политику, отношения между полами и т.д. Поскольку человек ошибается и не может найти правильное решение своих проблем, Господь, Который не ошибается, в исламе ниспослал человеку решения всех его проблем. Начиная с Пророка (с.а.с.) до начала 20 века по законам ислама жило целое государство - Халифат позднее Османская Империя.

Зухра 01 Декабря 2010г.
Ответить

Еще одним принципиальным отличием исламской экономической системы от капиталистической и социалистической являются 3 вида собственности. В капитализме есть частная и государственная собственность. В социализме только государственная, а в исламе есть государственная, частная и общественная собственность. К общественной собственности относятся: дороги, водоемы, пастбища, леса, природные ресурсы (нефть, газ и т.д.)согласно хадису: Люди совладельцы в трех вещах:огне, воде и пастбище" (Абу Дауд). То есть прибыль от продажи тех же природных ресурсов должна поровну делиться между граждана...
Читать дальше

Яндекс.Метрика