Почему арабские инвестиции не идут в Украину

Деятельности ближневосточных инвесторов на Украине препятствует правовая нестабильность и налоговая система страны

Деятельности ближневосточных инвесторов на Украине препятствует правовая нестабильность и налоговая система страны

Теги:



2
10 Декабря 2010г. (03 Мухаррам)
Арабский бизнес стал частым гостем на Украине. Что же мешает ему стать активным инвестором? Подобным вопросом задалась в четверг украинская «Инвестгазета».

Между тем украинский бизнес взял инициативу в свои руки. В апреле 2010 года группа украинских бизнесменов отправилась в ОАЭ презентовать свои инвестпроекты крупным инвесторам из стран Персидского залива. Параллельно свою работу начал деловой центр «Украина – Ближний Восток», который публикует инвестиционные предложения. Теперь для успеха этого мероприятия не хватает одной детали: договоренности об инвестициях на высшем уровне. При этом поток инвестиций в РФ из арабских стран продолжает расти.

Чтобы инвесторы из арабских стран воспринимали эту страну всерьез, украинские президент и премьер должны установить личные тесные контакты с руководством данных государств и предоставить госгарантии их крупнейшим инвесторам. Но если с руководителями Ливии Николай Азаров (украинский премьер – IN), кажется, уже нашел общий язык, подобные отношения с властями стран Персидского залива ни у него, ни у президента еще не налажены. Первый шаг, правда, уже сделан: в конце ноября впервые с момента установления дипломатических отношений на Украине побывал член правящей семьи Объединенных Арабских Эмиратов. Шейх Хамед бин Заида Аль Нагаян, младший брат действующего президента ОАЭ шейха Халифы бин Заеда Аль Нагаяна и директор Abu Dhabi Investment Authority, посетил Киев с целью знакомства с Виктором Януковичем. Между тем его брат и президент ОАЭ регулярно посещает другие страны СНГ, прежде всего Казахстан и Туркменистан, привозя с собой миллиардные инвестиции.

Кстати, Abu Dhabi Investment Authority, которым управляет шейх Хамед бин Заида Аль Нагаян, является крупнейшим в мире инвестиционным фондом, активы которого достигают $627 млрд. В целом же суммарные активы пяти крупнейших суверенных фондов благосостояния арабских государств составляют $1,4 трлн. – в 12 раз больше, чем ВВП Украины в 2009 году. Но пока здесь работает лишь ливийский фонд Libyan Investment Authority. Под его управлением находятся $70 млрд., но официальный объем инвестиций в Украине, по словам собеседника в посольстве этой страны в Ливии, составляет всего $100 тыс. (хотя, заметил собеседник, реальный объем инвестиций куда больше, а основной сферой вложений является строительство отелей в рамках подготовки Украины к Евро-2012). Другие инвестиционные фонды на Украину пока не приходят.

На вопрос почему Абултеф Нидаль из Кувейта лишь пожимает плечами – приходу инвесторов мешает отсутствие в этой стране законодательных гарантий для них и плохая налоговая система. «Мы предлагаем египетскому бизнесу вкладывать деньги в Украину. Такого низкого налогообложения вы в Европе не найдете нигде», – заявил премьер-министр Николай Азаров в конце ноября в Египте во время украинско-египетского бизнес-форума. Он, видимо, пошутил: на сегодняшний день именно украинская налоговая система является одной из ключевых причин, почему с точки зрения активности арабского бизнеса Украина среди других стран СНГ уступает России, Казахстану и Беларуси (хотя во времена СССР была второй после РФ по масштабам сотрудничества с Ближним Востоком). Налоговый кодекс улучшает условия для работы крупного бизнеса в вашей стране, подчеркнул Нидаль, но не иностранного бизнеса.

Виктор Щелкунов, президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты, активно участвующий в диалоге с представителями ближневосточного бизнеса, советует не забывать, что арабский мир – это не только ОАЭ и Саудовская Аравия. «Это также Марокко, Сирия, Оман и другие страны, которые может и не столь богаты, но и не так прихотливы, – говорит Щелкунов. – Мы участвовали в проработке проекта по созданию консорциума по производству удобрений в составе «Сумыхимпрома» с нашей стороны и марроканских государственных горнодобывающих предприятий, причем одним из вариантов рассматривалось не только инвестирование в Украину, но и обмен акциями. Марокканцы получили бы дешевые удобрения, а мы – сырье». Но интерес этих государств к Украине наталкивается на ту же проблему, что и интерес богатых нефтедолларами стран. «Инвесторов пугает нестабильность, причем речь идет уже скорее не о политике, а об изменчивости правовых норм и двузначности их толкования, – объяснчет Щелкунов. – Прогрессивные арабские страны, например ОАЭ, знают о происходящем у нас в деталях».

Впрочем, Казахстану взобраться на второе место в региональных предпочтениях арабских инвесторов помог еще один немаловажный фактор, которого на Украине до сих пор нет. В марте 2010 года здесь открылся Исламский банк Al Hilal. Наличие такого финучреждения позволяет арабским предпринимателям вести бизнес в любой стране, ведь оно обеспечивает им возможность работать, не нарушая норм шариата. На Украине также собирались обратиться к исламскому банкингу в надежде завлечь в страну арабские инвестиции. Год назад, к примеру, Фортуна-банк заявил, что уже в 2010 году создаст первые в стране продукты, соответствующие канонам ислама. 2010 год уходит, но обещания так и остались обещаниями. Ведь чтобы создать на Украине условия для работы арабов, необходимо внести изменения в целый ряд законов, которые позволили бы им делать бизнес на Украине по нормам шариата. Насколько в этой стране такое возможно в целом – отдельный вопрос.

Все эти факторы привели к тому, что, несмотря на живой интерес к Украине со стороны ближневосточных стран, реальные инвестиции из них так до сих пор и не поступают (а на различных украинско-арабских форумах Ближний Восток представляют в основном лишь посредники). И, с учетом трудоемкости избавления от этих факторов, в ближайшем будущем и не поступят.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Maybah 01 Января 2011г.
Ответить

значит нет резона

Maybah 01 Января 2011г.
Ответить

значит нет резона

Яндекс.Метрика