Ислам о потребительском кредитовании, пенях и риэлторстве

Специалист по исламским финансам дал консультацию российским предпринимателям

Специалист по исламским финансам дал консультацию российским предпринимателям

Теги:



0
23 Декабря 2010г. (16 Мухаррам)
В редакцию ИА IslamNews обратилась группа предпринимателей из Саранска с просьбой оказать помощь в получении квалифицированной консультации по некоторым проблемам, связанным с ведением бизнеса. Ответить на вопросы россиян любезно согласился доктор экономики и исламских финансов, выпускник Университета Юты (США) и Дамасского университета, профессор Монзер Кахф.



– В России в настоящее время получило широкое распространение потребительское кредитование. Как относится шариат к данному виду отношений?



– Если банк выдает кредит на приобретение товаров, при этом возрастает сумма, которую заемщик в конечном итоге должен возвратить банку по истечении определенного срока, то шариат однозначно считает такую сделку запрещенной.



Правильным будет, если банк, либо другое финансовое учреждение, сначала приобретет товар, а потом продаст конечному потребителю с отсрочкой платежа. В данном случае стоимость товара может быть повышена. У одного и того же товара в разные периоды времени может быть разная стоимость. Это разрешенный принцип, на котором основана допустимость такого рода сделки.



– Разрешены ли штрафные санкции за несвоевременное исполнение договора (просрочку) одной из сторон? Каким образом шариат побуждает к своевременному исполнению обязательств?



– Установление фиксированного платежа для одной из сторон в случае несвоевременного исполнения ею обязательств по договору недопустимо.



Однако известно, что сроки по договорам могут нарушаться, и необходим инструмент, который будет с этим бороться, учитывая интересы сторон. Шариат разрешает взыскание реальных убытков, возникших из-за ненадлежащего исполнения условий договора, которое может приводить к череде неблагоприятных последствий, в денежном исчислении, возможно, более значительных, чем фиксированная штрафная санкция. Известно также, что денежные средства обесцениваются под воздействием инфляции. Поэтому в случае, если мусульманин получил денежные средства в виде санкций, он может оставить себе размер реально понесенного убытка, а остальное отдать в качестве садака (благотворительной помощи).



– Я – риэлтор. По роду деятельности мне приходится помогать в поиске квартиры и другой недвижимости. Я знаю, что мои клиенты берут ипотечные кредиты в банках под проценты на покупку квартиры. Насколько моя работа допустима с точки зрения ислама?



– В вашей деятельности нет ничего противоправного, так как вы работаете в сфере услуг и не имеете никакого отношения к получению кредитов.



В целом же проблемы возникают из-за отсутствия альтернативы. Думаю, что при наличии исламских инструментов финансирования никто не стал бы обращаться за кредитами, выдаваемыми под проценты.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика